Крупноформатные магазины теряют покупателей. Все больше людей «тяготеют к комфортному шопингу «у дома»: потребители предпочитают их за счет меньшего среднего чека и возможности купить свежие продукты.
В Москве и Московской области снизилось количество покупателей в крупных магазинах, пишет РБК со ссылкой на исследование компании EY. Согласно опросу, проведенному в ноябре и декабре 2016 г., 8% респондентов стали реже покупать продукты в гипермаркетах, предпочитая ходить в «магазины у дома, в которые после оттока перешли 40% покупателей, супермаркеты (19%) или закупаться в интернете (12%).
В магазины у дома покупатели ходят в среднем 3-5 раз в неделю, а гипермаркеты 44% опрошенных посещают реже одного раза в неделю. Данные российских ритейлеров подтверждают, что крупноформатные магазины пользуются меньшей популярностью. К примеру, в гипермаркетах «Магнита» за первые девять месяцев 2016 г. выручка в сопоставимых магазинах сократилась на 9,6%, а средний чек— на 1,45%. Рост продаж в гипермаркетах «Карусель» за девять месяцев составил 5%, тогда как у сети «Пятерочка» — на 33% (обе входят в X5 Retail Group). Выручка гипермаркетов «Мегамарт» выросла на 5,5%,а сети «Дикси» — на 19,8% (обе компании входят в ГК «Дикси»).
Покупатели предпочитают небольшие магазины, чтобы сэкономить: сумма среднего чека снижается при более частом их посещении. Влияет и мода на здоровый образ жизни: опрошенные предпочитают свежие продукты, которые можно купить рядом с домом. На перемены влияет и потребительская модель поведения граждан: они делают упор на товары первой необходимости, тогда как формат гипермаркетов предполагает большую долю непродовольственных товаров, высокий средний чек и объемные покупки, сказала РБК старший аналитик по потребительскому сектору Райффайзенбанка Наталья Колупаева.
«В последние полтора-два года потребители все больше тяготеют к комфортному шопингу «у дома». На это повлияла экономическая ситуация последних нескольких лет, а также изменения покупательских предпочтений потребителей», — говорит управляющий партнер Colliers International Николай Казанский.
На изменение потребительских привычек сети отвечают открытием небольших торговых точек. Это помогает и большое количество свободных площадок в стрит-ритейле, которые появились с началом кризиса.
Интересно, что западные ритейлеры еще в 2012 г. обратили внимание на снижение потока посетителей в гипермаркетах: людям не хочется тратить много времени на шопинг, писал управляющий партнер консалтинговой компании «Команда А» Юрий Гугнин. Впрочем, в регионах новые гипермаркеты пока по-прежнему «продавливают» рынок и забирают покупателей в том числе у региональных операторов: все-таки они предлагают более широкий выбор и более низкие цены, отмечал директор компании R.Management» Алексей Мальцев.