Даже высокий уровень проникновения сотовой связи в Свердловской области не мешает рынку стремительно расти. За последний год он увеличился на 50%. Основная причина — сотовые операторы вышли в небол
эксперты
Дмитрий Бакланов
региональный директор Уральского региона ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн»)
Константин Брызгалов
директор по маркетингу телекоммуникационной группы «Мотив»
Андрей Ревков
директор филиала ОАО «МТС» «Макро-регион «Урал»
Татьяна Сухотина
коммерческий директор «МегаФон-Урал»
почему
рынок сотовой связи вырос на 50%
зачем
операторы строят собственные оптоволоконные сети
как
изменит рынок продажа Utel
Журнал «Деловой квартал» впервые собрал глав сотовых компаний за круглым столом. Руководители были настроены позитивно, поскольку прошедший год оказался для них сверхудачным. Встреча убедила — они готовы совместно развивать рынок, формируя у абонентов привычку пользоваться новыми услугами.
По словам Андрея Ревкова, директора филиала ОАО «МТС» «Макро-регион «Урал», в 2007 г. игрокам приходилось несколько раз пересматривать свои операционные планы, так как рынок рос намного быстрее, чем предполагалось. В целом он увеличился на 50%, преимущественно за счет голосовых услуг. Константин Брызгалов, директор по маркетингу телекоммуникационной группы «Мотив», отмечает, что сегодня приоритетная задача для операторов не наращивать количество клиентов, а увеличивать доходность с каждого: «Пополнение абонентских баз явно замедлилось по отношению к 2006 г., поскольку основную часть потенциальных клиентов сотовики уже привлекли. Именно поэтому компании стали повышать эффективность бизнеса, улучшая качество обслуживания и расширяя спектр предложений». Благодаря этому потребление неголосовых услуг растет на 18% в месяц — оценивает Татьяна Сухотина, коммерческий директор «МегаФон-Урал».
Доля подключившихся абонентов, не имеющих ранее возможности пользоваться услугами мобильных операторов, по-прежнему высока: по оценкам МТС — 18%. Это те люди, которые живут на территориях, до недавних пор не охваченных сотовиками. В 2007 г. операторы активно строили новые сети. «Все начинали с городов или с населенных пунктов (7-10 тыс. человек), расположенных вблизи трасс. Но сегодня мобильная связь проникла и туда. Однако есть огромное количество неохваченных деревень (500-1 000 жителей)», — добавляет г-н Брызгалов. Именно за счет строительства сетей в малых городах сотовые операторы планируют развиваться в ближайшие два-три года. Всего в таких населенных пунктах, уточняет Константин Брызгалов, живет около 700-800 тыс. человек.
Операторы отчасти заинтересованы в том, чтобы на этих территориях присутствовало как можно больше игроков. По словам г-на Ревкова, в таком случае увеличивается активность абонентов и повышается интерес к услугам сотовиков. «Там люди оторваны от «большой земли». Если оператор предлагает хороший тариф, то в этих населенных пунктах MOU (количество минут, потраченных одним абонентом в месяц. — Прим. ред.) даже больше, чем в крупных городах», — описывает ситуацию в провинции Дмитрий Бакланов, региональный директор Уральского региона ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн»). Сейчас среднее ARPU (доходы с одного клиента) в Свердловской области — $13.
Как отмечают операторы, повышению качества связи в маленьких населенных пунктах мешают и просчеты в законодательстве. В частности, внутри одной лицензионной зоны нельзя предоставлять услугу роуминга. К примеру, абонент приехал в глухую деревню, где не работает его сотовый оператор, в результате человек остается без связи. Если бы роуминг внутри одной лицензионной зоны разрешили, то без проблем можно было переключаться на другого оператора — убеждает г-н Брызгалов. В ответ Андрей Ревков высказал предположение, что тем самым государство подталкивает игроков к интенсивному развитию сетей. По мнению г-жи Сухотиной, подобная кооперация сотовых операторов может положительно сказаться на качестве связи, но не приведет к замедлению роста компаний.
