Меню

Собственники не спешат оценивать свой бизнес

Кто и зачем использует показатель стоимости бизнеса Как быстро определить, сколько стоит компания Какие ошибки допускают собственники, оценивая бизнес Какой подход к оценке бизнеса самый точный Э

Концепция управления стоимостью (value-based management, VBM), появившаяся в США еще в конце 80-х гг., гласит: систему управления компанией необходимо построить так, чтобы постоянно контролировать изменение стоимости бизнеса. В отличие от прибыли, этот показатель позволяет определить, зарабатывает фирма деньги собственникам или нет. Екатеринбургские предприниматели о существовании методики знают, но воплощать ее в жизнь не спешат. О цене предприятия большинство вспоминает, только выставив фирму на продажу.

  • Кто и зачем использует показатель стоимости бизнеса
  • Как быстро определить, сколько стоит компания
  • Какие ошибки допускают собственники, оценивая бизнес
  • Какой подход к оценке бизнеса самый точный

Эксперты считают, что интерес к стоимости бизнеса проявляют те собственники, которым уже приходилось продавать и покупать действующие предприятия. Таких пока немного.

В торгово-промышленной фирме «ЮТ» показатель стоимости бизнеса отслеживают постоянно. Любой инвестиционный проект в компании рассматривается с точки зрения его влияния на цену предприятия. «У нас несколько направлений деятельности — медицина, туризм, лесная промышленность, общественное питание и т.п., — рассказывает Анна Манекина, генеральный директор компании. — Треть из них мы покупали. И все дальнейшие внутренние и внешние инвестиции сопоставляли с изменением стоимости бизнеса, чтобы эти вложения не оказались больше итоговой цены предприятия, по которой его можно будет предлагать на рынке». Один из примеров — принадлежащий фирме «ЮТ» Коуровский леспромхоз. Продавать его никто пока не собирается. Но тем не менее собственники просчитали, что минимальные вложения в ЛПХ многократно увеличивают его стоимость и уже через 5-6 лет предприятие будет стоить в 10 раз больше, чем сейчас.

Эксперты рекомендуют компаниям следить за изменением стоимости

Число собственников, считающих, что оценивать бизнес надо постоянно, а не за неделю до встречи с покупателем, растет, но медленно. Как отмечает Александр ­Свенцыцкий, ведущий эксперт-оценщик Областного центра экспертиз, в этом году в компанию стали обращаться предприятия, заинтересованные в управлении собственной стоимостью: «Руководители начинают отслеживать цену бизнеса в динамике и принимать хозяйственные решения на основе изменения этого показателя». У Областного центра экспертиз есть заказчики, рассчитывавшие стоимость бизнеса уже 8 раз. Пока в Уральской торгово-промышленной палате на оценку бизнеса приходится 5% портфеля заказов. В ООО «Капитал-Оценка-Плюс» — 10-12%.

Юрий Рязанов

С точки зрения экспертов, у показателя стоимости масса плюсов. Олег ­Чернозуб, управляющий партнер V-RATIO Business Consulting Company, рассказывает корреспонденту «ДК», что следить за ценой компании руководитель должен независимо от того, планирует он продавать бизнес или нет. Отслеживая, как стоимость меняется при принятии управленческих решений, можно выбрать самые эффективные из них. Консультанты советуют выстраивать системы управления, основанные на стоимостных подходах, не только крупным компаниям, но и небольшим фирмам. Показатель стоимости позволяет проверить, обеспечивает ли бизнес требуемую доходность. «Вы, например, вложили деньги в турагентство в надежде получать 25% годовых. Прошло три года, и вам интересно, дал вам бизнес эти 25% или нет», — рассуждает Сергей Полбицын, эксперт-консультант Центра «Бизнес-Образование».

Прибыль и объем продаж для предпринимателей важнее стоимости

Примеры компаний «ЮТ» и «Полигон-Принт» пока остаются исключениями, подтверждающими общее правило: в ежедневной оперативной деятельности екатеринбургские предприятия показатель стоимости бизнеса не используют — не видят смысла. Руководители фирм часто вообще отказываются обсуждать эту тему. «Мы пока не собираемся продавать свой бизнес, следовательно, и о цене не задумывались, — озвучивает общую позицию Владимир Кравченко, генеральный директор компании «Девять островов». — На нашей текущей деятельности величина стоимости предприятия никак не сказывается. Нельзя сказать, что для стратегического планирования этот показатель нам особенно нужен». Равнодушие к цене своего бизнеса, по мнению экспертов, сложилось у собственников исторически. Многие небольшие предприятия владельцы не покупали, а создавали с нуля, и выходить из дела они не собираются.

