«В 98% случаев подозрения подтверждаются. Мы находим откаты поставщикам, занижение отпускных цен, добавление своих фирм в цепочку». В каких случаях собственнику бизнеса стоит обратиться к аудитору?
Юлия Мазеина, собственник и директор Аудиторской Бухгалтерской Компании «Счетовод»:
— Для чего собственнику нужен аудит бизнеса? Он бывает обязательным и инициативным. В первом случае государство обязывает ежегодно проводить аудит те компании, у которых выручка превысила 400 млн руб., а сумма активов — 60 млн руб. Также обязательному аудиту подлежат все акционерные общества, банки, страховые компании, финансовые организации, у которых на рынке обращаются ценные бумаги. За 2020 год критерии будут меняться: планируется, что показатели выручки увеличат до 600 млн руб., а сумму активов — до 200 млн руб.
В прошлом многие компании не слишком стремились проводить обязательный аудит. Ведь наказанием за отказ от него был только административный штраф на сумму 5000 руб. Естественно, у руководителей не было никакой мотивации проходить аудит. Сейчас ситуация изменилась. Произошли изменения в бухгалтерской отчётности: до 30 марта нужно будет указать, подлежит ли организация обязательному аудиту, и назвать аудиторскую компанию, которая будет его проводить.
31 декабря 2020 года — крайний срок для предоставления в налоговую аудиторского заключения и публикации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Что будет, если это не сделать? Штраф на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. руб. Казалось бы, не страшно – ну, штраф и штраф. Однако за повторный отказ от аудита штраф увеличивается более чем в 2 раза, от 10 до 50 тыс. руб., а на третий раз следует дисквалификация руководителя на срок от 1 до 3 лет.
Невозможность вести бизнес — это уже серьёзное наказание. И надо понимать, что даже если вы уплатили все штрафы, аудит проходить все равно придётся.
Что вообще представляет собой обязательный аудит?
Аудитору предоставляется бухгалтерская отчётность компании: баланс, отчёт о финансовых результатах, пояснительная записка, отчёт о движении капитала. И аудит подтверждает, что данные отчётности соответствуют действительности.
Для чего это нужно? Компания с выручкой в 400 млн руб. входит в разряд устойчивого малого бизнеса, который, как правило, стремится стать средним. Соответственно, этому предприятию может потребоваться взять кредит, лизинг, привлечь инвестиции, покупать товар с отсрочкой платежа. А партнёров и инвесторов обычно интересует: насколько же устойчиво финансовое состояние этой компании, могу ли я выдать ей кредит или отгрузить товар с постоплатой? Безусловно, банки проводят свой скоринг, но они также обращают внимание и на аудиторское заключение. Если за предыдущие периоды оно положительное, это дополнительный плюс для компании.
А поставщикам не так просто, как банкам. Вряд ли кто-то выложит перед их представителями отчётность фирмы. Для этого и нужно аудиторское заключение, ориентируясь на которое, контрагенты могут делать выводы о дальнейшей работе с этим бизнесом: устойчиво ли его положение, стоит ли ему доверять?
К сожалению, на рынке есть недобросовестные аудиторские компании, которые предлагают за 30 тысяч руб. документ с их заверением, что в вашей компании всё в порядке. Такие «аудиторы» не проводят проверку, а просто выдают положительное заключение.
СРО аудиторов Ассоциация «Содружество» борется с такими фирмами. И когда предприниматели просят нас не проводить проверку, а просто дать заключение, мы объясняем, что так не работаем. Потому что мы тоже несём ответственность за свою деятельность. Допустим, аудитор выдал положительное заключение компании, когда дела у неё шли не очень хорошо, и она через год-два обанкротится. В этой ситуации арбитражный управляющий, который занимается её банкротством, вправе привлечь этих аудиторов к субсидиарной ответственности. Учитывая сумму, которую могут с них взыскать, аудиторское заключение без проверки выдают бесстрашные люди.
Себестоимость аудиторских услуг складывается из количества сотрудников, которые занимались проверкой, количества часов, потраченных на работу, написание отчёта, рекомендаций и заключения. Основную часть проверки мы проводим на территории заказчика: разговариваем с сотрудниками, руководителями, бухгалтерами, с материально ответственными лицами, изучаем документы. В этом случае вероятность того, что мы обнаружим критические точки, на которые следует обратить внимание, гораздо выше, чем при работе только онлайн. В своём офисе мы продолжаем работу уже после того, как провели проверку на предприятии.
В марте-апреле у аудиторов пик работы — компании сдают годовые отчёты. После этого наступает сезон инициативных аудитов.
Зачем собственнику инициировать проверку своей же компании?
Первая причина — налоговые риски. Представьте: выручка резко увеличилась, предприятие растёт, все замечательно, но директор стал переживать: все ли он делает правильно, не придёт ли ко мне налоговая? Конечно, в этом случае стоит проверить: готова ли компания к выездной проверке ФНС. Инициативный аудит — это её репетиция. Аудитор указывает заказчику на все риски, которые у него есть, и консультирует, как их можно устранить. Бывают случаи, когда проверка показывает, что в компании все хорошо. Но чаще выявляется множество недочётов, которые нужно исправлять. Не секрет, что контроль ФНС всё усиливается, т.к. денег в бюджете не хватает, а несёт на себе эти издержки малый и средний бизнес.
