Меню

Сон в руку

Перед Новым годом принято дарить партнерам и клиентам подарки. Но директор понимает, что смысла в этой деятельности становится все меньше. Он считает, что деньги компании и свое рабочее время сотру

Перед Новым годом принято дарить партнерам и клиентам подарки. Но директор понимает, что смысла в этой деятельности становится все меньше. Он считает, что деньги компании и свое рабочее время сотрудники тратят впустую.
досье
«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У предприятия есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.
ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.
действующие лица

Николай Сходняк
генеральный директор
Людмила Сходняк
финансовый директор, жена Николая Сходняка
Юлия Белоусова
маркетолог
Инна Гладышева
начальник отдела продаж
Павел Куприянов
менеджер по продажам
Саркис Аванесян
директор розничного магазина
Алексей Носырев
коммерческий директор
 
решение предыдущей серии
Николай Сходняк решил урезать соцпакет по принципу «льготу нужно заслужить». Проведя опрос в компании, он выяснил, какие опции базовые, какие дополнительные, а какие вообще не пользуются спросом. По своему желанию соцпакет смогут формировать только ключевые сотрудники. Рядовой персонал будет наращивать соцпакет по мере карьерного роста.

 

Сидя у себя в кабинете, Николай Сходняк с ужасом озирался по сторонам. По комнате скакали люди, переодетые зайцами, хороводили толстомясые Снежинки, перекатывались из угла в угол усатые Снеговики, размалеванные Снегурочки, пробравшись за спинку директорского кресла, ерошили Николаю волосы. В центре композиции четыре Деда Мороза вразнобой пели о снеге, ночном холоде, икре и мандаринах — так им представлялось счастье. На столе громоздилась куча гротескных подарков: чайный куст, набор стоматологических инструментов, человеческая ступня из камня, сахарные часы с кукушкой, семь томов «Механики» Артоболевского, надувная корова со всеми признаками секс-игрушки — и все в таком же духе. Самое страшное, что сказочные персонажи хотели реванша за свои презенты. Каждый отламывал от Сходняка по кусочку, как от овсяного печенья, а тот даже не мог пошевелиться, чтобы дать отпор. В конечном счете осталась одна голова — она свалилась под стол и выкатилась колобком к ногам нарядной уборщицы. Та сгребла ее веником в совок и выбросила в урну для бумаг. Сходняк-Колобок бессильно застонал... и проснулся.

— Коля, ты чего мычишь, пить хочешь? — спросила нависшая над похолодевшим телом мужа Людмила Сходняк.

— Да нет сон приснился будто я бог солнца и мне приносят кровавые жертвы ну и не смог с этим смириться, — зачем-то соврал Николай и прикрыл еще на пару минут глаза. Через час он уже подъезжал к офису «Любо-Дорого & Ко».

Еще через час в его кабинет ввалилось полколлектива компании, толкая перед собой ЮлИю Белоусову.

— Вы посмотрите, что она решила нашим партнерам на Новый год подарить! — нарушила немую сцену Инна Гладышева, показывая красную лопату для уборки снега с логотипом «Любо-Дорого & Ко».

— А что, нормальный подарок, нужный, — поморщился Сходняк, вспоминая каменную ногу.

— Но мы же в прошлом году дарили лопату, — Павел Куприянов пожал плечами. — Дворниками наряжались... как идиоты

— В прошлом — у нас бюджет был меньше, поэтому лопаты закупили некачественные, да и не всем хватило, многие обиделись. Я собрала обратную связь с клиентов: старые лопаты у многих уже сломались или потерялись. Вы посмотрите, какая вещь классная, — Белоусова выхватила у Гладышевой инструмент и лихо шкрябнула совковой частью по ковролину.

От этого звука Сходняк чуть не упал в обморок — ему показалось, что сейчас его голова опять окажется в мусорной корзине.

— А в чем смысл подарка? — Николай еле нашел в себе силы сохранить образ здравого директора, хотя бы внешне. И абсолютно зря. Потому что ответ все равно оказался за гранью его понимания.

— У нас на Урале денег — как снега, только загребай. А лопат никто не дарит. А мы подарим. Это ж новогодний креатив — все оценят. Да и что-то менять уже поздно: деньги заплатили, лопаты на складе.

— Да какая разница, что дарить, главное — как! — примирительно сказал Саркис Аванесян и с присущим ему национальным колоритом ткнул указательным пальцем вверх.

