Иностранный легион Еще пару лет назад подавляющее число местных компаний даже не задумывались над тем, что выбрать — отечественные системы управления бизнесом или западные. Александр Гуревич, ди
Иностранный легион
Еще пару лет назад подавляющее число местных компаний даже не задумывались над тем, что выбрать — отечественные системы управления бизнесом или западные. Александр Гуревич, директор компании «АБ Консалт»: Я могу оценивать ситуацию, исходя из общения с нашими клиентами. Буквально за несколько месяцев текущего года процент тех, кто положительно относится к установке западной ERP-системы значительно вырос. Заинтересованность возрастает, отторжения все меньше. Мне кажется, эта тенденция будет сохраняться и дальше. До 2004 г. западные информационные системы для бизнеса прочно ассоциировались только с отечественными промышленными гигантами, которые могли себе позволить потратить деньги на дорогое ПО. Малый и средний бизнес предпочитал довольствоваться 1С. До сего года о местных компаниях, способных внедрить иностранное ПО для бизнеса, никто ничего не слышал.
Но ситуация меняется. Компания «Акроним», партнер Microsoft Business Solution (MBS), впервые на Урале реализовала решение на базе Microsoft Navision в небольшой фирме «СтеклоСити». Кроме того, с помощью «Акронима» внедрением Navision занялись в медицинском объединении «Новая больница». Несмотря на позиционирование системы как продукта для малого и среднего бизнеса, все-таки для большинства предприятий этой сферы Navision пока не по карману (начальный пакет на 5 пользователей, по данным официального сайта MBS, обойдется примерно в 7 тыс. евро). Частично это связано с тем, что иностранцы к числу малых относят все компании, насчитывающие менее 100–200 человек. Елена Малышева, директор компании «Акроним»: Случаи приобретения Navision небольшими предприятиями достаточно редки, и они демонстрируют масштабируемость системы, гибкую ценовую политику вендора.
В сегменте средних предприятий тоже грядут перемены, т.к. он представляет большой интерес для крупных мировых игроков на рынке ПО, предназначенного для бизнеса. Компания SAP, входящая в первую тройку софтверных корпораций мира, начала приглядываться к рынку комплексных информационных систем (КИС) для среднего бизнеса. На Урале партнерам SAP по продукту All-in-One стала фирма «АБ Консалт». Александр Гуревич: Наш проект по реализации SAP в челябинской компании «Рифарм» рассчитан на 50 рабочих мест, стоимость его — порядка 10 млн руб. Сейчас он крупнейший в своем роде. Первый был в Москве, в торговой компании, занимающейся нефтью, но там функциональность системы и количество лицензий были значительно меньше. С помощью уральских компаний осваивает этот рынок и MBS. Компания «СофтСтеп» в качестве генерального подрядчика готовится к внедрению системы Axapta на одном из крупнейших газодобывающих предприятий «Газпрома» «Ноябрьскгаздобыча».
От своих более известных коллег не отстает и компания Scala, недавно вошедшая в стратегический альянс с американским разработчиком ERP-систем Epicor. Epicor Scala имеет самые серьезные планы, но пока в основном нацелен на промышленные предприятия. Александр Центнер, представитель Scala на Урале: В этом году мы начали внедрять нашу систему на заводе «Уральская фольга» (группа СУАЛ), закончили настройку логистических модулей на Свердловском электромеханическом заводе, одновременно ведем проекты на Челябинском электроцинковом и Орском машиностроительном заводах. Можно предположить, что на этом американо-голландский вендор не остановится.
Активизация западных компаний происходит на фоне некоторого затишья в стане российских вендоров тяжелого ПО. Ни «Галактика», ни «Парус» — лидеры среди российских производителей ERP-систем, — за последний год никак особо себя не проявили. В основном их усилия были сосредоточены за пределами Свердловской области. Стоит отметить сделку по приобретению поисково-аналитической системы «Галактика-Zoom» PR-агентством «Ньютон», внедрение «Галактики» на Рефтинской птицефабрике. «Парус» на Среднем Урале появился в этом году только на одном небольшом предприятии «Стройтехинвест». По мнению руководителя направления отдела корпоративных проектов компании «Парус» Константина Попова, конкуренция с западными системами усиливается, но говорить о том, что российские проигрывают, нельзя.