Помимо того что операторы охватывают очередные территории, они стали обращать внимание на новые целевые группы. Большая часть компаний вывела на рынок предложения для подростков (в частности, у МТС — тариф «Классный», у «Билайн» — «Первый детский») и для пенсионеров (например, у «Мотива» — «От всей души»). По оценкам аналитиков, подобными тарифами пользуется пятая часть клиентов.
По словам г-на Бакланова, 2007 г. явно показал, что сотовый рынок стал цивилизованным: «Операторы осознали — демпинговать до бесконечности невозможно. Наша задача — зарабатывать деньги для акционеров». Падение цен на услуги сотовой связи прекратилось. Данные о средней стоимости минуты операторы не раскрывают, но уточняют, что за последний год она практически не изменилась.
Эксперты обозначают две основные схемы развития рынка: американскую и европейскую. В первой операторы выставляют низкую стоимость услуг, в результате их доходы не позволяют развивать сети нового поколения. В Европе же ситуация с ценами обратная, а потому сотовые компании активно строят 3G. По какому пути пойдет наш рынок — окончательно непонятно. Как считает Дмитрий Бакланов, Россия приближается к европейской модели. «В итоге операторы получат дополнительные финансовые ресурсы для внедрения новых технологий», — прогнозирует он. В связи с этим директор уральского «Билайна» вспомнил забавную историю: «В Индонезии я поймал местного жителя и спросил — а дорогая ли у вас сотовая связь? «Нет, дешевая, всего 20 центов за минуту», — ответил он мне. И это притом, что средний доход на душу населения такой же, как в России». Г-н Ревков полагает: на отечественном рынке установилось равновесие между возможностями клиентов платить за услуги и желанием операторов зарабатывать — цена устраивает обе стороны.
Поскольку существующая инфраструктура не позволяет пропускать растущий объем трафика, игроки начинают ее активно совершенствовать. Константин Брызгалов: «Еще недавно радиорелейной линии хватало для передачи голоса и SMS-сообщений. Но сейчас объем передачи данных значительно возрос, а потому ширины такого канала недостаточно — необходимо протягивать оптику». В частности, МТС в текущем году планирует соединить основные уральские города собственными оптоволоконными линиями. Суммарный объем трафика у мобильных операторов ежегодно удваивается. «Абоненты за предлагаемую сотовиками цену готовы увеличивать потребление. Все операторы должны гарантировать качество услуги, а потому необходимо создавать запас прочности на будущее», — объясняет Андрей Ревков. К тому же собственная сеть позволяет снизить издержки. По оценкам г-на Бакланова, она окупается уже после года работы.
В наиболее выигрышном положении среди операторов находится Utel. Он пришел на рынок последним, но изначально использовал собственные каналы связи. После покупки «Голден Телекома» компанией «ВымпелКом» за $4,3 млрд сотовый оператор «Билайн» также получит конкурентные преимущества. В компании рассчитывают, что эта сделка позволит «Билайну» стать полноценным телекоммуникационным холдингом (предоставлять услуги сотовой, фиксированной связи и доступа в Интернет). Как поясняет Дмитрий Бакланов, у «Голден Телекома» хорошие позиции на уральском рынке фиксированной связи и есть развитая транспортная сеть. «Сейчас мы изучаем их возможности», — добавил г-н Бакланов.
О своих амбициях стать полноценной телекоммуникационной компанией заявлял и «Мотив». В ноябре 2007 г. оператор получил лицензию на зоновую связь, а также презентовал услуги по передаче данных для корпоративных клиентов. «Потребителю нужен полный спектр услуг — от сотовой связи до кабельного ТВ. В идеале их надо предоставлять в одном месте», — объясняет г-н Брызгалов. Расширить предложение позволили волоконно-оптические магистрали, длина которых только в столице Урала около 300 км, еще 350 км строят и 250 км — в планах. По охвату и протяженности сетей связи компания сопоставима с лидерами интернет-рынка — Уральской телефонной компанией, «Урал-ТрансТелеКомом», «Евротел». Такая инфраструктура дает «Мотиву» возможность выйти сразу на несколько рынков (местная и внутризоновая фиксированная телефонная связь, доступ в Интернет для корпоративных и розничных клиентов). К тому же, по сведениям «ДК», «Мотив» в течение двух лет планирует предоставлять услуги междугородной и международной связи и строит для этого транзитные узлы и узлы доступа к своей сети по всей стране.