Специально стоимость бизнеса не рассчитывали и в ТК «Кредос», в компании ориентируются на «стандартные показатели работы» — прибыль, объем продаж, рентабельность собственного капитала фирмы — и динамику их изменения. Финансовый директор ТК «Кредос» Олег Пахомов: «Построение системы принятия решений на основе стоимости — достаточно новый подход. Он еще не доказал свою целесообразность на местном рынке. Стабильность и привлекательность предприятия можно оценить и с помощью других показателей. Обычно собственника вполне устраивает, если компания получает прибыль выше, чем ему бы дали альтернативные вложения капитала, и при этом финансово устойчива».

Антон Парачук

Собственники часто недооценивают или переоценивают свой бизнес

Интерес собственников к рыночной стоимости их организаций растет вместе с развитием рынка купли-продажи готового бизнеса. Специалисты-оценщики «Легального бизнеса», Областного центра экспертиз, ООО «Капитал-Оценка-Плюс», Уральской торгово-промышленной палаты сходятся во мнении, что за определением стоимости предприятия обращаются в двух случаях — для продажи компании и для совершения операций с ценными бумагами (дополнительной эмиссии акций, слияния или раздела фирмы).

Владельцы компании «УБпластиК» просчитали стоимость бизнеса, решив выставить предприятие на продажу. Финансовый директор фирмы Эдуард Горохов признает, что до этого цели посчитать, за сколько можно продать организацию, у него не было: «Мы никогда не задумывались над тем, как, например, покупка нового станка отразится на стоимости компании через три года. Пока для большинства предприятий важнее текущая ликвидность, а не далекое будущее».

Оценка бизнеса «УБпластиКа», проведенная специалистами компании «Легальный бизнес», совпала с ожиданиями владельцев. Но так происходит не всегда. Представления собственников, не искушенных в определении стоимости компании, часто сильно расходятся с действительностью.

Сергей Полбицын рассказывает о пустующей торговой базе, продававшейся в одном из областных городов. Покупатели собирались заплатить за нее по балансовой стоимости. «Мне пришлось убеждать владельца выяснить, почему к его базе проявили интерес, для чего собираются использовать», — вспоминает г-н Полбицын. Оказалось, что потенциальные покупатели хотели наладить на этих площадях производство и с учетом предполагаемых доходов базу им было выгодно купить даже в 10 раз дороже. В итоге сделка состоялась — стороны сошлись на цене, в пять раз превышающей балансовую стоимость. Сергей Полбицын: «Продавец рассматривал базу как пустой ангар, а я ему объяснял, что он продает не стены, краны и подъездные пути, а возможность зарабатывать деньги».

Не зная, из чего складывается стоимость компании, легко продешевить. Особенно если дело не очень успешное. Борис Карнаухов, управляющий партнер компании «Легальный бизнес», приводит пример аптеки в поселке Ключевске: «Хозяйка вообще не понимала, сколько может стоить ее фирма, — лишь бы продать. И когда покупатель стал ее «ломать» по цене, поддалась, а мы не успели вмешаться». Итоговая сумма сделки оказалась заниженной.

Но более типичны примеры, когда продавцы завышают цену своей фирмы.

Особенно, по наблюдению Александра Свенцыцкого, это характерно для предприятий «старой формации», с избыточными производственными мощностями. Оценивая такую компанию, собственники, как правило, опираются на стоимость основных фондов. «А если посмотреть на результаты деятельности этого бизнеса, то стоит он совсем немного. Денежный поток, как правило, минимален, если вообще не отрицателен», — говорит г-н Свенцыцкий. Предприятие, загруженное работой на 100%, стоит на порядок дороже компании, работающей в 30% своих возможностей.

Стереотипы продавцов — они хотят получить за фирму столько, сколько в нее вложили. «Ими движет желание вернуть понесенные затраты без учета износа, да еще и с поправкой на инфляцию и наценкой за ничем не подтвержденные туманные перспективы», — объясняет Илья Симкин, начальник отдела оценки Уральской торгово-промышленной палаты.

