Невольным подписчиком платного сервиса стоимостью 20-100 руб. в сутки можно стать, просто зайдя на сайт той ли иной тематики через браузер своего смартфона.
При этом владелец мобильного телефона не дает согласия на подписку - она оформляется автоматически, о чем абоненту тут же сообщают в смс-сообщении. Подобные случаи произошли с абонентами операторов МТС и «ВымпелКома»: их подписали на канал «Видеомир 18+» и ресурсы Moyamedia.ru и Filoteka.ru. За подключение со счетов абонентов было списано по 20 руб., а для отказа от подписки требовалось прислать смс-сообщение. Об этом пишет РБК со ссылкой на «Ведомости».
На страницах МТС, «ВымпелКома» и Tele2 в соцсетях действительно появились жалобы от абонентов, которые стали подписчиками платных ресурсов не по своей воле. Представители операторов связи объясняют, что подтверждение подписки происходит незаметно, когда абонент нажимает на рекламный баннер или заходит на сомнительные сайты.
В то же время представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский заметил, что в ведомстве не заметили появления большого количества жалоб на этот счет. Он предположил, что в таких случаях абоненты обращаются к мобильным операторам, клиентами которых являются.
Некоторые интернет-ресурсы умышленно делают незаметными кнопки подписок, рассказали в МТС. Задача мобильного оператора в таком случае - тщательно проверить подозрительный сайт и, если нарушение будет обнаружено, вернуть абоненту деньги. В Tele2 добавили, что оператор связи может отключить недобросовестных партнеров. В «ВымпелКоме» напомнили, что контент-провайдер обязан сообщать о том, что та или иная услуга является платной, и указывать ее стоимость. Нарушителям этого порядка могут грозить штрафные санкции.
Списание денег со счета абонента без предупреждения с конца прошлого года начал осуществлять «МегаФон», однако причина тому - законная: в декабре компания сообщила, что с абонентов, которые в течение 45 суток не пользовались услугами связи, ежедневно начнут снимать по 15 руб. Если через 90 дней после того, как баланс достигнет 0 руб., абонент не возобновит активность, его номер могут вернуть в продажу.
К слову, такой механизм использует не только «МегаФон», но и остальные операторы.
«Если бы подобных механизмов не было, абонентские базы содержали бы сотни миллионов «мертвых душ», а номерная емкость давно бы кончилась», — рассказал источник в «МегаФоне».