Вообще, на рынке найма жилья на сегодня существует два вида услуг. Первый — традиционный, когда клиенту предоставляется информация о сдаваемых квартирах. Можно сказать, что это «путь наименьшего со
Вообще, на рынке найма жилья на сегодня существует два вида услуг. Первый — традиционный, когда клиенту предоставляется информация о сдаваемых квартирах. Можно сказать, что это «путь наименьшего сопротивления», ведь агентству в данном случае не нужно долго «возиться» с клиентом: заключил договор, получил деньги, выдал адрес. Не подошла квартира? Ваши проблемы! Второй вид услуг не так распространен у нас в Екатеринбурге, он предполагает сопровождение сделки агентством. Для клиента существенно, что деньги он платит только после того, как вариант найден. До этого момента идет подбор квартиры по заданным характеристикам, причем на подходящие «адреса» для просмотра варианта вместе с клиентом выезжают сотрудники агентства, при необходимости они помогают составить договор коммерческого найма. И у того и у другого вида услуг есть свои плюсы и минусы. В первом случае минусов больше для клиентов, во втором — для самого агентства. Сразу хочется оговориться, что официальное разрешение на этот вид деятельности в настоящее время имеют только те участники рынка, которые получили лицензию на право проведения операций с недвижимостью, в число которых наряду с другими входят и информационные услуги по коммерческому найму жилья (лицензия серии РД). Но на самом деле на этой ниве активно «трудятся» множество так называемых информационных агентств, не имеющих лицензий, зачастую строящих свою работу на заведомом обмане клиентов. Естественно, они не стремятся к тесному общению со своими клиентами и используют модель №1, когда главный принцип — «деньги — вперед». Конечно, не стоит обобщать, наверняка есть и добросовестные солидные фирмы, которые работают честно и предоставляют клиенту достоверную информацию. Но практика показывает, что и негативного опыта у горожан предостаточно. В городской комитет по защите прав потребителей в течение этого года (с января по ноябрь включительно) обратились 277 человек, пострадавших от деятельности информационных агентств. Если учесть, что большинство наших граждан не склонны «искать правды», то можно предположить, что на самом деле количество пострадавших неизмеримо больше.
Информационные агентства, как правило, для начала заманивают клиента «обилием вариантов», затем предлагают ему заключить договор «на предоставление информационных услуг». С клиента взимают плату (в среднем 100 руб. — за подбор комнаты, 200 — за подбор квартиры) и радостно сообщают, что теперь-то он может отправляться на просмотр имеющихся в банке данных квартир. Не трудно догадаться, что большинство из предоставленных адресов «просрочены»: когда клиент приходит по указанному адресу, он
обнаруживает, что квартира давно уже сдана. Случается, что человек с удивлением попадает вместо жилого дома в... вытрезвитель. Некоторые из клиентов, дабы подстраховаться, требуют, чтобы при них созвонились с хозяевами квартиры. Что ж, как говориться, «ноу проблем»! Милая девушка набирает при вас номер телефона и осведомляется о том, сдается ли еще квартира и будут ли хозяева сегодня вечером дома. Но не обольщайтесь, на самом деле она, скорее всего, общается со своими коллегами из соседней комнаты. В общем, «мошеннический арсенал» у таких «комбинаторов» достаточно разнообразный. Таковы проблемы первого вида услуг. Их, наверняка, станет меньше после принятия положения об информационных агентствах, над которым в настоящий момент работает Уральская палата недвижимости — ассоциация профессиональных риэлторов, при активной поддержке правительства области.
Что касается модели №2, когда услуга оплачивается клиентом по факту ее предоставления, то в числе пострадавших может оказаться агентство, ведь прежде чем вариант будет найден, нужно приложить немало усилий. При этом нет гарантии, что клиент не откажется от услуги в самом разгаре поисков. К тому же зачастую люди не могут внятно объяснить, чего хотят. Это приводит к тому, что сотрудники агентства выезжают на адреса вхолостую. Время потеряно, результат — нулевой. Агентство же в данном случае заинтересовано в быстром подборе варианта так же, как и клиент, ведь от этого зависит, когда будут получены деньги за услугу. Плата в данном случае не фиксированная, как предусмотрено при обычном предоставлении информации, а исчисляется в процентах от месячной оплаты аренды квартиры. Несмотря на то, что по деньгам это получается дороже, чем информационные услуги, многие люди склоняются к тому, что экономия здесь не уместна. Ты знаешь, за что платишь, тогда как, оплачивая услуги информационного агентства, ты не уверен, что поиски увенчаются успехом. Но надо сказать, что не так уж много агентств занимаются наймом по описанной прогрессивной схеме: вероятно, хлопотно. В основном, за это берутся те агентства, кто давно работает на рынке недвижимости и для кого найм и аренда — направления отнюдь не приоритетные, ведь как уже было сказано, квартир в городе сдается не так уж много, больших денег здесь не заработать, если, конечно, работать честно. Поэтому услуги по найму осваиваются солидными агентствами скорее в целях расширения «ассортимента». Хотя, если «удалить» с рынка его недобросовестных участников, можно будет считать это направление деятельности вполне перспективным.
Агентство «Квартет-бюро»
тел. 56-29-89