Но вложенные деньги совсем необязательно увеличивают стоимость бизнеса. Например, переезд в более дорогой офис может негативно отразиться на стоимости компании, для которой местоположение не играет ключевой роли. Борис Карнаухов: «Мы работали с организацией, у которой производственные площади располагались в самом центре города. Им было выгоднее перенести производство куда-нибудь на Химмаш, а прежние помещения предлагать отдельно».

Борис Карнаухов рекомендует продавцам проверять адекватность своих запросов — если на эти деньги можно создать такой же бизнес или даже лучше, значит, цену надо снижать.

Другая крайность — собственники ориентируются исключительно на приносимый предприятием доход и никак не соотносят его с активами компании. Общее правило — чем меньше у организации материальных активов, тем большую компенсацию за риск потребует покупатель. «Легальному бизнесу» однажды пришлось отказаться продавать прибыльное предприятие, потому что весь бизнес держался на людях, в собственности у фирмы почти ничего не было, а владелец рассчитывал получить за нее сумму, равную годовому доходу. «Любой срыв, изменение на рынке — и все, бизнес закончится. Я рекомендовал сразу делить цену пополам, но продавец отказался», — вспоминает г-н Карнаухов.

Профессиональные оценщики в расчетах используют поправочные коэффициенты, учитывающие все возможные риски. Илья Симкин: «Их масса, начиная от страновых и отраслевых до риска потери собственника и смены менеджмента».

Самую точную оценку бизнесу может дать только рынок

Еще в 1958 г. Франко Модильяни и Мертон Миллер сформулировали закон, известный как теорема ММ: «стоимость любой фирмы не зависит от структуры ее капитала и определяется исключительно будущими доходами». В 1990 г. за этот постулат они получили Нобелевскую премию.

Из трех, используемых при оценке бизнеса методов — сравнительного, затратного и доходного — последний, основанный на будущих денежных потоках компании, считается самым объективным. Главная составляющая стоимости бизнеса, по мнению Галины Фалько, директора Областного центра экспертиз, — востребованность конечного продукта. «Возьмите два щебеночных карьера — один под Алапаевском, где дороги проложены и ремонтировать их никто не собирается, и возле Екатеринбурга, где дорожные работы идут постоянно, — приводит пример г-жа Фалько. — В первом случае прекрасный щебень не востребован и предприятие будет простаивать еще долго. Во втором — спрос бешеный и такой бизнес будет стоить дорого, несмотря на то что там изношены все основные фонды».

Как отмечает Эдуард Горохов, хотя при продаже подсчитывается стоимость активов, дебиторская и кредиторская задолженность, на итоговую цену бизнеса они практически не влияют. Покупателя интересует прежде всего окупаемость инвестиций. «Может, у предприятия оборудования на 5 млн руб., а заработает оно за три года только 2 млн руб. Какой смысл его тогда покупать?» — рассуждает Эдуард Горохов. Юрий Рязанов вообще заявляет, что ни разу не видел покупателя, который бы оценивал компанию исключительно по ее активам.

Обычно оценщики просчитывают стоимость предприятия несколькими методами и объединяют полученные цифры, присвоив каждому подходу определенный вес. Результат будет во многом зависеть от цели оценки. Если это приватизация госпредприятия, предпочтение отдадут затратному методу, если продажа компании — доходному. Борис Карнаухов: «К нам обратился комбикормовый завод из Курганской области. Собственники хотят за него получить 18 млн руб. А оценщик насчитал 68 млн руб.! Просто заказали эту оценку кредиторы банкротящегося предприятия».

Профессионалы называют определение стоимости компании самым сложным видом оценки. При этом специалисты признают — какими методами ни рассчитывай стоимость, в итоге за бизнес на рынке могут дать гораздо больше или гораздо меньше. Галина Фалько: «Конечная величина стоимости — это не конкретная цифра, а диапазон, некое ценовое пространство. Ведь трехкомнатная квартира в центре может стоить и $70 тыс., и $80 тыс. в зависимости от того, насколько сильно она нужна конкретному покупателю. То же самое и в бизнесе».

Поэтому в компании «Легальный бизнес» уверены, что для небольшого предприятия вполне достаточно экспресс-оценки — несмотря на все сложные выкладки, покупатель будет ориентироваться лишь на несколько явных показателей. Борис Карнаухов: «Например, чтобы оценить буфет в библиотеке Белинского, достаточно посмотреть средний чек, количество посетителей, имеющиеся материальные активы, срок договора аренды».