Улучив момент, Сходняк отправил сотрудников обсуждать процедуру вручения подарка за дверь. И напоследок растерянно добавил: — Только не устраивайте балаган. Наша лопата — это не повод для смеха, а инструмент капиталиста.

С обеда потянулась череда представителей компаний-партнеров. Большинство из них смущенно извинялись за своих директоров: мол, командировки, симпозиумы, важные переговоры — не смогли лично поздравить с наступающим, но страшно хотели, о чем и написали в открытке (разумеется, при помощи принтера или шелкографии). Ящик стола у Сходняка уже не закрывался, и он начал складывать дареные аксессуары в одежный шкаф. «Кому это нужно? Куда бы это деть? Кто их научил так одинаково говорить? Сколько денег впустую! И самое главное, они жрут мое время!» Раздражение росло, но Николай считал себя человеком воспитанным, разораться себе не позволял, поэтому к 16.00 ему пришлось выпить две таблетки цитрамона. И абсолютно зря, потому что головная боль, очевидно, требовала алкоголя, а мешать его с медикаментами короче, лучше не мешать.

«Прав был Носырев, — думал Сходняк, провожая очередного «поздравительного робота» до дверей. — Надо с Китаем работать: у меня за один день полкабинета в этом «мэйд ин чайна» потонуло, а если взять в масштабах страны, а если глобально» Истинный смысл выражения «китайский Новый год» больно отозвался в висках. Сходняк сжал их ладонями и порывисто задышал, как советовал его мастер по кунг-фу.

Наступила тишина. По коридору деловито бегали продавцы с лопатами. Постепенно через звуковую завесу начал прорываться женский смех, переходивший в визг. Отняв ладони, Сходняк понял: визжат в финотделе. И поспешил на помощь. Посередине бухгалтерии стояла его жена, а вокруг нее пританцовывая кружил Аванесян. И все бы ничего, но нижняя часть Саркиса была обтянута черными колготками, а верх­нюю, не менее мохнатую, еле прикрывала расстегнутая до пупа белая рубаха. «Ай, сахер мой слядкий, дай тебя я пацилю-ю-ю», — пел Аванесян под одобрительный смех и аплодисменты.

— Люда, это что такое?!! — побагровел Сходняк, подписывая в уме заявление об увольнении этого павиана.

— Коля, это Саркис нам показывает, как можно подойти к новогоднему поздравлению творчески, — прыснула Людмила. — Девочки видели, как он выступил в отделе продаж, ну и пригласили его к нам, на бис

— А почему он в таком виде?!!

— Потому что он в костюме Дон Жуана аутентичном той эпохе.

— Саркис, а почему Дон Жуан-то?! Он-то здесь при чем?!! — почти проорал Сходняк. И абсолютно зря. Потому что на последовавший ответ злиться было бессмысленно.

— Мне, Николай Евгеньевич, Казанова не очень нравится — он какой-то напудренный постоянно, прилизанный весь А Дон Жуан — нормальный мужчина, правильный, его и изображать легче, — азарт­но ответил Аванесян.

— Оставьте свои выкрутасы товароведам, переоденьтесь и не забудьте вернуть женщинам колготки, — постарался обернуть гнев иронией директор. — До праздников еще неделя, а вы тут козлом скачете. Почему, кстати, не зайчиком — куда умест­ней было бы

— Я же человек, а не заяц и хочу человеком выглядеть, особенно перед дамами, — проворчал обиженный Аванесян, протискиваясь к выходу.

По дороге к своему кабинету Николай понял, что, если бы увидел прыгающего вокруг жены зайца, было бы гораздо хуже — слишком свежо было воспоминание о собственном сне. В приемной он наткнулся на Алексея Носырева — тот ставил подписи на открытках, прикреплял их к черенкам лопат и объяснял секретарше, как, кому и когда их доставить.

— Сам бы отвез лучше, обрадовал бы лопатой лично — с людьми же работаем, — упрекнул комдира Сходняк.

— Некогда, Николай Евгеньевич, отчет вам верстаю, — боязливо улыбнулся Алексей, помня, что сдать статистику он должен был еще пять дней назад.

— Зайдем ко мне, разговор есть.

Шкаф в кабинете не выдержал напора подарков, и они вывалились, загородив проход к переговорной зоне. Переступая через них, мужчины раздавили пару коробочек.

— Леш, почему у нас никто не работает?

— Это вам кажется. Все работают. Отчеты сдаем, план вроде выполняем, есть небольшое запаздывание, но ведь и отношения с клиентами надо укреплять. Кстати, вам Юля подготовила семь VIP-лопат с позолоченной ручкой, чтобы вы их по ключевым партнерам развезли.