Рынок сотовых операторов стабилен: по числу абонентов лидирует МТС (27%), затем идет «Мотив» (26%), третье место у «Билайна» (19,2%). Расстановку сил коренным образом может изменить продажа Utel. Александр Киселев, генеральный директор холдинга «Связьинвест», заявил летом 2007 г., что компания планирует продать свои сотовые активы, в том числе Utel. Г-н Киселев объяснил это тем, что со временем их конкурентоспособность будет снижаться, поскольку появятся сети связи третьего поколения (3G). Скорее всего, окончательное решение о продаже сотовых активов «Связьинвест» примет в первой половине 2008 г. Отраслевые эксперты считают, что такая продажа оправданна. Анна Зайцева, аналитик УК «Финам Менеджмент»: «В последние несколько лет сотовый бизнес рос на 50-60% в год. Возможная цена сделки по продаже Utel весьма привлекательна для продавца. В дальнейшем, с развитием сетей третьего поколения, она будет только снижаться». Стоимость сотовых активов неизвестна, но обычно ее определяют по числу пользователей — от $500 за каждого. В Utel около 5 млн абонентов. О своем интересе к активу заявили два из трех операторов «большой тройки» (МТС и «Билайн»).
В Utel факт возможной продажи компании не комментируют. Однако участники рынка связи уже готовятся к торгам. В частности, как пишет Quote.ru, Антон Абугов, первый вице-президент АФК «Система», сообщил, что компания создаст консорциум с МТС и «Комстар-ОТС» для покупки «Связьинвеста». Приватизация последнего, считает г-н Абугов, может состояться в ближайшие 12-18 месяцев. Если МТС и «Комстар-ОТС» победят на аукционе, то первый получит сотовые активы региональных операторов связи, а второму достанется сегмент широкополосного доступа в Интернет. По данным Quote.ru, «Система» уже заложила в бюджет на 2008 г. $7-10 млрд на покупку «Связьинвеста».
На конец 2007 г. у дочерних компаний «Связьинвеста», предоставляющих услуги сотовой связи («Уралсвязьинформ», «Сибирьтелеком», «ВолгаТелеком», «Дальсвязь»), было 12,5 млн абонентов (7% рынка). В Свердловской области Utel на начало марта обслуживала 519,8 тыс. человек (10,2% рынка).
В 2008 г. операторы «большой тройки» должны запустить в области сеть третьего поколения, лицензии на которую они получили еще в апреле 2007 г. По данным «ДК», уже в ближайшее время одна из сотовых компаний может начать тестирование 3G в Екатеринбурге. Напомним, что первым в России сегмент сети третьего поколения запустил в Санкт-Петербурге «МегаФон». «С технической точки зрения она работает хорошо, но говорить об экономических результатах пока рано», — признает Татьяна Сухотина.
Сотовики прогнозируют, что абоненты начнут массово пользоваться услугой лишь через несколько лет. Андрей Ревков: «Операторы сотовой связи работают примерно в одном направлении: мы доказываем потребителю, что пользоваться нашими услугами удобно, недорого. А скоро предложения станут еще доступнее». Константин Брызгалов констатирует, что клиенты пока не готовы платить.
В связи с запуском новых сетей в сложном положении окажутся местные операторы. Но г-н Брызгалов считает, что есть много технологий, альтернативных 3G. Он не исключил, что «Мотив» построит в Екатеринбурге сеть Wi-Max (Worldwide Interoperability for Microwave Access — широкополосная радиосвязь). По мнению аналитиков Json & Partners, мобильный Wi-Max может составить серьезную конкуренцию сетям 3G. ЛЕОНИД РЕЙМАН, глава Мининформсвязи РФ, в мае прошлого года заявил, что в России могут выдать четвертую и пятую лицензии на сеть третьего поколения в том случае, если удастся освободить для этого частоты. Как считают эксперты, главными претендентами на них станут консорциумы из нескольких региональных компаний.