эксперты Константин Брызгалов директор по маркетингу ООО «Екатеринбург-2000» (ТМ «Мотив») Роман Егоров заместитель директора по коммерческим вопросам екатеринбургского отделения Utel Анна Зайцева а
эксперты
Константин Брызгалов
директор по маркетингу ООО «Екатеринбург-2000» (ТМ «Мотив»)
Роман Егоров
заместитель директора по коммерческим вопросам екатеринбургского отделения Utel
Анна Зайцева
аналитик УК «Финам Менеджмент»
Александр Казанцев
коммерческий директор ЗАО «Уральский Джи Эс Эм» (ТМ «МегаФон-Урал»)
Елена Орлова
директор филиала ОАО «МТС» в Свердловской области
Игорь Петров
директор екатеринбургского филиала ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»)
Зачем операторы создают нишевые тарифы
Кто купит Utel
Как 3G изменит рынок
Уровень проникновения сотовой связи в целом по России, как отмечает Json & Partners, достиг 117% (167 млн SIM-карт). В Свердловской области этот показатель вырос за десять месяцев 2007 г. на 3,4% и равен 108,2%. По оценкам экспертов, реальное число абонентов в области, активно пользующихся услугами сотовой связи, — 3,1-3,3 млн (т. е. проникновение 70-75%). Константин Брызгалов, директор по маркетингу ООО «Екатеринбург-2000» (ТМ «Мотив»), объясняет разницу тем, что сейчас у 11% всех абонентов есть SIM-карты нескольких операторов, но каждый год эта цифра снижается, в прошлом году она равнялась 15%. Анна Зайцева, аналитик УК «Финам Менеджмент», отмечает, что за последний год существенно снизился прирост абонентской базы — 3% за год. В то же время доходы сотовых операторов продолжали расти за счет увеличения средней продолжительности разговора (MOU) и среднего дохода на абонента (ARPU). С начала года рост рынка сотовой связи в области, констатирует УК «Финам Менеджмент», достиг 27-29%.
Всего в Свердловской области работают шесть операторов мобильной связи. За последний год их доли остались прежними. Первое место, по оценкам Json & Partners, занимает МТС — 26,6% (–2% за десять месяцев 2007 г.), затем идут «Мотив» — 25,4% (+1,1%), «Билайн» — 20% (–0,1%), «МегаФон» — 17,5%, Utel — 10,2% (+1,2%) и «Скайлинк» — 0,4%. Игорь Петров, директор екатеринбургского филиала ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»), объясняет рост доли местных операторов возможностью принимать оперативные решения: «Плюс к тому у того же «Мотива» средняя цена минуты ниже, чем у «большой тройки». За счет этого ему удается активнее наращивать свою абонентскую базу. Мы сейчас не боремся за увеличение количества абонентов любыми способами, наша цель — повышать доходность». Как отмечает Александр Казанцев, коммерческий директор ЗАО «Уральский Джи Эс Эм» (ТМ «МегаФон-Урал»), динамика изменения долей рынка операторов сотовой связи незначительна, поскольку многие пользователи уже определились с выбором. По словам г-на Казанцева, особенность местного рынка — высокая доля региональных операторов (35,6%): «За прошедший год доля рынка регионалов незначительно, но увеличилась. Во многом это обусловлено демпинговой тарифной политикой».
Роман Егоров, заместитель директора по коммерческим вопросам екатеринбургского отделения Utel, подчеркивает, что рынок остается подвижным, хотя темпы уже не такие высокие, как несколько лет назад: «В Перми рынок, к примеру, устаканился, поскольку Utel владеет там половиной рынка. Когда один из операторов контролирует свыше 50% рынка, то конкурировать с ним тяжело. В этих условиях убедить человека поменять сотового оператора практически невозможно. В Свердловской области такого явного преимущества у лидирующего оператора нет».
Точные данные о размере ARPU отсутствуют, поскольку федеральные операторы раскрывают лишь общероссийские показатели. Г-жа Зайцева считает, что в 2007 г. средний ARPU в Свердловской области рос пропорционально увеличению среднедушевого дохода (+24%) и находится ориентировочно на среднефедеральном уровне в $8-10. В 2008 г. ARPU, как прогнозирует УК «Финам», вырастет еще на 20% — до $12.
