Меню

«Сумеете — стройте, нет — идите на фиг». Владимир Крицкий — о будущем застройщиков

Владимир Крицкий. Иллюстрация: "ЛСР. Недвижимость - Урал"

«Я смотрел трансляцию встречи Владимира Путина с блогерами, ему задали вопрос об обманутых дольщиках. Суть ответа: строители пусть строят меньше, но лучше. Мол, ребята, ни на кого не рассчитывайте».

С начала года на строительном рынке Екатеринбурга возникло некоторое оживление — ряд девелоперов заявили о грядущем старте новых проектов разного масштаба и класса. Однако, констатирует управляющий «ЛСР Недвижимость Урал» Владимир Крицкий, оживление это визуальное. На деле же больше строить не стали, а проблем прибавилось. 
 
В последние пару месяцев застройщики то и дело заявляют о новых проектах. Выглядит все так, будто рынок ожил.
 
— Это не так. Оживление лишь видимое, и его можно связать с двумя факторами. Первый: часть компаний в принципе дееспособны. А чего они будут на месте стоять? Они должны заявлять о новых проектах, потому что любое замедление на рынке строительства означает дальнейшее возникновение проблем. Так что они как работали, так и продолжают. Второй фактор: есть игроки, которые собираются или приостанавливать свою деятельность, или прекращать работу вообще. Но у них есть заделы, и компании понимают: гораздо проще и экономически эффективнее создать готовую продукцию и потом ее продать, чем бросать полуфабрикат в виде незавершенного строительства. Понятно, что готовые метры более ликвидны и дороги, поэтому многие стали бодро достраивать то, что начато. Разумные люди так поступают.
 
А дальше… Я думаю, в этом году ситуация на рынке изменится — с точки зрения количества игроков. Число компаний неизбежно будет сокращаться, начнется усиление существующих игроков, укрупнение либо стабилизация их финансового положения и численности сотрудников. И все это одновременно с вымыванием с рынка тех, кто работал на грани — а полно же всякой шпаны на рынке. Все же считают, что стройка — дело легкое. В лучшем случае бизнес продолжишь, в худшем — свернешь, деньги в карман положишь и исчезнешь.  
 
Ладно, шпана, с этим понятно. Но и серьезные крупные игроки оказываются не способны продолжать работу. Взять историю с «Уралэнергостройкомплексом».
 
— Я уважаю Игоря Плаксина (глава УЭСК, — прим. ред.) как человека, но я еще десять лет назад ему говорил: «Мне не нравится, что происходит в твоей компании. Такое ощущение, будто у тебя финансы живут своей жизнью». Это означает, что внутри компании было не все в порядке. В итоге нарыв лопнул. 
 
Насколько сложнее стало работать? Ошибок сейчас рынок совсем не прощает?
 
— С этого года ситуация кардинально изменилась. Во-первых, с 1 января поменялись правила регистрации договоров долевки с точки зрения наличия документооборота и плюс появился совершенно новый документ — заключение уполномоченного органа о возможности привлечения денежных средств граждан. То есть застройщик должен раскрыть себя всего, публично показать, что у него есть, какие финансовые ресурсы и так далее, что у него чистая документация, земельный участок, по которому нет никаких вопросов, и региональный Департамент стройнадзора должен выдать такое заключение — в случае предоставления пакета документов. Только после этого ты имеешь право привлечь хотя бы копейку от граждан. Если такого заключения нет, привлекая деньги, ты нарушаешь Уголовный кодекс — не Гражданский, не Административный. Можешь сесть.  
Второе: появился государственный компенсационный фонд долевого строительства, и каждый застройщик обязан туда внести 1% от стоимости возведения своего объекта. Сначала шел разговор о дифференцированной ставке в 1-3% — в зависимости от мощности организации. Это дикость! Мало того, что нас всех заставляют платить 1% за того парня, так еще и, увеличивая объем производства, закладывать выплаты на тех, кто нормально строить не хочет. Серьезные-то игроки понимают свою степень ответственности — я никогда не полезу в мутное дело, чтобы, отработав всю жизнь, в итоге измазать в дерьме свое честное имя. И таких немало. Хорошо, что государство сделало единую ставку для всех. 
 
Пошли застройщикам навстречу?
 
— Да. Но в целом с точки зрения госполитики ничего хорошо для строительной отрасли нет. Я недавно смотрел трансляцию встречи президента Владимира Путина с блогерами. Там ему задали вопрос о том, когда уже закончится история с обманутыми дольщиками обанкротившейся группы строительных компаний СУ-155. И суть его ответа была такой: строители должны понимать, что они делают. Поэтому пусть строят меньше, но лучше. Мол, ребята, ни на кого не рассчитывайте, только на себя. Сумеете — стройте, нет — идите на фиг, для нас главное граждане. Вот так. 
 