На практике расчет стоимости бизнеса — это определение предмета для торга, а четкая качественная оценка — веский аргумент при переговорах. Борис Карнаухов: «Мы сейчас обсуждаем сделку с банком — продаем крупный бизнес — и уже два месяца ходим вокруг цены, обосновываем каждый пункт. Это долгий, довольно трудный процесс, но он успокаивает покупателя».

Юрий Рязанов утверждает, что участвует в переговорах по продаже бизнеса или отдельных активов компаний по 3-4 раза в год. Его опыт показывает, что после того как стороны определили стоимость в первом приближении (по будущим доходам), начинается самое сложное. Юрий Рязанов: «Они наконец внимательно посмотрят баланс. И выяснится: все активы приобретены на заемные средства. Покупатель будет требовать вычесть долги из полученной стоимости, а продавец примется рассказывать о премиях рынка, стоимости бренда и клиентской базе. Тут стороны забывают про всю математику и начинается борьба характеров и инсайдерской информации. Итог будет зависеть от того, насколько продавец торопится продать и насколько покупатель хочет купить этот бизнес». Юрий Рязанов вывел общее правило: если в структуре пассивов как минимум 30% приходится на собственные средства, из оставшихся заемных треть — долгосрочные, то покупатель может закрыть глаза на кредиторскую задолженность. Но только при условии, что это не портфельный, а стратегический инвестор.

детали

Три основных подхода к оценке бизнеса

1. Сравнительный — на основе данных по завершенным сделкам по покупке-продаже предприятий данной отрасли.

2. Затратный — на основе рыночной стоимости всех активов предприятия за вычетом долга.

          3. Доходный (метод дисконтирования денежных потоков) — на основе сегодняшней стоимости будущих  денежных потоков предприятия.

мнение

Как самостоятельно оценить бизнес?

Борис Карнаухов,

— Цену можно примерно прикинуть по окупаемости. Вложения в недвижимость должны отбиваться за 5-7 лет. Вложения в успешное предприятие, работающее на арендованных площадях, должны вернуться покупателю за год. Срок окупаемости маленького бизнеса без материальных активов — 6 месяцев. Если он еще и сезонный — 3 месяца.

Эдуард Горохов,

— Чтобы прикинуть, сколько стоит наше предприятие, мы составили прогноз будущего дохода и вывели сумму, которую покупатель сможет вернуть за три года. Это общепринятая цифра — если компания окупается за три года, ее считают ликвидной. Потом мы отдельно посчитали, что мы имеем (оборудование, здания и сооружения и т.п.), и получили меньшую цифру. Разницу можно считать стоимостью нематериальных активов «УБпластиКа» — договоров, имени компании и т.п.

Олег Пахомов,

— Я ориентируюсь по денежным потокам, которые генерирует наша компания. Встречал такие методики оценки российского бизнеса — стоимостью считается суммарный денежный поток (доходы минус расходы) за три года. Дальше в будущее в нашей стране вряд ли можно заглядывать.

Юрий Рязанов,

— Есть такое мнемоническое правило — чтобы оценить компанию, надо взять показатель годовых продаж и умножить его на 1,2-1,3. Вторая оценка — по показателю EBITDA (прибыль до налогов, процентов и амортизации — Earnings Before Interest, Tax, Depreciation and Amortization. — Прим. ред. ). Эту годовую валовую прибыль умножают на 4 или 5. Таким способом вы получите примерно ту же цифру, что и после сложных расчетов с прогнозом и дисконтированием прибыли по формуле бесконечной ренты.

мнение

Расчет стоимости позволяет оценить эффективность менеджмента

 

 

 

Инна Баталова,

генеральный директор
«Полигон-Принт»:

— В начале этого года Областной центр экспртиз оценил компанию «Полигон-Принт». Определяя стоимость бизнеса, я преследовала четыре цели: проверить себя как менеджера, составить представление о стоимости доли каждого из собственников организации, получить опыт оценки бизнеса на случай его продажи или покупки нового, подкорректировать стратегию развития предприятия. Появившись восемь лет назад, компания вообще ничего не стоила. Было интересно узнать, насколько же я увеличила ее стоимость, насколько эффективно и продуктивно работала.