Сходняк откинулся в кресле, закрыл глаза и устало застонал. «Коля, ты чего мычишь, пить что ли хочешь?» — спросил Носырев голосом Людмилы. Над совершенно ошарашенным Николаем действительно склонилась жена, погладив его по волосам, она добавила: «Пошли на кухню, я уже чай заварила китайский». Через час Сходняк уже подъезжал к офису «Любо-Дорого & Ко».

Как организовать поздравление парт­неров с Новым годом, да так, чтобы оно оказалось запоминающимся, а подарок нужным? Как оптимизировать время и затраты перед Новым годом? Как заставить сотрудников работать в предновогоднюю неделю?

Андрей Полищук
директор ЮА «Содби»
 Каждый год одни и те же проблемы. Что дарить? Кому? Сколько денег выделить? Вспомните свою реакцию, когда получаете по факсу рифмованное поздравление или открытку с банальными пожеланиями, растиражированные сотнями и тысячами экземпляров. А коробки с конфетами, а «шампусики» с коньяками? По крайней мере, последнее можно употребить по назначению или подарить кому-то. Часто так и бывает.

Многое зависит от «новогоднего» бюджета. Но деньги не главное, отталкиваться надо от желания порадовать, удивить партнеров. А не носиться каждый год по городу с лопатами, как «Любо-Дорого & Ко». Например, радиостанция, с которой мы сотрудничаем, как-то поздравила нас с Новым годом эксклюзивными апельсинами с фирменными наклейками в «специальных» упаковочных ящиках. Банк-партнер преподнес солидные бизнес-сувениры с символикой общего проекта.

Поздравляемые должны чувствовать, что подаренное существует в ограниченном количестве. Поздравительные открытки должны начинаться со слов «Уважаемый Николай Евгеньевич!», а не «Уважаемые партнеры!». Дизайнер нашей компании специально разрабатывает открытки к празднику, и, насколько мы знаем, люди их не выбрасывают. Есть опыт выезда к партнерам мини-кукольного театра марионеток, который разыгрывал короткий поздравительный спектакль.

Если времени и средств недостаточно, можно предложить старый проверенный способ, когда руководство лично обзванивает дорогих клиентов и партнеров с пожеланиями всего-всего. Главное, чтобы искренне.

Времени всегда не хватает, хотя к празднованию Нового года (и к поздравительным мероприятиям) можно готовиться целый год. Обычно у нас отряжается целый отдел для оформ­ления подарков партнерам и подписания конвертов. Иной раз люди занимаются этим допоздна и в выходные.

И производственные процессы мы не приостанавливаем — к концу года текущая работа часто достигает точки кипения. Заставлять работать никого не приходится. Все знают, что нужно максимально выложиться перед предстоящими долгими праздниками... и корпоративкой.

 

Роман Чигирев
директор УЦ «Школа тигров»
 Если в первой половине января Россия впадает в кому, то предновогодние недели напоминают свадьбу холерика и сангвиника. Состояние общей сумятицы характерно и для бизнес-среды. Основное правило работы с большими проблемами — разложить их на несколько маленьких и решить по порядку.

Главное — чем и как поздравить бизнес-окружение. Поздравлять или нет — это уже не вопрос. В эпоху маркетинга отношений это необходимо. В последние недели месяца есть обязательные дела: это подведение итогов, подготовка данных для сессии стратегического планирования, проведение собраний и мозговых штурмов. В это же время можно спланировать подарки, используя ABC-анализ. Разделите всех клиентов на классы и решите, кому достаточно направить поздравительный мейл или факс (класс С), кому — открытку (класс В), а кому — подарок (класс А). Пусть подарков будет немного — семь плюс-минус два (в этом отношении семь золоченых лопат — идеальная цифра). Вручите презент лично, отправив гонца соответствующего ранга. Согласуйте график и время посещений и повесьте его на видное место. Так можно проконтролировать движения сотрудников за пределы офиса в предновогодней суете.

Идеально, если подарок подобран лично и с учетом вкусов и характера принимающего. Например, клиенту, мечтавшему стать моряком, можно подарить набор морских узлов. Хранение такой личной информации редко происходит в официальной базе данных. Поэтому соберите сотрудников фронт-офиса и «продажников» и переговорите с ними о человеческих чертах ключевых клиентов. Оптимально — бизнес-сувениры хорошего качества или узнаваемых марок.