Вторая причина для проведения инициативного аудита — проверка лиц, которые причастны к финансовым потокам. Нет ли злоупотреблений у коммерческого директора, главного бухгалтера и других ключевых сотрудников? Чаще всего у предпринимателей хорошо срабатывает интуиция: в 98% случаев их подозрения подтверждаются. В процессе аудита мы находим занижение отпускных цен, откаты поставщикам, добавление своих фирм в цепочку реализации и просто воровство денег с расчётного счёта или из кассы.
В таких случаях мы смотрим на движение денежных средств и выписки, которые подаются руководителю. Деньги могут выводить из компании по-разному: нанимают «мёртвые» души, а их зарплату проводят под видом налогов, делают расчёты с поставщиками настолько запутанными, чтобы руководитель не мог разобраться.
Как можно вычислить сотрудника, который злоупотребляет? Как правило, он не ходит в отпуск, всё время в офисе и никого не подпускает к своему рабочему месту. Если требуется замена обычному трудоголику, он без страха передаёт свои дела и показывает, что и как делать. Но если человек говорит: «Ой, нет-нет, я всё сам, в отпуск не пойду» — это тревожный звоночек.
Пример: при проверке оказалось, что бухгалтер, которая так себя вела, украла у компании 1,5 млн руб. за два года, проводя деньги как платежи поставщикам.
Другой случай: в прошлом году к нам обратился новый клиент. У компании были серьёзные обороты, и при этом её положение почему-то становилось всё хуже с каждым днём: денег постоянно не хватало, кредиторская задолженность росла. Во время экспресс-аудита мы выявили, что за 9 месяцев 2019 г. коммерческий директор вывела из компании более 10 млн руб. Она занижала отпускные цены, вставляла в цепочку реализации свои компании… Ещё немного, и компания бы обанкротилась.
Если предприниматель решит подать заявление на сотрудника из-за подобных махинаций, то аудиторское заключение можно приобщить к уголовному делу как экспертное мнение. Но на практике большинство предпочитают расставаться мирно даже с такими работниками и стараются с ними договориться. Хотя, на мой взгляд, за подобные проступки нужно наказывать.
Уход ключевых сотрудников — третья по популярности причина инициативного аудита. Смена главного бухгалтера — это очень болезненно для крупной компании. И, как правило, все недочёты вскрываются после ухода сотрудника. Поэтому аудиторов лучше привлекать ещё до передачи дел. Это предотвратит возможный ущерб при финальном расчёте прежнего работника, а также поможет новому сотруднику быстро адаптироваться, а не разгребать ошибки прошлого бухгалтера.
Случается, что честные и порядочные люди совершают ошибки — по незнанию или из-за нехватки компетенций. Когда главный бухгалтер долго сидит на одном месте и не проходит регулярное обучение, его взгляд зашоривается. В таких ситуациях полезно мнение аудитора, который видит ошибки, выступает консультантом, помогает советом бухгалтеру, находит оптимальные решения.
Четвертая причина для инициативного аудита — предупреждение банкротства. По статистике их число за последние 2 года значительно возросло, и аудиторская проверка может стать превентивной мерой. Как правило, банкротство редко происходит внезапно: обычно финансовое положение ухудшается в течение года, а то и двух. И, если оказалось, что стоимость чистых активов компании стала меньше её уставного капитала, директор обязан самостоятельно подать заявление на банкротство или уменьшить уставный капитал до стоимости чистых активов, но не меньше минимального значения в 10 тыс. рублей. В противном случае это может стать причиной для привлечения руководителя и собственников к субсидиарной ответственности. Как и тот факт, что даже после аудиторской проверки, показавшей ухудшение финансового положения компании, руководитель не предпринимает никаких мер, более того, совершает невыгодные для компании сделки.
Наконец, пятая причина аудита — оптимизация издержек компании. Эта тема шире рамок бухгалтерского учёта и аудита, но таким образом можно проверить структуру затрат.
Пример: у инжиниринговой компании были долгосрочные проекты — на год-полтора. Все это время копились затраты, и получалось так, что планировали прибыль, но проект либо выходил в ноль, либо приносил убыток.
По поручению собственника мы проанализировали затраты. Оказалось, что там была методическая ошибка в порядке распределения текущих и долгосрочных затрат. Это приводило к убытку в отчётности, что негативно сказывалось при оценке компании банком при выдаче кредитов и банковских гарантий.
Мы помогли улучшить финансовый результат с помощью изменений в учётной политике, перераспределив расходы по разным заказам, краткосрочным и долгосрочным.
Помочь предпринимателю можно, если он чувствует, что ситуация вышла из-под его контроля, но не понимает, почему это происходит: себестоимость растёт, прибыль маленькая или вовсе ушел в убыток.
Пример из практики: компания получала убытки два года подряд, и руководство не могло понять причину. Аудит показал, что там были не только злоупотребления, но и принимались неверные управленческие решения, основанные на искажённой информации. После того как мы помогли наладить достоверный управленческий учёт, руководитель увидел реальную ситуацию и смог принимать правильные решения. Сейчас он покрыл накопленные убытки и вышел в плюс.
Конечно, не стоит ждать моментального эффекта как по взмаху волшебной палочки. Выход из таких ситуаций требует времени. Чтобы спасти бизнес, важно вовремя обратиться за помощью.