Меню

Softline: «Отношение к облачным решениям в бизнес-среде меняется»

Леонид Аникин, руководитель направления облачной инфраструктуры Softline. Иллюстрация: предоставлено компанией Softline

Преимущества сервисов, позволяющих хранить и обрабатывать данные, не покупая ПО и собственных серверов, хорошо известны. Почему так происходит, и действительно ли всем нужны «облака»?

По прогнозам аналитической компании IDC, в России рост облачного рынка будет опережать общемировой уровень: облачные услуги вырастут гораздо быстрее, чем ИТ-рынок в целом, и к концу 2016 года объем этого сегмента составит более $460 млн, а среднегодовой темп роста — более 50%. Уже несколько лет облачный рынок в России продолжает расти примерно на 30-40%, при этом существенную долю потребителей услуг занимают компании с быстроразвивающимся бизнесом (TAdviser). «Облака» пока не вызывают особого интереса у небольших компаний, однако это касается не только новых сервисов, но и инструментов, которые использовались еще лет десять назад, — внутрикорпоративные ресурсы, мессенджеры и CRM-системы. Что мешает «облакам» прижиться в малом и среднем бизнесе?

Игорь Панкрашкин, специалист отдела облачных решений Softline в Екатеринбурге:

Источник: из личного архива Игоря Панкрашкина

– С течением времени я замечаю, как меняется отношение к облачным решениям в бизнес-среде, среди потенциальных пользователей. Мы ушли от банального недоверия, боязни за сохранность информации. Люди стали понимать, что надежнее доверить данные компетентному сервис-провайдеру, с которым подписывается соглашение об уровне обслуживания (так называемый SLA), чем, например, приходящему сисадмину. Для тех, кто не решается передать данные за границу, есть возможность размещения в российских дата-центрах.

Возражения, с которыми мы сталкивались еще около года назад, сейчас слышны все реже. Однако остаются некоторые барьеры:

«Облака» — это не для нас

Это распространенный стереотип особенно в предпринимательской среде, которая консервативна во всем, что касается расходов и новых технологий. Они опасаются новаций, чтобы не навредить бизнесу. Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда говорю: «Давайте, я покажу вам облако», — а в ответ получаю: «Нам не надо, у нас и так все хорошо работает». Часто пользователи просто не знают о том, что их конкретные текущие задачи можно решить с помощью «облаков». Например, недавно одному из наших заказчиков было необходимо купить сервер, и он изначально не рассматривал возможность миграции данных в «облако». Я рассказал про облачную инфраструктуру (IaaS), объяснил, что это такое, привел в сравнение стоимость сервера и аренду аналогичных мощностей. В итоге компания выбрала «облако» как оптимальное решение.

Когда мы соотносим возможности облака и живые задачи, люди начинают осознавать ценность и удобство этих технологий. Например, Microsoft Office 365 я всегда показываю на личном примере, как мы с коллегами работаем в «облаках». На самом деле, в большинстве компаний задачи у всех примерно одинаковы. Разница лишь в том, как их решают.

Источник: www.istockphoto.com

Сопротивление рядовых сотрудников

Тут все зависит от руководителя. Если сказать свое твердое: «Сейчас работаем только так и никак иначе», — люди начнут что-то делать. Кому-то из сотрудников нужно переступить через свою лень, а кому-то выделить время в условиях высокой загруженности. Новые навыки не появятся сами собой. 

Облачные решения нужны бизнесу для того, чтобы повысить продуктивность и удобство работы. Руководитель должен понимать, что технологии могут положительно сказаться на эффективности сотрудников, упразднить рутинные процессы. Но потребуется время, чтобы привыкнуть. Людей всегда пугает что-то новое, оно часто ассоциируется со сложностями — ведь придется переучиваться. Мне нравится цитата Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Она как нельзя лучше отражает действительность.

У нас и так все работает

Есть компании, которые не особо заботятся об ИТ: что-то есть, оно работает и работает. Во многом это зависит от руководителя. Он либо консерватор, либо не задумывался, сколько стоит ИТ-поддержка бизнеса, организованная по традиционной модели – со своими серверами и сетевым оборудованием, компьютерами сотрудников, целым «зоопарком» программного обеспечения и людьми, которые все это обслуживают. Об «облаках» мы разговариваем с предпринимателями на понятном языке – на языке расходов на ИТ. Это срабатывает в большинстве случаев.

Источник: www.istockphoto.com

Зачастую простой и понятный кейс на примере похожего бизнеса вносит ясность для руководителя, и новые решения уже не воспринимаются в штыки.

