Против течения Профессиональные игроки софтверного рынка относятся к программам, разработанным в недрах обычных компаний, свысока — считают их неполноценными, недоработанными. В чем-то они правы. О
Против течения
Профессиональные игроки софтверного рынка относятся к программам, разработанным в недрах обычных компаний, свысока — считают их неполноценными, недоработанными. В чем-то они правы. Однако самодельный модуль, часто написанный непонятно кем, работает, успешно справляясь с теми же задачами, что и программы маститых разработчиков.
Уральские компании берутся за непрофильную деятельность по разным причинам. Чаще всего потому, что нужной программы нет в продаже. Банк24.ру, например, самостоятельно разработал интернет-банк для частных клиентов, интернет-сайт, в том числе версию для сотовых телефонов, внутренний корпоративный портал, систему мобильного банкинга и программу для карт экспресс-пополнения счета, «умный» скоринг. Борис Дьяконов, исполнительный директор Банка24.ру: Есть программы, которые мы покупаем. Не нужно каждый раз заново изобретать колесо. Но очень много создаем сами. Когда мы принимали решение о разработке своих продуктов, на рынке просто не было аналогов. Основной плюс собственных разработок — мы делаем продукт под свои цели и задачи, как правило, на перспективу. Программа развивается вместе с банком, обрастает дополнительными возможностями, совершенствуется. Если для банка стоимость ПО, может быть, не столько важна, сколько возможность его ювелирной настройки, то другие компании привлекает экономия времени и денег. Константин Корнильцев, руководитель проекта интернет-магазина Logo: Руководство поставило нашей команде очень сжатые сроки — всего 1,5 мес., а все фирмы-разработчики брались сделать только за 2 мес., да и то за этот срок они делают пустой сайт, без наполнения. Цена тоже немаловажна — она в разы больше того, что потратили мы. Некоторым бизнесменам, как, например, Евгению Шестакову, директору агентства юридической безопасности «Интеллект-С», просто нравится самим создавать программные продукты: Я сам пишу свои сайты, рисую часть дизайна, генерирую идеи, а то, что не могу воплотить сам, отдаю профессионалам. Сергей Колясников, директор компании «Урал-софт», определяет еще один мотив, который толкает наших бизнесменов на разработку собственного ПО: Бывает, глядя на тиражное решение стоимостью $20 тыс. и выше, компания решает «взять подешевле, а остальное дописать самим». Такой проект либо провалится, либо не даст никакой экономии.
Каковы бы ни были причины, побудившие компанию заняться софтверными разработками, в большинстве случаев это серьезный бизнес-проект, основанный на реальных экономических расчетах, а не на прихоти директора.
Программа преткновения
Сколько специалистов — столько мнений по поводу эффективности и оправданности самостоятельной разработки программных продуктов. В первую очередь, собственное ПО дает гибкость и настраиваемость программы именно под нужды компании. Не секрет, что при внедрении сложного программного обеспечения его не только «затачивают» под конкретный бизнес, но и бизнес под ПО. Собственная программа позволяет этого избежать. Антон Халиков, директор компании NetAngels.ru: Наша фирма не пошла по пути приобретения и установки готового ПО для автоматизации хостинга, а приняла решение делать все самостоятельно, несмотря на то что объем трудозатрат по разработке явно превышает стоимость тиражных продуктов. Но мы уверены, что в итоге получаем гораздо более «подогнанный» под наши нужды продукт.
Любую сложную программу необходимо постоянно поддерживать, совершенствовать, следить за тем, чтобы она оставалась актуальной. Константин Корнильцев: Если появляется потребность что-то дописать или исправить в программном коде, то при обращении в фирму возникает множество сложностей — нужно подробно объяснять, что сделать, а в нестандартных случаях сразу почему-то требуется срочно докупить какие-то дополнительные программные модули, сменить хостинг и т.д. Тогда как на доработку собственными силами уходит полчаса-час.
По мнению Владимира Фролова, председателя совета директоров банка «Северная казна», у собственных разработок есть один большой плюс — коллектив, участвующий в создании продукта, начинает его ценить и успешно им пользоваться. Борис Дьяконов добавляет — в своей программе можно идеально учесть и все пожелания клиентов банка: Мы опираемся на принцип «клиент банка становится полноправным участником разработки продукта». Ведь в конечном счете предлагаем решение для него. Мы сформировали систему обработки предложений и замечаний клиентов, нашли живой инструмент, позволяющий нам совершенствовать наши услуги. Наши клиенты, их потребности со временем меняются — они говорят об этом и иногда сами придумывают «фишки».
Говоря о достоинствах «самописных» систем, нельзя не указать на их недостатки. Во-первых, найти квалифицированных программистов, которые смогут вытянуть продукт на высокий уровень, совсем не просто. Они без работы не сидят. Студенты и прочие юные вундеркинды могут далеко не все. Во-вторых, фирма попадает в определенную зависимость от своих программистов. Многие софтверные фирмы России создавались бывшими сотрудниками
IT-отдела какой-либо компании, которые покинули альма-матер, прихватив все разработки. В-третьих, от специалиста, который варится в профессиональной среде, получаешь больше отдачи, чем от замкнутого в стенах одной фирмы.
Как говорят эксперты, вышеперечисленных проблем можно избежать, если создавать ПО в сотрудничестве со специализированными компаниями. Тогда не понадобится формировать собственный штат программистов. По этому пути идет множество фирм. Вячеслав Поляков, коммерческий директор компании Professional Vision: Предприятий, которые часть программы делают сами, а остальное заказывают, достаточно много, но в целом этот бизнес находится у нас в зачаточном состоянии. Рынок разработчиков эксклюзивного ПО не сложился — нет конкуренции между софтверными фирмами.
Леонид Волков*, заместитель генерального директора компании «СКБ-Контур», уверен, не так важно, кто напишет ПО, важнее, какой круг задач оно должно решать, то есть идет ли речь об автоматизации бизнес-процессов, специфических для данного предприятия или общих: Существуют примеры, когда вся работа отдела АСУ — мартышкин труд в сравнении с возможностью купить и настроить тиражный продукт. И совсем другое дело — внедрение продуктов «индивидуального» назначения. Здесь опасно пытаться на какой-то «общей» платформе что-то смастерить, и в любом случае уровень затрат оказывается одинаковым, вне зависимости от того, делает ли продукт собственная IT-служба или внешняя. Также, говорит Леонид Волков*, важно правильно выстроить политику сотрудничества с внутренними разработчиками, не давая им, с одной стороны, разбежаться, а с другой — сделать все предприятие зависимым от них.
Заказным ПО, особенно банковским системам, CRM или кадровым программам, может быть уготовано большое будущее. Если продукт вышел действительно хорошим — он не только послужит оптимизации IT-инфраструктуры предприятия, но и станет платформой для нового софтверного бизнеса. Свои программные продукты планируют вывести на открытый рынок парикмахерский салон «Европейский», юридическое агентство «Интеллект-С». У последнего появился тиражный продукт на базе CRM-программы. Банк24.ру готов рассмотреть любые предложения по продаже своих разработок.
Обратная связь:
silantev@apress.ru
* - выполняет функции иностранного агента