 
А граждане уверены: в случае чего их обязательно защитят, и часто несут деньги куда попало. Само государство им в голову вбило, что все равно за них эту проблему решат. А раз так заверяют, зачем думать головой, за меня дядя подумает. Свердловская область пошла еще дальше — приняты изменения в закон, по которому обманутые дольщики со всего региона могут получать жилье в Екатеринбурге. Это идеал! Я вложу копейку в Нижнем Тагиле в самую пропащую контору, но это даст мне возможность получить статус обманутого дольщика, и будь добр дать мне квартиру в Екатеринбурге. Там вложил копейку, здесь получил на рубль. Жизнь удалась!  
 
Все равно на этом фоне основные игроки сворачивать работу не намерены. Федеральная компания «ПИК» вообще заходит в новый для себя регион, будет строить свои панельные дома в Екатеринбурге. Это изменит расклад сил в городе? Все-таки игрок крупный и на слуху.
 
—  «ПИК» работает в регионах и в Подмосковье, в саму Москву компанию пускают не охотно, потому что решения их домов не дотягивают до столичного уровня. Я это объективно говорю. По сравнению с нашей европанелью, которая с точки зрения качества фактически монолит, только произведенный в заводских условиях, панель «ПИК» — значительно хуже. А что игрок на слуху — вспомним СУ-155, это название тоже раньше гремело на всю страну, и чем все закончилось. 
 
Вы заявили, что в этом году стартует стройка двух новых ЖК — «Цветной бульвар» и «Меридиан». Один — в Пионерском районе, второй — между Академическим и вашим же «Мичуринским». Оба объемные по метрам. Думаете, раскупят?
 
— Разрешение на строительство первого дома «Меридиана» мы получили, летом выйдем на площадку. Начнем с одного дома, и будем смотреть, как пойдут продажи. От этого будет зависеть дальнейший ход строительства. Признаю, конкуренция в том районе высокая, но у нас есть плюс — новый образовательный центр с бассейном, которым смогут пользоваться жители. На строительство «Цветного бульвара» должны выйти тоже в этом году, темпы будут опять зависеть от покупательской способности. Но там точно есть потребность в новом жилье. Плюс мы продолжаем строить в Компрессорном и в «Мичуринском». 
 
Писали, что вы приходили с «Мичуринским» на обсуждение в «Школу главного архитектора», где студенты предложили сделать третью очередь района на берегу озера, построить там дома классом повыше. 
 
— Предложения были разные, но цель у нас была одна: выявить тенденции по части благоустройства. Мы понимаем, что «Мичуринский» построен в благоприятной экологической зоне — что бы по этому поводу ни говорили. И хотим, чтобы две очереди были связаны единым пешеходно-велосипедным маршрутом, где будут общественные зоны, парк, сквер. Чтобы появились точки притяжения. 
 
 
Школа дала самое главное: двух архитекторов, которые сами живут в «Мичуринском». Мы их пригласили в офис, поговорили и решили, что они проработают проект благоустройства. Договорились: мы дорабатываем проект, они себе набирают активистов, с мэрией мы поможем проект сопроводить, расчистить маршрут, будем помогать делать благоустройство — дадим технику, механизмы, материалы, оборудование. Но устанавливать все необходимое они будут своими руками. Чтобы потом, понимая цену вложенного труда, поддерживать это благоустройство в надлежащем виде. 
 
А то сейчас места общего пользования — пешеходные аллеи — жители сами содержать не хотят. А кто это будет делать? Если же ситуацию не ухудшить, я даю гарантию: через 6-7 лет «Мичуринский» станет лучшим районом города.   
 
А что с проектом строительства на месте «ЭКСПО-парка» на ВИЗе? Градсовет вашу концепцию застройки отклонил. Обсуждение было сбивчивое, что в итоге не устроило экспертов?
 
— Я вообще сам не понимаю, что не устроило, и что происходит. У нас там 14 га из 500. Мы отработали все моменты, сумели четко отделить общественную застройку от жилой. Главные претензии были к участку вдоль берега: часть архитекторов считают, что там должен быть офисный центр, другие же за парк. Пока проект поставлен на паузу, но тему эту мы будем продолжать. Дотормошим все равно, протопчем. ВИЗ будет.  
 
А если говорить в целом обо всех новых стройках, у нас всегда так: тех, кто делает что-то новое, не любят, считают, что они непременно жулики, хотят нажиться. Потом, когда проект начат, плюют в строителей, потому что те тащат грязь. Но в итоге-то грязь уходит, и остается цивилизация. И нам не стыдно за свою работу. Пусть плюются! Главное — оставлять за собой достойный след. Остальное — пустое.
 
Фото: "ЛСР. Недвижимость - Урал"