Лопата как новогодний подарок — интересная идея, а фраза «Наша лопата — не повод для смеха, а инструмент капиталиста» — настоящий девиз. Однако такие подарки дарятся один раз. Повтор говорит о нежелании «пошурупить» мозгами.

Заранее распределите полномочия и роли сотрудников при подготовке к празднованию Нового года в коллективе, к поздравлению членов семей, клиентов и партнеров, просто друзей фирмы. Честно договоритесь с сотрудниками о правилах поведения на рабочем месте и определите уместность украшения офиса и особенно клиентской зоны.

 

Ирина Цуканова
медиа-директор агентства «Штольцман и Кац»
 Сходняку необходимо разобраться со своими ночными кошмарами. Бизнес — это всегда продолжение главного действующего лица, а сны — отражение реальности, в которой человек пребывает. В данном случае — это избыточное делегирование полномочий. Что мешало директору обязать маркетолога Белоусову подготовить несколько вариантов новогодних подарков? В конечном счете выбор одного, соответствующего ценностям и идеологии компании занял бы не более 5 минут.

Не будем сейчас касаться проблемы, что в компании работают сотрудники, способные на столь нелепые решения, — это опять-таки личная заслуга Сходняка. Разберемся с уже свершившимся фактом. В новом году Сходняку необходимо провести аудит человеческих ресурсов, простроить систему принятия и согласования решений.

Сейчас важно:

1. Вернуть сотрудников на рабочие места.

2. Собрать творческую группу и выработать сценарий по вручению закупленных лопат-подарков, соответствующий духу и ценностям компании. За основу можно взять готовый лозунг «Лопата — инструмент капиталиста!» — и добавить к нему несколько символических черт. К примеру, может быть такая ассоциация: любой предприниматель — это прежде всего труженик, он не только загребает деньги, но и разгребает проблемы, делает свой бизнес эффективным. К тому же подобный инструмент всегда может пригодиться в хозяйстве — это нельзя упускать из виду. Вываливающиеся из шкафа китайские безделушки, батареи шампанского с логотипами компаний (которые никуда и передарить-то невозможно), конфеты, блокноты, ручки, брелоки, зажигалки — все это новогодняя реальность каждого офиса. Конечно, раздражение, скепсис от таких презентов неизбежны. Тем радостнее и желаннее подарки оригинальные. Те, что донесут до получателя отличительные черты компании, заставят улыбнуться, лучше почувствовать своих партнеров по бизнесу, удивят и вовлекут в новое действие.

3. Согласовать списки получателей подарков.

4. Назначить ответственных дарителей и установить регламент для поздравления.

5. Получение подарков делегировать секретарю-референту.

 

Александр Потапов
директор компании «БыстрОфис»
 Первым делом хотелось бы успокоить гендиректора «Любо-Дорого & К» — наличие или отсутствие подарка на Новый год никак не влияет на объем продаж и хорошие отношения с заказчиками. Все зависит от его собственного отношения к клиентам. Это и есть та самая золотая VIP-лопата, которой он загребет будущие прибыли.

К клиентской аудитории лучше относиться как к стопроцентно женской (независимо от реального пола поздравляемых). Николай Сходняк должен предстать в роли ухаживающего мужчины, тогда креатив с поздравлениями попрет сам собой... Любая аудитория (даже не сидящая в одном помещении) всегда находится в выжидательной, женской позиции. А выступающий (поздравляющий) — в активной, мужской. Если он это понимает, любое его действие аудитория расценит благожелательно. И ошибки простит, и косноязычие, и проходные подарки. Лишь бы ухаживал.

Время и затраты в декабре нужно не столько оптимизировать, сколько заранее планировать, что и отличает тактика от стратега, каким по определению и должен быть генеральный директор. Полиграфия заказана в сентябре, списки поздравляемых клиентов у сотрудников еще с ноября, в рабочем расписании есть официальные дни (и точное время) для разъездов и поздравлений. Стихийный процесс обмена любезностями сложно обуздать, остается только возглавить. Чтобы система работала эффективно, необходимо обозначить и меру ответственности за несанкционированные празд­ничные мероприятия. В формализованной бизнес-единице сделать это несложно — объемы продаж, графики сдачи работ и депремирование за неисполнение инструкций никто в декабре не отменял.

Нет никаких причин, чтобы относиться к Новому году как к стихийному бедствию. Если не сейчас, то в следующем году г-н Сходняк учтет свои ошибки.