Евгений Островский создал успешный бизнес и вывел компанию на зарубежные рынки. Но есть вещи, ради которых он снова готов «пойти на зарплату». На этот раз в транснациональную корпорацию.
Рубрика «Особое мнение» на DK.RU
— В нашем местном капитализме мы привыкли воспринимать эволюцию делового человека очень прямолинейно: вот ты начал работать по найму, стал получать хорошую зарплату, потом стал руководителем (или, реже, уникальным специалистом), затем набрался опыта, понабивал шишек и однажды рискнул и открыл свой бизнес. И если твой труд и способности в правильной пропорции соединились с некоторой долей удачи, ты переходишь в особую касту: владелец прибыльного бизнеса.
Для нашего горизонта это кажется потолком. Все, ты на Олимпе. Дальше только нужно наращивать обороты, увеличивать размеры бизнеса и прибыль, но ты уже стал богом. Есть боги покрупнее, есть помельче, но принцип от этого не меняется. Тебя возносят до небес в рекламе деловые журналы, твоего внимания пытаются добиться многочисленные менеджеры по продажам, потому что ты — первое лицо, принимающее решение.
Есть даже такая распространенная точка зрения, что, мол, собственник уже никогда не cможет эффективно работать по найму, поэтому бывших предпринимателей с большой неохотой берут на работу. Считается, что ими трудно управлять, трудно мотивировать, они слишком самостоятельны. Это частный случай принципа «из касты собственников назад дороги нет».
Начав работать с зарубежными рынками и все больше контактируя с деловыми людьми в разных уголках планеты, я понял, что все это — очередная иллюзия.
Можно из владения бизнесом снова перейти к эффективной работе по найму. Стать владельцем бизнеса – это совершенно не предел роста и развития в деловом мире.
К сожалению, надо признать, что наш уголок планеты — окраина большого мира. И когда выбираешься немного центральнее, попадаешь в этот самый большой и очень активный мир, то ощущаешь, что правила игры там иные. Никогда владелец небольшого регионального бизнеса, каких бы денег он ни заработал, не сможет понять этих правил и выйти на один уровень с теми, кто эти правила «впитал с молоком» работы в крупных транснациональных компаниях.
Ведь даже не топ-менеджеры, а просто руководители средней руки в крупной транснациональной корпорации обладают обширными связями, способны говорить на одно языке с первыми лицами подобных же компаний.
Мы же вышли из своих студенческих проектов, которые рванули вперед на волне роста какого-то рынка, потом пережили конкурентную борьбу на локальном уровне и закрепились в одном или нескольких регионах. Но для большинства собственников история на этом и заканчивается. Потому что пути дальше у них просто нет, их даже с чемоданами денег не принимают в другом, в большом мире.
В Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Сингапуре никому не нужны миллионеры с улицы, не знающие правил игры.
Я может и хотел бы придти в какой-нибудь инвестиционный фонд в Великобритании и сказать: «У меня есть отличная идея, дайте мне 100 млн фунтов». Но меня даже на порог не пустят. Почему? Потому что я с этими ребятами живу в разных мирах, я по их меркам торгую цветочками на углу, вот таков у меня уровень. А тех, кто прошел свой путь в больших корпоративных системах, они знают, понимают и хотя бы готовы слушать.
Меня уже не раз посещали мысли о том, что я готов снова пойти работать по найму в такие вот компании, чтобы стать частью этого мира.
Чтобы научиться чему-то большему, чего я еще не знаю, и чему никогда не научусь, руководя своей компанией. И дело тут не во мне или в моем бизнесе, или моем рынке. Никто не научится!
Есть масса вещей, технологий, решений, методик, которые наработаны десятилетиями в корпоративной среде глобальных компаний. И эти вещи только небольшими кусочками попадают в остальной бизнес через людей, уходящих из этих компаний. А еще есть определенная среда и культура, воспитываемая в таких людях. Она и вовсе не передается.
Я как-то уже говорил, что не хочу принадлежать своему бизнесу, но хочу чтобы он принадлежал мне. Чтобы он решал мои задачи. Так вот, частью этого тезиса является и идея о том, что я не хочу, чтобы статус «собственник бизнеса» определял мою судьбу. Если надо, я готов пойти работать по найму и снова получать зарплату, решать задачи «чужого дяди» — в общем, делать все то, чего как огня боятся многие люди, сейчас владеющие бизнесами.
Давайте без понтов: если такова цена новой школы жизни в большом мире, значит ее надо платить.