По оценкам игроков, MOU увеличился за год на 20-30%. Основной фактор — введение принципа «платит звонящий». Как признаются игроки, люди все чаще предпочитают позвонить с мобильного, чем с городского. «Принцип «платит звонящий», введенный в июле 2006 г., привел к тому, что при конструировании тарифов мы сосредоточились на структуре исходящего трафика абонентов. Поэтому наши последние предложения были направлены на стимулирование более частых и длительных исходящих разговоров, в том числе внутри сети», — констатирует Елена Орлова, директор филиала ОАО «МТС» в Свердловской области.
Последний год подтвердил еще одну тенденцию — сотовые операторы все чаще выводят на рынок тарифные планы, направленные на узкие категории пользователей. В частности, операторы сделали специальные предложения для детей, пожилых людей и даже для приезжих. Александр Казанцев: «Необходимость сегментирования обусловлена тем, что у людей различаются мотивы, потребности, интересы. Разные социальные и возрастные группы общаются по-разному. К примеру, студенты больше отправляют SMS-сообщений, а бизнесмены много говорят по межгороду».
Г-н Брызгалов проводит аналогию с работой дворника: «Если он пытается вычистить территорию, то сперва будет работать граблями, затем метлой, а дальше начнет зачищать поверхность маленькой щеточкой. Когда рынок был не освоен, предлагались универсальные решения, подходящие всем. Теперь же мы вынуждены сегментировать рынок, выводя нишевые предложения». По оценке г-жи Орловой, около 20% клиентов пользуются узкими тарифами.
В 2007 г. практически все сотовые компании вывели на рынок предложения, позволяющие принимать входящие звонки даже при нулевом балансе. Елена Орлова объясняет это повышением стоимости межоператорского трафика до 95 коп. за минуту (без НДС): «Сейчас участники рынка будут все активнее стараться заработать на входящем трафике с других операторов. Задача каждого игрока — выйти на положительный баланс (входящий трафик должен быть больше, чем исходящий на других операторов)». Г-н Петров отмечает, что у «Билайна» 10-15% оборота приходится на межоператорский трафик.
Летом 2007 г. Александр Киселев, генеральный директор холдинга «Связьинвест», заявил, что компания планирует продать свои сотовые активы, в том числе Utel. Г-н Киселев объяснил это тем, что со временем их конкурентоспособность будет снижаться, поскольку появятся сети связи третьего поколения (3G). Скорее всего, окончательное решение примут в первой половине 2008 г. Анна Зайцева: «В последние несколько лет сотовый бизнес рос на 50-60% в год. Соответственно возможная цена сделки по продаже Utel представляется весьма привлекательной для продавца. В дальнейшем с развитием сетей третьего поколения она будет снижаться». Стоимость неизвестна, но обычно она определяется исходя из количества пользователей — от $500 за каждого. В Utel их около 5 млн человек. О своем интересе к активу заявили два из трех операторов «большой тройки» (МТС и «Билайн»).
В Utel факт возможной продажи компании не комментируют. Г-н Егоров уточняет, что если кто-то из операторов купит местного игрока, то его доля приблизится к 50% и с ним будет практически невозможно конкурировать. Как считают аналитики, положение местных операторов ухудшится с введением в эксплуатацию сетей третьего поколения, поскольку только игроки «большой тройки» получили лицензии на услуги сотовой связи 3G. В течение 2008 г. сеть начнет работать в Екатеринбурге. Игорь Петров прогнозирует, что на первом этапе количество пользователей не превысит 3-5% — именно столько сейчас в обращении телефонных аппаратов, поддерживающих новый стандарт. По мнению г-жи Орловой, если через два года 20% абонентов будут пользоваться 3G — это хороший результат: «Для «большой тройки» 3G — возможность подняться на новую ступеньку в развитии. И это станет одним из конкурентных преимуществ перед местными компаниями».
Однако локальные операторы не согласны с подобными прогнозами. Константин Брызгалов полагает, что обращаться к возможностям 3G готовы немногие: «Есть категория людей, которых принято называть новаторами. Именно они воспользуются преимуществами третьего поколения связи. Опыт «Скайлинка», предоставляющего большую скорость передачи данных, подтверждает это, поскольку у них около 20 тыс. абонентов. На мой взгляд, рынок просто не готов». Г-н Брызгалов приводит в пример США, где есть огромное число небольших операторов, зона покрытия которых не превышает половины города: «И если пользователь чаще находится в этой зоне, то ему намного удобнее обращаться к услугам именно этого оператора». Роман Егоров также считает, что абоненты не готовы воспользоваться теми услугами, которые появятся с запуском 3G: «Многие до сих пор осваивают только основные возможности 2G. Плюс к тому высокотехнологичные услуги сложно продавать, так как их необходимо тщательно объяснять».