Рост интереса к более дорогим западным управленческим системам — своего рода индикатор для среднего бизнеса. Предприниматели не только осознали, что в КИС стоит вкладываться, но и выразили готовность потратить на них деньги.
1С в поле воин
Отечественные КИС не намерены сдавать свои позиции. Компания 1С, де-факто монополист рынка бизнес-ПО для небольших предприятий, в прошлом году представила новую версию — «1С:Предприятие 8.0». Платформа 8.0 была создана с учетом 6-летнего опыта применения 1С:Предприятие 7.7, которую используют десятки тысяч разработчиков. Количество предприятий, применяющих 1С, приближается к 1 млн. Несмотря на значительные изменения, новая версия сохранила идеологическую преемственность.
Первые внедрения нового продукта начались только во второй половине этого года, и их до сих пор не очень много. Виной тому некоторая опаска заказчиков и интеграторов по поводу определенной недоработанности самого продукта, присущей каждой новой версии любого ПО. Галина Фролова, директор компании «Прайм-1С-Екатеринбург»: Одним из первых проектов на базе 8.0 стало внедрение системы в фирме «Чистый двор» (оптовый поставщик парфюмерии и бытовой химии). Программа привлекла заказчика большими возможностями для анализа, планирования и управления эффективностью торговой деятельности. Новая программа позволила руководству планировать и распределять ожидаемые платежи, ускорила оформление заказов и выписку документов. Система дала возможность вести учет трудозатрат каждого менеджера и видеть, насколько эффективна его работа.
Похвастаться внедрениями 1С 8.0 могут и другие екатеринбургские компании. Екатерина Зейникова, специалист по маркетингу компании «Крона КС»: Сейчас у нас в отделе автоматизации работает две группы — одна специализируется на платформе 8.0, другая — на отраслевых проектах. Восьмерку впервые поставили в компании «Уралавтопром». Платформа принципиально отличается от предыдущей, так что первое, на что обращают внимание заказчики, — это опыт успешных внедрений.
Некоторые компании уже обращаются к новой платформе в рамках плановой замены своей информационной системы. Одновременно развиваются и решения на базе 1С, да и предыдущие релизы еще рано сбрасывать со счетов. Так, компания «Крона КС» автоматизировала комплекс общественного питания Белоярской АЭС. В рамках проекта было охвачено сразу 6 объектов, учтена их специфика. Компания «Геософт» продолжает внедрять продукцию фирмы «Инталев», сопровождая ее системами 1С 7.7. В частности, сейчас идут работы на «СвердНИИХиммаше». Олег Бурнейко, директор компании «Геософт»: В последнее время значительно вырос интерес к постановке и автоматизации бюджетного управления. Подобные запросы поступают к нам еженедельно.
В ближайшее время 1С ничего не угрожает, так как с точки зрения цена/качество для среднего бизнеса ей нет равных. Система развивается вместе с российской экономикой, причем завоевание рынка идет как экстенсивным, так и интенсивным путем.
Выход в тираж
Для многих местных компаний-разработчиковбизнес-ПО прошедший год стал знаковым. Владимир Глухов, генеральный директор компании «Интэлл ВиД»: Заметную долю в нашем обороте при автоматизации магазинов занимает программа «Базис», которую мы разрабатываем самостоятельно. Она хорошо справляется со своими обязанностями, обладает всем необходимым функционалом. Но мы движемся вперед и в начале 2005 года выпускаем следующую версию на основе технологии клиент-сервер (SQL). В ближайшее время «перерождение» ждет многие программные продукты, которые уже давно присутствуют на рынке.
