Сегодня выпуском «Чупа-чупсов», леденцов на палочке, которые продаются в 150 странах мира, занимается итальянско-нидерландский концерн Perfetti Van Melle.
Под контроль Perfetti Van Melle испанская компания Chupa Chups перешла в 2006 году. Основана она была в 1958 году Энрике Бернатом. Считается, что на создание леденца на палочке итальянца вдохновила случайность: однажды на улице он увидел женщину, которая ругалась на своего ребенка за то, что он испачкал руки растаявшими сладостями.
Бернат, руководивший на тот момент мармеладной фабрикой, увидел в этом явлении новые возможности для рынка и предложил инвесторам производить леденцы на палочке, но не получил поддержки. Вскоре Бернат, полностью убежденный в потенциале идеи, остался один, полностью выкупил фабрику и в 1958 году переименовал ее в Chupa Chups.
Фото: Энрике Бернат, https://ru.wikipedia.org
Первоначально конфеты назывались «Гол». А свое нынешнее название они получили благодаря своей же рекламной песенке, которая мгновенно стала популярной у детей: «Chupa, chupa, chupa Chups». Приходя в магазин, дети стали спрашивать «Чупа-чупс», так что конфеты пришлось переименовать.
Кстати Бернт первым придумал новый коммерческий ход, он выдвинул требование магазинам выставлять леденцы на продажу в кассовой зоне на высоте, доступной детским рукам, а не на полках за прилавком, как это было принято в то время. Интересно, что первые леденцы были на металлической вилке, а только несколько лет позже стали производиться на деревянной палочке.
В 1961 году Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка с надписью «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде дошла и до сегодняшнего дня.
Фото: https://ru.wikipedia.org
Примечательно, что до 1970 года только 10% леденцов Chupa Chups продавались за пределами Испании. После этого компания увеличила экспорт и к 1980 году 90% сладостей продавались в других странах. С 1970 года начинается история глобального маркетинга Chupa Chups.
Маркетолог Уильям Прайд в книге «Маркетинг: стратегии и концепции» выделяет две причины всемирной популярности Chupa Chups. Во-первых, считает он, продукт завоевал известность благодаря разнообразию вкусов и цветов, что удовлетворяло запрос почти любого. А во-вторых, компания с уважением и вниманием относилась к культурным особенностям стран, в которых распространяла леденцы.
Фото: ассортимент вкусов Chupa Chups, https://ru.wikipedia.org
Например, с осторожностью леденец распространялся в мусульманских странах, чтобы не провоцировать и дискредитировать местных женщин. Chupa Chups продавали лишь в приватных местах, таких, как кинотеатры.
В 1980 году компания открыла департамент в США и начала там своё производство. В это же время Chupa Chups начала антитабачную кампанию, ориентированную на взрослых. Производитель выпустил рекламу, пародирующую плакаты с рекламой сигарет 1950-х годов. На постерах Chupa Chups была фотография ковбоя, изо рта которого торчала не сигарета, а палочка леденца.
В 1990-х годах Chupa Chups перестал ассоциироваться исключительно с детской конфетой. С леденцами на палочке были замечены звезды мировой величины – Ума Турман, Джордж Клуни, Майкл Джексон и многие другие. С конфетой во рту они появлялись на многих постерах и плакатах.
Фото: плакаты со знаменитостями, https://vc.ru
В Россию компания зашла в 1989 году, а уже через два года – в 1991 в Санкт-Петербурге было открыто первое производство Chupa Chups. Компания активно привлекала для рекламы знаменитостей, именно поэтому продукция «Чупа Чупс» быстро стала популярной в России.
Сейчас Chupa Chups использует детских YouTube-блогеров для продвижения в интернете. Например, в России ведущая канала Miss Ketty девочка Катя проводит распаковку продуктов и показывает новые виды леденцов. Ролики с Chupa Chups как российских, так и зарубежных детских блогеров собирают миллионы просмотров.