Меню

Смешать и продать: как из одного стакана смузи вырастить целый рынок. История ClearBarn

Бизнес ClearBarn начинался полтора года назад с домашней соковыжималки. Сейчас Валентина Морева открыла второй бар с полезной едой, подумывает о фермерском хозяйстве и продаже франшизы.

Текст подготовлен по материалам портала It's My City. Совместный проект IMC и банка для предпринимателей «Точка» (входит в ФГ «Открытие»)

Рынок органических продуктов не падает даже в кризис. В 2015 г. россияне купили около 11 тыс. тонн органических продуктов. По мировым масштабам — смешные мерки: на всей планете в год потребляется 6,8 млн тонн такой пищи. В США рынок здоровой еды оценивают в $80 млрд ежегодно.

Чистый склад

В апреле 2014 г. екатеринбурженка Валентина Морева отдыхала на Бали. Она отправилась в Индонезию на месяц в одиночестве, чтобы перезагрузиться и подумать о жизни. За плечами у нее были четырнадцать лет бизнеса по продаже компакт-дисков и не слишком удачный опыт открытия интернет-магазина. В эру iTunes компакт-диски продавались все хуже, и магазин в Нижневартовске, который Валентина открыла на деньги, взятые взаймы у мужа (к тому времени бывшего), быстро терял обороты.

На Бали она поселилась в Семиньяке, который известен бурной гастрономической жизнью. Как-то она отправилась на фермерский рынок и среди корзин с пирамидами тропических фруктов увидела прилавок с бутылочками, наполненными разноцветными жидкостями. Продавец-балиец объяснил, что это соки холодного отжима: для их производства нужна специальная выжималка, которая делает одну порцию очень медленно, в течение 15 минут. Зато в жидкости сохраняется в разы больше полезных веществ. Валя попробовала несколько смесей и была поражена их вкусу: ничего подобного ей пить раньше не приходилось. Она подумала, что хотела бы покупать такие соки и в Екатеринбурге. 

«Большинство соковыжималок — это соковыжималки центрифужного типа, в которых быстро вращающиеся лезвия измельчают фрукты и овощи, одновременно подвергая их воздействию кислорода и тепла. Но кислород и тепло снижают содержание витаминов и фитохимических веществ в конечном продукте — то есть именно тех веществ, которые вы стараетесь употреблять. А соковыжималки холодного отжима сминают и сдавливают фрукты, не давая лишнему кислороду и теплу взаимодействовать с ними. Но секрет не только в том, чтобы сделать полезный сок: важно найти правильное сочетание вкусов, чтобы получился оригинальный авторский микс» (журнал Wired)

Вернувшись на Урал, Валентина начала погружаться в тему. Главным инструментом исследований стал Instagram. Она листала аккаунты американских энтузиастов органического питания, которые занимались соками холодного отжима, смузи и другими здоровыми продуктами. Выяснилось, что в США это уже довольно большая индустрия, а для некоторых — целый образ жизни. 

Fresh start

Первая соковыжималка Валентине пришла из Кореи и обошлась в 80 тыс. руб. Блендер дома был. Валя начала экспериментировать с овощами, фруктами и зеленью, составляла собственные смеси и угощала друзей. Параллельно придумывала собственный бренд.

Логотип она нарисовала в CorelDraw сама — минималистичный круг, в который вписаны слова ClearBarn. На русский это переводится как «Чистый амбар» или «Чистый склад». Слово barn всплыло по ассоциации с Бали, — в Убуде было место, которые называлось YogaBarn. К тому же «barn» — это немножко похоже на «bar». Вслед за названием родилась философия: тело человека — это склад, в который мы можем складывать как хорошее, так и плохое. Иногда склад забивается мусором, и его необходимо чистить. Нужно стремиться, чтобы твой амбар был чист.

Прежде чем начать предлагать соки клиентам, Валентина Морева решила устроить пробную дегустацию на уличном маркете «Ярмарка Дефицита», который проходил в Харитоновском парке. Она попросила своего друга Дмитрия Денгольца поработать с ней за прилавком, нашла в кофейне Luckmousse два холщовых мешка из-под кофе, сделала с их помощью живописную стойку и приготовилась знакомить Екатеринбург с новым пищевым трендом. Проблема была в цене: небольшая бутылка стоила 200 руб., в то время как стакан обычного фреша можно было купить за 70-100 руб. Будет ли кто-нибудь покупать сок за такие деньги? 

Пока Дмитрий Денгольц завлекал посетителей, Валентина металась от соковыжималки к блендерам, разливая смузи и соки. Вокруг прилавка собралась толпа. Уже несколько раз привозили новые партии овощей и фруктов: рассчитанный на день запас закончился в первые часы. С не меньшей охотой покупали закатанную в банки огуречную «детокс-воду» по 100 руб. за банку и новый для Екатеринбурга продукт — хрустящую гранолу. Чтобы ее приготовить, Валентина сама запекала в духовке овсянку с орехами и закатывала смесь в полулитровые банки.

Успех того дня был вдохновляющим. Аккаунт ClearBarn в Instagram, который Валентина завела загодя, начал быстро набирать подписчиков. Особым спросом пользовались детокс-наборы: несколько дней на соках, и организм начинает работать по-новому.

Вскоре владелец кофейни Luckmousse Александр Сизов, у которого Валя попросила кофейные мешки для оформления барной стойки, предложил открыть небольшой отдел ClearBarn в своем заведении. Нужно было купить пару морозильников, барный холодильник, и можно запускать продажи. Валя рискнула: купила морозильники, заказала новую партию пластиковых бутылочек для сока и объявила в Instagram, что открывает свой первый бар с соками и смузи. 