Программисты готовы вкладывать в конкретную инсталляцию значительно больше средств и сил в надежде, что потом это решение станет тиражным. Александр Гуревич: Чем мы отличаемся от Запада? Там сначала разрабатывают отраслевое решение, сертифицируют, а потом внедряют, мы же вынуждены действовать наоборот, сначала что-то внедрять, а потом уже думать, стоит ли накопленный опыт дальнейшего развития. Сейчас мы рассматриваем как перспективное направление автоматизацию заводов ЖБИ. О тиражируемости своих решения задумываются не только интеграторы зарубежных систем управления бизнесом. Роман Рублевский, директор компании «Сумма технологий»: Сейчас мы разрабатываем и внедряем CRM-решение для сети салонов «Европейский». Фактически заказчик получает новый продукт, совсем не тот, который компания поставляет в коробках. Возможно, на основе этих решений будет создан тиражный (коробочный) продукт для сферы обслуживания. Разработка отраслевого решения дает компании возможность резко расширить географию своего присутствия. До сих пор это удалось сделать совсем немногим местным разработчикам.
Уральские агрессоры
Среди городских программистов, пожалуй, лучшего всего экспорт собственных продуктов за пределы региона дается фирме «Восточный ветер», разработчику биллинговых систем для сетей сотовой связи. Российский рынок эта компания уже освоила. В 2004 г. «Восточный ветер» впервые инсталлировал свою систему за пределами России. Первым иностранным покупателем стал таджикский оператор сотовой связи «Вавилон-мобайл». В этом же году уральская биллинговая система впервые заработала в сетях сотовой связи 3-го поколения (киргизский оператор «АкТел»).
Кроме «Восточного ветра», телекоммуникационным софтом активно занялась компания Naumen. В этом году ей удалось внедрить свое ПО в компаниях «Сеть цифровых каналов» (Екатеринбург) и «Цетральный телеграф» (Москва). Кроме того, компания активно ищет новые рынки для бизнес-программ. Naumen внедрил свою систему документооборта в Уральской архитектурной академии. По словам директора по производству компании Дмитрия Калаева, в дальнейшем этот проект послужит базой для внедрения системы дистанционного обучения NauLearning.
Поиск новых рынков свойственен не только молодым и амбициозным компаниям вроде Naumen. Патриархи уральской софтверной индустрии тоже не отстают от жизни. Компания «СКБ Контур» (продвигающая свое бухгалтерское ПО за пределами региона), обратила внимание на ЖКХ как на новую сферу приложения КИС. Учитывая, что частный капитал понемногу проникает в обслуживание жилья, а муниципалитеты только начинают интересоваться автоматизацией, рынок выглядит очень привлекательным. Владимир Косульников, председатель совета директоров «СКБ Контур»: Общая тенденция такова, что IT захватывает все больше сфер. Сейчас много внимания уделяется ЖКХ. Об этом говорят все — от президента до бизнесменов и бабушек на скамейках. И это понятно, ведь там крутятся огромные деньги, примерно 800 млрд руб. При этом уровень автоматизации очень низкий. Мы занимались темой ЖКХ давно, но как-то скромно, а теперь оказались немного впереди рынка. Первым крупным проектом в этой сфере стало создание в 2001 г. Единого Расчетного Центра. Полностью проект был завершен только недавно и обошелся городу в несколько раз дешевле московских аналогов — в Екатеринбурге обслуживаются более 400 тыс. лицевых счетов. Системы, разработанные в Москве и Новосибирске, обычно стоят $2–3 за лицевой счет. Но если расчеты по ЖКХ в больших городах хоть как-то автоматизированы, то в малых компьютеры до сих редкость. Борис Штрикман, заместитель директора ИКЦ «СКБ Контур»: Чем меньше город, тем более комплексная нужна ему система. Денег на автоматизацию мало, поэтому зачастую рациональней для муниципальных образований расчетный центр ЖКХ превращать в расчетно-информационную систему всего города.
