Более 20 руководителей СРО арбитражных управляющих сошлись во мнении: один из главных вопросов сегодня – погашение долгов по зарплате перед работниками предприятий-банкротов.
Взгляды на эту тему публичных властей и законодателя диаметрально противоположны. Что говорит закон? Долги по заработной плате должны включаться в реестр кредиторов второй очереди. Но перед второй очередью идет первая, в которую входят долги перед инвалидами. А перед первой очередью - нулевая, где учитываются долги по текущим налогам. В итоге на зарплаты денег может вовсе не хватить.
Чтобы начать выплаты, нужно часть активов предприятия-банкрота превратить в деньги. То есть, продать. Но прежде того, их необходимо найти, оценить, утвердить положение о порядке продажи, заключить договоры с электронными площадками, дать публикации о начале торгов... И, может быть, спустя 5-6 месяцев вырученные от продажи деньги наконец попадут на расчетный счет предприятия. Согласны ли работники ждать? Конечно, нет.
Более того, с таким раскладом не согласны и публичные власти. Недавний пример – банкротство Верхнесинячихинского метзавода, долги которого по зарплате составляют более 10 млн руб. Высокая социальная напряженность, невозможность решить эту проблему законно вынудила региональные власти и правоохранительные органы жестко и громко требовать от арбитражного управляющего безотлагательно погасить задолженность перед трудящимися. То есть крайним, как это часто бывает, оказался арбитражный управляющий. Он вынужден в кратчайшие сроки, нарушая закон, где-то отыскать более 10 млн руб. При том, что собственник и высокооплачиваемые топ-менеджеры завода, а вовсе не арбитражный управляющий, загнали завод в глубокий кризис.
Если публичная, судебная и законодательная власть не могут договориться, не значит ли это, что нужно пересмотреть закон? Платить налоги с несуществующего предприятия – это нонсенс, и в других странах никакие налоги предприятие-банкрот не платит. У нас же налоговая служба в свое время пролоббировала первостепенность погашения долга перед бюджетом. Зачастую это не такие большие суммы, но именно они порой не позволяют погашать задолженность по зарплате.
Впрочем, возможен и другой подход. Наше предложение – создать специальный государственный резервный фонд, который и должен оперативно выплачивать зарплату сотрудникам предприятий-банкротов. В дальнейшем этот фонд должен участвовать в процедуре банкротства предприятия, замещая в качестве кредитора его работников, и получать причитающиеся выплаты в рамках соответствующей очереди. Аналогичные механизмы действуют в сфере страхования вкладов, и оказались эффективны. Вкладчик знает, что он сможет вернуть средства в размере до 700 тыс. рублей и не боится их потерять.
Но как сформировать такой резервный фонд? Варианты могут быть разными. За счет бюджетных средств, за счет средств самих предприятий... В той же финансовой сфере сами банки создают резервы, исходя из объемов привлеченных денежных средств. Компании из других сфер также могли бы создавать резервные фонды, которые бы варьировались в зависимости от численности сотрудников и их средней зарплаты. Я думаю, что это вполне справедливо.
Сегодня арбитражный управляющий обязан перед увольнением работников проинформировать о своем намерении службу занятости, чтобы она испросила федеральные средства для создания новых рабочих мест. Это занимает три месяца. Хороший шаг, но фактически он не работает, потому что сотрудники в этот момент дезориентированы и не могут получить то, что хотят. А если это небольшой населенный пункт, то какие новые рабочие места там можно оперативно создать?
Я думаю, что задача законодателя – выбрать оптимальный вариант формирования такого резервного фонда. Если Агентство страхования вкладов создали, то аналогичное организовать будет гораздо проще: есть образец. А без такого механизма при банкротствах будут продолжаться бесконечные забастовки работников, которые государству опять придется «разруливать» в ручном режиме.