Такую проблему мы, как правило, наблюдаем в малом и среднем бизнесе. У крупных корпоративных клиентов другая ситуация. Есть квалифицированные ИТ-специалисты, которые понимают, что, если решение уместно и экономически эффективно, они начнут работать в «облаке». Хотя и у крупных заказчиков бывают суеверия. Чтобы развенчать сомнения, им, как правило, необходим опыт коллег по цеху.

Еще мы наблюдаем так называемый «зоопарк» систем

Распространенная ситуация в компаниях, которые вроде бы и не против использования облачных технологий, но ИТ-инфраструктура развивалась или развивается по принципу «кому что нравится». В итоге сложно контролировать, что происходит, а ведь это необходимо: сохранение конфиденциальной информации, мониторинг работы сотрудников и т.д. Когда каждый использует что-то свое, например, файлы хранятся в личных Dropbox персонала, начинается хаос. Зачастую это отрицательно сказывается на эффективности работы.

Леонид Аникин, руководитель направления облачной инфраструктуры Softline:

Есть ряд ситуаций, когда использовать услуги сервис-провайдеров разумно:

  • Компания использует стандартные ИТ-сервисы. Бывает, что заказчику нужна почта, место для хранения документов или другие стандартные системы. В этом случае нет смысла строить и поддерживать их самостоятельно. У провайдеров уже развернуты все эти решения, есть персонал, функционирует оборудование.
  • ИТ-инфраструктура нужна «завтра». Если 1С перестала нормально работать, т.к. старое оборудование «больше не справляется» или под сотрудников нового филиала на почтовом сервере нет места, то сервис-провайдеры – практически единственный вариант решения.
  • Затраты на ИТ непрозрачны и непредсказуемы. А вот сервисная модель всегда очень нравится финансистам. Провайдер предоставляет услуги по фиксированной цене: сотрудников стало больше — затраты на почту и портал для них предсказуемо выросли. Плюс — нет закупок оборудования «на будущее».
  • Если есть проблемы с надежностью. Инфраструктура провайдера построена, и чаще всего она намного надежнее, чем у клиентов. Сертифицированные дата-центры, резервирование, запасной интернет-канал, круглосуточный мониторинг, системы защиты от проникновений, — вот далеко не полный перечень технологических возможностей такого партнера.
  • Разделение обязанностей. Провайдер несет финансовую ответственность за сервис, параметры которого прописаны в договоре. С собственным ИТ-персоналом такую систему выстроить получается крайне редко.

 

Источник: www.istockphoto.com

Тем не менее, переход на сервисную модель актуален не для всех. Миграция в «облако» — модная тема, но некоторым компаниям в силу ряда причин не стоит делать шаг в эту сторону. В большей степени это связано с тем, что услуги провайдера стандартизованы, поэтому подойдут далеко не каждому заказчику. Расскажу об этом более подробно.

  • Первое, о чем нужно помнить, — уникальный сервис оставьте у себя. Если провайдер обслуживает почту 100 клиентов, то у него получится это делать лучше и дешевле. Однако если он возьмется перенести к себе вашу старую систему управления складом, которую писали «под вас» еще 5 лет назад, то ему так же, как и вашим специалистам, придется с нуля с ней разбираться. Выгоды от переноса в облако при таком сценарии не будет.
  • Второе, на что стоит обратить внимание: нет интернета — нет сервиса. В целом в России ИТ-инфраструктура развита очень хорошо даже по европейским меркам. В большинстве крупных городов интернет-связь стоит недорого, провайдеров много. Но так происходит не везде. Например, в Норильск просто не проложен кабельный интернет. Это значит, что любые сервис-провайдеры не из Норильска не смогут обеспечить бизнесу этого города надежное соединение по разумной цене. Подобные проблемы могут быть и в других местах.
  • Третье ограничение — это наличие у клиента специальных требований, предъявляемых к безопасности. Хотя большинство провайдеров готово предоставить встроенные системы защиты высокого уровня, многим компаниям этого будет недостаточно. Если с поставщиком сервиса не удалось договориться о дополнительных средствах — инфраструктуру проще оставить у себя.

 

Сегодня в условиях бурного развития ИТ заказчики могут выбрать множество сценариев: от каких-либо конкретных сервисов до миграции всей ИТ-инфраструктуры в «облако». Главное учитывать особенности ИТ-систем и соотносить решаемые задачи с возможностями облачных решений.

тел.: 8-800-505-58-19

info.cloud@softlinegroup.com

softline365.ru, cloud.softline.ru