Анализ стоимости компании дал мне ориентиры — куда двигаться дальше, подтолкнул к идее больше вкладываться в развитие бренда, нематериальных активов, заставил заняться репутационным менеджментом. Сегодня я поставила перед собой цель — нарастить стоимость нематериальных активов, чтобы она превысила стоимость материальных. Ведь привлекательность компании всегда выше, когда на долю нематериальных активов в ее стоимости приходится 50% и более.

детали

Для чего оценивают бизнес на Урале

1. Покупка-продажа предприятия.

2. Дополнительная эмиссия акций.

3. Выход одного из собственников
из бизнеса.

4. Реструктуризация компании (слияние, поглощение, ликвидация).

5. Определение кредитоспособности.

6. Повышение эффективности управления компанией.

7. Оценка инвестиционного проекта.

статистика

270 специалистов имеют лицензию оценщика в Свердловской области

Около 10 из них оценивают бизнес на постоянной основе

30-60 тыс. руб. — минимальная сумма, за которую можно оценить небольшую фирму

150 тыс. руб. и более обойдется оценка предприятия со штатом в 2 тыс. человек

мнение

Хотите увеличить стоимость бизнеса — наращивайте доходы или снижайте риски

 

 

 

Сергей Полбицын,

эксперт-консультант «Центра «Бизнес-Образование»:

— В финансовой математике есть замечательная формула Гордона, или бесконечной ренты, которая достаточно эффективна при оценке стоимости бизнеса. Суть ее в следующем: цена бизнеса равна годовому доходу, деленному на требуемую доходность. Несмотря на всю простоту формулы, точнее ее нет. Она хорошо действует, например, на рынке недвижимости — подставьте стоимость аренды и доходность вложений и получите достаточно точно цену квартир на вторичном рынке.

Требуемая доходность — величина, обратная желаемому сроку окупаемости. Для турагентств это примерно 50% годовых. Для продуктовых магазинчиков — около 75%. По этой же формуле можно, кстати, определить стоимость менеджера. Для него требуемая доходность — 10%, то есть сотруднику принято платить не более 10% от приносимых им денег.

Из формулы Гордона следует, что стоимость бизнеса можно повысить, увеличив либо доходы, либо стабильность. Ведь чем стабильнее работает предприятие, тем меньшую доходность требуют от него инвесторы. М. Миллер и Ф. Модильяни ввели понятие классов предприятий по надежности. Хотите стоить дороже — переходите в другой класс. Увеличить стабильность можно, например, нарастив базу постоянных клиентов.

«Экском-Медиа»: «Кредос»: «УБпластиК»: «Легальный бизнес»: , ведущий специалист дирекции по развитию Уральского дизель-моторного завода, считает, что российские предприятия не спешат управлять стоимостью, так как основная цель их деятельности — максимизация прибыли, а не улучшение благосостояния акционеров. «Руководителей больше волнует рентабельность и уровень продаж. Оценка стоимости компании проводится только при смене собственника — продаже, приватизации, национализации и т.п.», — заключает Антон Парачук. По его наблюдению, даже те, кто цену бизнеса рассчитал, держат ее в секрете, считая «страшной коммерческой тайной». Антон Парачук: «Лишь небольшое число российских (в основном московских) фирм осознают, что стоимость — это необходимый элемент открытого сотрудничества с контрагентами, с западными предприятиями»., генеральный директор «Экском-Медиа», уверен: любой собственник должен держать в голове возможность продажи компании. «Если бизнес создан не для продажи — это уже домашняя мастерская», — настаивает г-н Рязанов. С ним соглашается Инна Баталова, генеральный директор компании «Полигон-Принт»: «Высококвалифицированный менеджер и собственник — это тот, кто в любой момент готов продать свой бизнес, тот, кто представляет, сколько стоит компания, и делает все, чтобы эту цену нарастить». В начале года г-жа Баталова заказала оценку своего бизнеса профессионалам. С тех пор в компании запустили три крупных инвестиционных проекта. Инна Баталова: «По аналогии с той экспертизой, что мне делали специалисты, я могу прогнозировать, сколько будет стоить «Полигон-Принт», когда проекты завершатся». Г-жа Баталова рекомендует рассчитывать стоимость бизнеса своими силами или при помощи профессионалов, равно как и пересматривать стратегию фирмы как минимум раз в полгода.