13 сентября 2014 г. в Luckmousse собралась толпа: посетительницы пили соки и смузи, пробовали гранолу и изучали детокс-программы. Не зря Валентина несколько раз в день публиковала в фотоблоге снимки новых коктейлей и продуктов: ClearBarn еще не успел открыться, а для покупателей уже стал привычным явлением.

Два месяца Валентина Морева жила в цейтноте. Она просыпалась рано утром и ехала за свежими овощами и фруктами — что-то брала у поставщиков, а что-то просто покупала на Ботаническом рынке. Потом приезжала в Luckmousse и вставала за прилавок. Вечером, посчитав выручку и обработав заказы, писала себе задание: сколько и каких соков нужно подготовить на завтра. Кроме того, нужно было найти время на переговоры с поставщиками, подбор новых продуктов и ведение Instagram, подписчиков в котором становилось всё больше. 

Вскоре Валя наняла своего первого бармена. А через некоторое время владелец Александр Сизов нехотя сказал ей, что работать в его кофейне она больше не сможет. Вступил в силу новый порядок проверок заведений общепита, и теперь инспекция могла нагрянуть не по заранее утвержденному плану, а в любой момент. Кофейня не хотела нести ответственность за чужой бизнес. К счастью, у Валентины Моревой был «план Б». 

Сила Вали

В феврале 2015 г. Валентина переехала в торговый центр Sila Voli на Карла Либкнехта. Владельцы центра, планирующие сделать упор на товары из сферы спорта и здорового образа жизни, сами пригласили ClearBarn занять лучшее место на первом этаже. Это был уже не маленький прилавок, а целый бар со столиками. Кроме того, торговый центр был готов предоставить льготную аренду на первые два месяца работы. 

13 февраля новый ClearBarn начал работу. За прилавком снова стояла Валентина, но теперь у нее появились помощницы. Витрины были заполнены новым ассортиментом — тортами и конфетами без сахара, появилось меню и кофемашина. 

Трафик с каждым днем возрастал. За наборами для детокса, гранолой и бразильской кокосовой водой сюда стали приезжать со всего города. Девять из десяти покупателей были женщинами.

Пару месяцев назад Валентина открыла вторую точку ClearBarn — бар в модном магазине «Большой New Market» на Радищева.


Бармен Настя перед началом каждой смены делает WhatsApp-рассылки постоянным гостям 

В команде Clear Barn всего восемь человек, все девушки. Большинство пришли к Валентине Моревой не из-за денег, а потому что им нравилось её дело. Многие вегетарианцы. Студентов Валентина не нанимает: возрастной порог — 23-24 года. 

За полтора года, что прошли с открытия небольшого прилавка в кофейне Luckmousse, ассортимент ClearBarn расширился. Теперь здесь можно купить каши под маркой «Завтрак будит!», торты и пирожные от компании BezMuki, сок из ростков пшеницы под брендом «Зелень для жизни», мороженое на кокосовом молоке без сахара, здоровые снэки Bite, ну и, конечно, 25 видов соков и 21 сорт смузи. А еще пять видов гранолы, пастилу, сиропы и шоколадные батончики из кэроба.

За сезон два бара продают органической еды на 1,5 — 1,7 млн руб., отбивая около 180 чеков в день. Зимой дела традиционно идут хуже, летом — лучше. Но и в феврале тут продали 350 литров смузи. 

С момента начала бизнеса многое изменилось, и кое-что — не в лучшую сторону. Например, выросли цены на ингредиенты. Миндаль, из которого здесь делают миндальное молоко, стоил 400 руб., а теперь — 1100 руб. Килограмм ананаса обходился в 70 руб., а теперь в 200. При этом поднимать цены на соки и смузи Валентина опасается: да, среди клиентов есть обеспеченные женщины, но много и студентов, которые не могут себе позволить смузи за 400-500 руб. Поэтому Валентина снижает маржу, получая с каждой продажи все меньше и меньше собственной прибыли. Хотя бизнес успешен, лишних денег в нём нет, все тратится на новое оборудование.

Сейчас Валентина думает, как поставлять в ClearBarn горячие блюда. Она также начала устраивать выездные фуршеты со здоровыми закусками, соками и смузи. Спрос на последнюю услугу внезапно превысил предложение: недавно ClearBarn пришлось отказаться от заказа на 200 человек, который оказался слишком большим для имеющегося производства. 

Прошлым летом в ClearBarn приезжали предприниматели из Челябинска — им понравилась концепция заведения, и они хотели бы открыть такое же в своем городе. Это было уже не первое подобное предложение — до этого с аналогичным вопросом приезжали из Казани. Интерес иногородних предпринимателей подтолкнул Валентину к мысли о франшизном бизнесе. Сейчас она готовит документацию, в которой будет детально расписан принцип работы. Франшиза будет касаться не только баров, но и интернет-магазина, детокс-программ и фуршетов. Может быть, франшизные ClearBarn появятся даже в отдаленных районах Екатеринбурга. 

Валентина хочет превратить ClearBarn в производство полного цикла: не только обрабатывать овощи и фрукты, но и самой выращивать их. Она изучает биовегетарии — высокотехнологичные теплицы, в которых можно получить экологически чистый урожай в разы быстрее, чем в открытом грунте. Валентина уже придумала, что поставить такую теплицу можно на крыше Sila Voli, чтобы ингредиенты для соков и смузи спускались в детокс-бар прямо с грядки. Ни транспортировки, ни упаковки — мечта предпринимателя. Вообще-то торговый центр собирался проводить на крыше вечеринки, но раз уж ЗОЖ побеждает тусовки, почему бы не устроить там царство помидоров?

Автор: Дмитрий Колезев*

Фото: Игорь Гром, Валентина Морева

 Адаптация на DK.RU — Ольга Селезнева

* - выполняет функции иностранного агента