Со временем будут появляться все новые и новые сферы, требующие приложения усилий разработчиков и интеграторов, тем более, что интерес к автоматизации бизнес-процессов растет не по дням, а по часам. Роман Рублевский: Если раньше приходилось убеждать клиентов в необходимости внедрения наших программ, то сейчас они сами приходят к нам, уже имея достаточно грамотно сформулированные требования к системе, а иногда приносят технические задания на 15 листах. И пока нет никаких оснований полагать, что интерес к внедрению сложных программ может иссякнуть.
Обратная связь: silantev@apress.ru
«С Microsoft можно успешно конкурировать»
Опыт компании Scala, одного из пионеров отечественного рынка ERP-систем, позволяет ей не только оценить рынок в целом, но и спрогнозировать его развитие. О том, к каким выводам пришли ее аналитики, мы беседуем с Дэймоном О’Нилом, коммерческим директором Epicor Scala в России.
— Что такое Scala в России сейчас?
— Scala уже давно в вашей стране, с 1992. Мы были первыми, кто предложил ERP-системы на российском рынке. Тогда компания ориентировалась на две сферы — местные предприятия и западные фирмы, открывавшие свои представительства в России. Последние рассматривали Scala как быстрое и удобное решение для автоматизации своих офисов.
По функциональности Scala значительно выросла с начала 1990-х. Теперь это не только финансы и логистика, но и модули производства, CRM и так далее.
— Какую позицию на рынке вы занимаете?
— Если сравнивать нас с российскими и западными системами, то по функциональности мы находимся в верхней части общего списка. Мы не претендуем на лавры Oracle. Наш главный конкурент — это Microsoft Business Solution (Navision и Axapta).
— Устраивает ли вас количество внедрений в стране?
— Наши 500–600 внедрений существенны и для нас, и для новых клиентов. Они видят, что у нас есть опыт работы на самых разных рынках. В ближайшие 5–6 лет мы собираемся удвоить количество наших систем в России.
— Как, на ваш взгляд, сложится судьба российских разработчиков, после того как такие мощные компании, как SAP и Microsoft, начнут активно продвигаться на рынке бизнес-ПО?
— Сложный вопрос. Во многом их положение будет определяться тем, как много усилий они вложат в развитие своего продукта. Общая тенденция, и не только в России, складывается так — доля местных разработчиков будет сокращаться, но в любом случае их продукты полностью не исчезнут — для них всегда найдется ниша. Такая ситуация типична для всех рынков — мы наблюдаем ее в Соединенных Штатах, Германии и Польше. Везде остаются местные фирмы, которые сфокусированы на какой-то одной задаче. И, как правило, международные компании не покупают эти фирмы. Например, в Польше локальные разработчики объединяются, чтобы выпускать совместный продукт. Но все-таки правильнее вести речь не о сравнении иностранных и российских систем, а о конкретных продуктах для конкретных решений.
— Как будут объединяться Epicor и Scala?
— Объединение займет некоторое время. Сейчас, например, идет адаптация модуля бюджетирования Epicor в Scala.
— А команда разработчиков?
— Идет консолидация. Один из трех центров разработки находится в Москве, остальные — в Миннесоте и Мексике. У них уже единое руководство. И со временем московский центр займет очень важное место.
— Scala, с одной стороны, «Золотой партнер» Microsoft, а с другой — его конкурент. Как это объяснить?
— Я сам себе каждый день задаю этот вопрос. Мы тесно работаем с компанией Microsoft, с основным ее подразделением. Microsoft не так давно вышла на рынок информационных систем для бизнеса, купив компании Navision и Axapta. С фирмой MBS, которая занимается бизнес-приложениями, мы конкурируем. Но не надо их путать. MBS — относительно молодое и самостоятельное подразделение, оно невелико и не приносит прибыли своему владельцу. Так что по сравнению с ними мы чувствуем себя уверенно. Наша компания прибыльна. Все-таки Microsoft больше ориентируется на обычного потребителя. Я лично слышал слова Билла Гейтса о том, что он никогда не будет заниматься бизнес-приложениями. И когда они все-таки занялись ими, то не все у них получилось сразу. MBS — сильный противник, но если учитывать только это подразделение, то более мелкие компании могут вполне успешно с ним конкурировать.