В России фармацевтический бизнес устроен так, что погоду на рынке делают национальные дистрибьюторы. Они диктуют условия аптечным сетям, хотя в других отраслях выполняют роль логистических посред
В России фармацевтический бизнес устроен так, что погоду на рынке делают национальные дистрибьюторы. Они диктуют условия аптечным сетям, хотя в других отраслях выполняют роль логистических посредников. Руководители местного сетевого ритейла уже предпринимали попытки объединить усилия для решения вопросов, затрагивающих общие интересы, однако намеченные цели не были достигнуты. Наверное, не все игроки осознают, как будут развиваться события.
Ситуация изменится, когда большую часть рынка поделят крупные аптечные структуры. По прогнозам лидера аптечного бизнеса — сети «36,6», это случится достаточно скоро — уже в 2007 г. 30% оборота фармацевтической розницы придется на две-три национальных сети. Это произойдет в результате массовых поглощений региональных игроков. Как сообщает «Фармэксперт», в январе 2007 г. компания «36,6» объявила о завершении еще восьми (!) сделок по покупке региональных аптечных сетей, в результате которых она увеличилась на 88 аптек, расположенных в семи городах России. Ожидаемый суммарный оборот приобретенных сетей в 2006 г. — $42 млн.
Сценарий дальнейшей консолидации разворачивается в буквальном смысле на наших глазах. Новые аптечные структуры сумеют достойно противостоять фармдистрибьюторам.
А что останется разобщенным сетям Екатеринбурга? Те, кто успеет выгодно продать бизнес той же «36,6» или второму по масштабу федеральному игроку (кто им окажется — пока неясно), получит шанс вложить свои деньги в другую сферу. Но «середнякам» придется уйти. Останутся только монстры и мелкие нишевые игроки. Такой компании, как «36,6», нет необходимости считать копейки, оптимизируя производственные затраты. Она наращивает обороты в расчете повысить котировки акций.
Плюс и минус
Приход федеральных игроков отражается на местном рынке, в том числе позитивно. Работа таких сетей стандартизирована, с четко выстроенной организационной структурой, строится по правилам, нацеленным на высокое качество оказываемых услуг, есть узнаваемый бренд. За их спиной — мощные финансовые ресурсы, позволяющие вести
Наглядный пример. С поглощением сети «Атолл-Фарм», приоритетными направлениями которой многие годы было поддержание широкого ассортимента лекарственных средств и работа с прямыми поставщиками высококачественных и редких препаратов, ее место займет «36,6», делающая ставку на парафармацевтику, БАДы, косметику, противозачаточные средства. Пройдет совсем немного времени, и мы сможем купить только те лекарства, которые новый игрок посчитает целесообразным оставить в своей товарной матрице.
И это не частный случай. Нет сомнений, что после завоевания фармрынка Екатеринбурга и Свердловской области федеральными игроками конкурентная борьба либо ослабеет, либо сойдет на нет. Рыночные механизмы перестанут работать. Снизится качество услуг, сократится ассортимент, цены вырастут, малорентабельные фармпрепараты уступят место парафармацевтике. А местный бюджет лишится серьезных поступлений.
Конечно, это неблагоприятный сценарий. Но серьезных препятствий для его осуществления нет. Механизмы по ограничению монополизации и конкуренции, разработанные на уровне государства, работают не всегда.
Конструктив
Как я уже говорил, попытки объединить усилия уже были. Давайте доведем формальное объединение до логического конца. Сегодня как никогда необходимы общие правила и стандарты, которые бы обеспечили эффективную деятельность фармритейлеров и позволили им действовать согласованно, несмотря на конкуренцию. Противоречия здесь нет. Все местные аптечные сети — и большие, и маленькие — от такого шага только выиграют. Вместе проще наладить взаимодействие с властными органами, решать кадровые вопросы (от повышения квалификации сотрудников до построения мотивационных процессов), формировать данные о недобросовестных участниках рынка (составление так называемых черных списков) и т. д.
Эти задачи можно эффективно решать только в рамках союзов, ассоциаций и других общественных объединений и некоммерческих организаций.
Мы не придумываем ничего нового. За эти идеи экономисты Фридман и Хаек получили Нобелевскую премию. Фармритейлерам остается взять эти подходы на вооружение.
МНЕНИЕ ЗА
Андрей Блюм
учредитель управляющей компании «АСА»:
— Чтобы вытеснить более мелких игроков, у монстров есть несколько вариантов.
1. Пролоббировать на федеральном уровне законы, устанавливающие дополнительные ограничения для фармрозницы (несколько лет назад уже вводились ограничения по площадям аптек). В этом случае около 30% аптечных учреждений не пройдут повторное лицензирование и закроются. Их покупатели уйдут в другие аптеки — те же «36,6» и «Ригла».
2. Еще немного набрав «массы», устроить ценовой обвал фармрынка, т. е., имея запас внутренней рентабельности, снизить цены в аптеках на 30%. Тогда «эластичные» покупатели перейдут в эти аптеки. Минусы для монстров в такой ситуации тоже очевидны: снижая наценку, они уменьшают и свою доходность, а с ней — стоимость акций.
Для мелких и средних игроков я вижу следующие выходы.
1. Продаться федералам, причем задуматься об этом уже сейчас. Когда крупняк получит 70% местного рынка, ваш бизнес будет стоить намного меньше.
2. Выкупить помещения, в которых работает ваш бизнес, — в этом случае оказаться в убытке будет сложнее.
3. Попытаться консолидировать силы, как предлагает г-н Лоскутов, и побыстрее. Хотя тут много объективных трудностей. Несмотря на общие интересы, каждый владелец будет преследовать свои, и, если переговорщиков более трех, найти общий язык непросто. К субъективным моментам я бы отнес роль фармдистрибьюторов — им не нужна консолидация мелких игроков, в то время как сами они умеют «дружить» против объединенных сетей.
Я — за объединение.
МНЕНИЕ ПРОТИВ
Илья Шкоп
директор агентства недвижимости «Роттердам»:
— Не согласен. Во-первых, поглощение местных аптечных сетей федеральными не уложится в 2007 г., а затянется лет на пять-десять.
Во-вторых, под определение нишевых игроков подходят не только одиночные аптеки. Региональные сети, имея худшие, чем у федеральных, условия по поставщикам, более гибко реагируют на изменения местных рынков. Поэтому они не уйдут — им просто придется раскошелиться на маркетинг.
А вот кто исчезнет в первую очередь, это «недоформировавшиеся» сети, работающие не в рыночных форматах, с числом точек менее 10-15 и с нечеткой структурой управления.
Заявление о том, что на две-три доминирующие национальные сети придется до 30% розницы, вызывает скепсис. Компания «36,6» приобрела в регионах 88 аптек. Простите, но это сопоставимо с крупными сетями, действующими в одном регионе! Примеры — «Здравник» в Екатеринбурге, «Классика» в Челябинске.
К тому же региональные сети тоже растут. Большинство из них еще не приступило к освоению малых городов, основная борьба пока ведется в областных центрах и крупнейших городах области.
Общий вывод: федералы, конечно, придут и займут крупные доли рынка. Но не весь рынок. В высококонкурентном Екатеринбурге вряд ли останется менее 10-12 сетей.
Именно поэтому опасения, что конкуренция снизится, неоправданны. Если даже такое случится, на местный рынок тут же придут сети из более конкурентных мест — и все начнется сначала.