Меню

«Соцсети не могут конкурировать с поисковиками»

Владимир Долгов, глава Google Russia:   Говоря о соцсетях, можно оперировать умными словами и рассказывать о том, что это тренд, но лучше признать – это уже наша реальность, наша жизнь. Еще три год

Владимир Долгов, глава Google Russia:
 
Говоря о соцсетях, можно оперировать умными словами и рассказывать о том, что это тренд, но лучше признать – это уже наша реальность, наша жизнь. Еще три года назад их не было, а сегодня это безумная аудитория, которая и не снилась ни одному другому продукту или сервису в сети. В этом мы, я имею в виду компании, чей бизнес строится на поиске в интернете, убеждаемся на собственной практике. В топ-10 популярных запросов в Google уже несколько лет входят наиболее крупные российские соцсети «Вконтакте» и «Одноклассники». А в 2010-м году в десятку наряду с ними ворвались международные - Facebook и Твиттер.
 
На рынке существует мнение, что в ближайшее время соцсети, развивая собственные возможности поиска, начнут «есть хлеб» традиционных поисковых машин. Однако я с этим не согласен. Антагонизм между нами и соцсетями - надуманная проблема. У нас с ними принципиально различные модели работы. Социальным сетям интересно, чтобы пользователь как можно дольше оставался на их страницах. Нам, по-простому говоря, наоборот. Чем быстрее человек нашел то, что искал, тем лучше мы работаем.
 
Социальные сети, конечно, развивают поиск, но внутри себя: дают возможность найти друзей, рекомендации по покупке товаров. Но это поиск нишевый, им крайне трудно претендовать на всеохватность. Люди все рано будут искать справочную информацию, адреса сайтов, картинки, видео, музыку, научную информацию, карты за пределами соцсетей. То, что соцсети начнут строить глобальные поисковые машины, маловероятно. Порог входа в поиск на сегодняшний день достаточно высок. Для этого требуются очень серьезные инвестиции - материальные и интеллектуальные.
 
И если последним ресурсом соцсети уже обладают, то денег у них относительно немного. Модель монетизации социальных сетей сейчас только-только устанавливается. И доходы даже крупнейших из них несравнимы с доходами поисковой машины.
 
Но и это еще не все. Мало построить поисковую машину, значительное время уйдет на получение клиентуры. Допустим, это можно сделать за пару лет. Кто сказал, что к этому времени рекламный пейзаж в интернете не изменится до неузнаваемости? История рекламы в сети начиналась с распространения баннеров. Потом они постепенно были вытеснены контекстной рекламой. Причем если бы кто-нибудь 5 лет назад сказал бы, что баннеры будут приносить денег намного меньше, чем контекстная реклама, этому человеку просто бы не поверили бы.
 
Сегодня поисковые машины помимо контекстной рекламы начинают развивать мультимедийные модели, когда в поиске можно разместить текстовое рекламное объявление и тоже самое повесить в баннер. Поэтому  любому игроку, который захочет построить собственную поисковую машину будет очень сложно предугадать, каким будет рынок, тогда, когда машина будет построена.
 
Наконец, сила соцсетей, в принципе не в функции поиска. Она - в аудитории, расширении и удержании ее. Растрачиваться на побочный бизнес, который, конечно же, достаточно доходен и интересен, это, тем не менее, в первую очередь, расфокусировка стратегического направления.
 
Самый вероятный сценарий, который уже сейчас намечается, это когда поиск становится немножко социальным, назовем это так. Социальные сети открывают индексирование поисковым машинами и позволяют конкретному человеку искать информацию не только в интернете вообще, но и среди страничек соцсети. Это уже работает в Штатах, если человек зашел в Google под собственным логином и имеет регистрацию на Facebook, в поиске ему открыта информация на страницах соцсети.
 
Это обоюдное движение. Например, сегодня «Однокласники» показывает на своих страницах контекстную рекламу трех основных поисковых систем – Yandex, Google и Rambler. И совершенно правильно делают, ведь количество страниц, на которых ее можно показывать, гигантское.
 
В общем, я не верю, в то, что соцсети станут прямыми конкурентами поисковых машин. При этом, я конечно же не спорю, что столь глобальное явление как соцсети оказывает и будет оказывать огромное влияние на развитие интернета в целом.
 
Колонка подготовлена на основе эксклюзивного интервью «ДК»