Меню

Сотрудники хотят быть в безопасности, деньги ни при чем: 5 способов нефинансовой мотивации

Иллюстрация: https://pixabay.com

Когда компания переживает непростые времена, замотивировать сотрудников на работу становится все труднее. Один из главных способов повысить производительность — денежный — пропадает.

Денис Нежданов, президент корпорации бизнес-тренинга NEZHDANOV-GROUP.ru, бизнес-тренер, кандидат политических наук, рассказал, как можно заинтересовать сотрудника, не прибегая при этом к денежным бонусам.

— Традиционно руководители уделяют большое внимание осознаваемым мотивам человека, а вот резервы неосознанных мотивов попросту оказываются неиспользованными.

И если в первом случае, речь идет о контракте, общественном договоре, условиях обмена, обязанностях, полномочиях должностных инструкциях и т.д, то в случае обращения к бессознательным мотивам человека, большое значение приобретают психологические резервы стимулирования персонала, коммуникативные, ассоциативные, символические, инстинктивные.

Бессознательные мотивы деятельности человека основываются на глубинных, древних инстинктах человека, которые, подобно желанию пить, есть, быть в безопасности, являются фундаментальными основами социальной личности.

Этих инстинктов несколько:

— инстинкт самости;

— инстинкт территории;

— инстинкт племени;

— инстинкт борьбы;

— инстинкт справедливости.

Задача руководителя заключается в том, чтобы направить эти позывы в нужное русло. Как это сделать? Секрет  в правильной мотивации.

Повысить мотивированность  и лояльность сотрудников можно не только и не столько денежными бонусами, сколько снижением влияния демотивирующих сотрудников факторов. 

Это, к примеру, демотивирующие коммуникации. За этим страшным словосочетанием стоит не менее страшный для бизнеса феномен, когда руководитель в работе с подчиненными предпочитает указывать на упущения и недостатки в работе сотрудников, не утруждая себя позитивной оценкой определенных достижений сотрудников. 

Не получая похвалы, сотрудник начинает платить тем же. Например, решает личные вопросы на рабочем месте. В данном случае начинает работать социальный инстинкт справедливости, когда человек тайно изменяет мир в соответствии с собственными представлениями о ценностях и правде. А эти ценности и эта правда могут в корне отличаться от представлений руководства.

Еще одним ключевым социальным инстинктом человека выступает инстинкт территории. Материальная территория  это дом, сад, дача, полка в шкафу, рабочее место. И человек всеми силами стремится максимально обогатить и насытить эту территорию. Мы всегда хотим лучший телевизор, лучшие часы, лучшие места под магазины, большие площади под производство и т.д. И когда нам помогают в наших территориальных стремлениях, нас это мотивирует.

К слову, ограничение территориальных стремлений может также мотивировать. Простой пример: в одной из компаний, с которой я работал, была предложена практика лишать  торговых представителей  служебных автомобилей в случае невыполнения плана продаж более, чем на 30% от 2-х месяцев подряд. И этот метод сработал. Люди стали активнее продавать.

Своей территорией человек может считать возможность продолжать обучение, возможность одеваться так, как ему удобно, возможность приходить на работу попозже и т.д. Все это относится к инстинкту самости  когда каждый человек наиболее эффективен, когда руководствуется целями, который сам себе поставил, а не внешними инструкциями и распоряжениями.

Инстинкт борьбы  это бессознательное стремление человека противопоставлять свои интеллектуальные и физические возможности вызовам внешней среды.

Если этих вызовов нет, то люди придумывают борьбу внутри отдела за одобрение шефа, лучшее место в кабинете или иное право быть исключительным.

Если невозможно избежать борьбы внутри коллектива, нужно создать мирное соревнование, например, за звание лучшего продажника месяца и т.д.

Инстинкт племени  это бессознательное стремление людей сохранять или приобретать членство в сообществе, сопричастность к которому дает материальные или не материальные блага человеку.

 У Дональда Трампа есть любимый анекдот: 

«Новичок, устроившийся на работу в компанию, спрашивает у старенького служащего:

— Как давно вы здесь работаете? 

Тот отвечает:

 С того момента, как сказали, что ещё месяц и уволят к чёртовой матери!»

В этом юморе есть большая правда. При грамотно поставленной модели управления, люди должны ценить работу и опасаться её лишиться. Этому помогает постоянное, заслуженное поощрение профессионалов и специалистов, растущих в компаний вертикально или горизонтально.

Постоянные переходы сотрудников из одной касты внутри компании в другую. С одного этажа на другой, из одного офиса в другой.

Все вышеописанные модели поведения можно и нужно использовать в мотивации сотрудников, необходимо только выяснить, какой инстинкт  и у кого сильнее развит.