Автодилеры убеждают клиентов: ваши старые авто пора менять. Те не согласны: зачем платить 3 млн, если можно «откапиталить» машину за 300 тыс.? Что происходит с коммерческим транспортом — мнения.
В течение двух лет продажи коммерческого автотранспорта падали. Свет в конце тоннеля забрезжил на исходе 2016 г.: рынок стабилизировался, он не снижается, но пока и не растет.
Гости дискуссионного клуба «Делового квартала» — представители дистрибьютора и дилеров коммерческого автотранспорта, компаний с собственными автопарками, лизинговых компаний и сервисных центров — обменялись мнениями о доступности покупки новых машин в текущих экономических реалиях, финансовых инструментах, позволяющих это делать, и их стоимости и ремонтах в официальных дилерских сервисах и «гаражах».
Спрос разгоняется, продажи стоят
Эдуард Иванов, директор по продажам ГК «Планета авто»:
Основная причина отсутствия продаж — отсутствие свободных денежных средств у компаний. В 2015 г. цены на авто повышались три-четыре раза, при этом доходы транспортных и промышленных компаний не росли. Многие отказываются от своего автопарка в пользу наемного, некоторые пытаются ремонтировать имеющийся, а не обновлять его. Замечу, что дорогие бренды коммерческих автомобилей продаются лучше более бюджетных. Из чего можно сделать вывод: у состоятельных компаний, которые расширяются и живут, а не выживают, деньги остались, и они продолжают пополнять и обновлять парк, у остальных с ростом цен эта возможность снизилась.
Я думаю, сегодня на рынке коммерческого автотранспорта есть предпосылки к росту: идут активные звонки от клиентов, планирующих в ближайшее время приобрести даже не одну, а сразу нескольких машин. Это внушает оптимизм.
Однако в сегодняшних рыночных условиях клиент практически сам назначает цену на автомобиль. Если до кризиса у дилера покупали десять авто и об этом никто не знал, то сейчас о приобретении даже трех-пяти машин узнает вся страна — дилеры, лизинговые компании, кузовостроители, и все делают клиенту эксклюзивное предложение. Покупатели же изучают рынок, смотрят предложения в интернете и практически, сталкивают лбами продавцов.
Андрей Бовырин, генеральный директор «СпецМобиль-НН»:
— С начала года мы надеялись, что рынок оживет. На 2011 г. пришелся пик продаж, и мы, дилеры, считали, что пришло время обновлять автопарки. Однако, к сожалению, клиенты не торопятся это делать. Цена замены автопарка сегодня слишком высока, поэтому их владельцы предпочитают обходиться ремонтами, хотя сегодня есть финансовые инструменты, позволяющие сдать старый автомобиль и с незначительной доплатой получить новый.
Дмитрий Морозов, генеральный директор ООО «Южин»:
Что касается инструментов, помогающих сдать старый автомобиль и приобрести новый, доплачивать придется не незначительную сумму, не 700 тыс., а 2 млн руб. и еще 60% — за лизинг. При текущих ценах на машины, на топливо говорить о покупке новых единиц по 3 млн руб. абсолютно нереально.
Еще один минус нового автопарка — стоимость запчастей: редуктор Евро-4 для Mitsubishi Fuso стоит 368 тыс. руб., для Евро-3 — 167 тыс. руб.; 646-ой двигатель для Mercedes можно «капиталить» за 120 тыс. руб., а 651-ый — минимум за 250 тыс. руб. Кроме того, если машина давно выпускается, на рынке полно аналогов запчастей.
Илья Бочкарев, руководитель бизнес-подразделения по продажам и послепродажному обслуживанию грузовых автомобилей Mitsubishi Fuso:
В течение двух лет рынок менялся, цены росли, но мы продолжали предлагать нашим клиентам особые условия. При этом сохраняли хороший уровень наполнения и оснащения. Мы изучили потребности клиентов, их мнение о необходимости дифференцированного предложения: премиум и бюджетного. Полученная обратная связь подтвердила, что в этом нет необходимости. Но, думаю, наступит момент, когда участники нашей дилерской сети будут выходить на клиентов с подобными пакетными предложениями. Хочу также отметить, что в настоящее время у дилерских сетей на первый план выходит выстраивание отношений с клиентами.
Алексей Герасименко, руководитель отдела по послепродажному обслуживанию бизнес-подразделения FUSO:
Господдержка работает, но не для всех
Евгения Горустович, руководитель центра продаж «Элемент Лизинг»:
Олег Казанцев, директор департамента транспорта и логистики «Сима-Ленд»:
Альберт Потапов, коммерческий директор «Мерседес-Бенц Файненшл Сервисес Рус»:
В прошлом году мы профинансировали каждую вторую машину, проданную компанией «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС». В этом году мы видим увеличение спроса на машины в количественном отношении: у крупных компаний на 20-30%, у небольших — на 10%. В среднем авансовый платеж составляет 10-15% по субсидированной технике, а размер лизинговой ставки существенно ниже, чем у конкурентов. Мы достаточно гибки в подходе к средним и крупным клиентам.
Официальный дилерский центр VS «гараж»
Эдуард Иванов:
— Прошли те времена, когда ремонт в дилерских центрах стоил очень дорого и дешевле было заехать в «гараж». В борьбе за клиентов официальные дилеры приблизились к рынку в стоимости нормо-часов. Думаю, сегодня цена обслуживания в дилерском центре не намного дороже обслуживания в «гараже».
Принципиально важный момент: хотя по стоимости сервиса дилерские мастерские приближаются к «гаражам», наши мастера проходят регулярное обучение у дистрибьюторов, где им рассказывают обо всех тонкостях и деталях, о которых сторонний человек не имеет представления. Ведь статистика по поломкам и методам их устранения, а также предупреждения поломок собирается по всему миру.
Не понятно отношение собственников к коммерческому транспорту. Свой Lexus или другой автомобиль собственник везет только в дилерский центр, ставит на него оригинальные запчасти и доверяет только профессионалам. При этом автомобиль возит только хозяина и не приносит дохода. Но почему-то к коммерческому транспорту, который стоит столько же, приносит деньги, позволяющие ездить на Lexus, он относится по-другому и готов доверить его любому мастеру с гаечным ключом, который предложит меньшую цену на обслуживание.
Денис Крылов, руководитель автосервиса «Трак-Центр»:
Алексей Килин, заместитель директора департамента транспорта и логистики по транспорту «Сима-Ленд»:
Алексей Кишеев:
В пользу сервисного обслуживания в дилерском центре могу сказать следующее: в работе с любым автомобилем очень много нюансов, к сожалению или к счастью. И, разумеется, авторизованный центр располагает значительно большим объемом информации о ремонте конкретного автомобиля, обладает специальным инструментом, что ускоряет производство работ, несет большую ответственность за свои действия, нежели любой гаражный или «клиентский» сервис. Что же касается цены, мы всегда идем навстречу клиентам и готовы обсуждать условия с каждым.
Андрей Бовырин:
— Сертифицированный центр на основе специальных знаний способен регламентировать и даже снижать количество оплачиваемых клиентом «нормо-часов» на проведение работ по ремонту. Одновременно с этим «гараж» может завышать количество оплачиваемых клиентом «нормо-часов», хотя и по более дешевой стоимости, тем самым приближая общую стоимость работ к стоимости подобных услуг в дилерском центре.
Подготовила Виктория Говорковская.Фото Игоря Черепанова, DK.RU