Меню

Создать прачечную стоит 550 тыс. руб.

Число потенциальных клиентов прачечных в Екатеринбурге увеличивается. Этому способствуют развитие ресторанного рынка, строительство гостиниц, фитнесцентров, появление новых поликлиник, стоматологий

Число потенциальных клиентов прачечных в Екатеринбурге увеличивается. Этому способствуют развитие ресторанного рынка, строительство гостиниц, фитнесцентров, появление новых поликлиник, стоматологий, саун. Чтобы полностью загрузить работой небольшую прачечную, достаточно заключить договор с одним отелем среднего размера или десятью ресторанами.

Прачечные бывают двух видов — предприятия самообслуживания для физических лиц и организации, специализирующиеся на работе с юридическими лицами. Потенциальными клиентами прачечных могли бы стать студенты, у которых нет стиральных машин, и состоятельные люди, не желающие тратить время на стирку. Но бизнесмены предпочитают не делать ставку на население — спрос невелик, нестабилен, к тому же, чтобы привлекать граждан, нужна активная реклама. Поэтому в Екатеринбурге прачечных, ориентированных на частных лиц, единицы.

Преимущество работы с корпоративными клиентами — постоянные стабильные заказы, которые позволяют четко планировать деятельность. Основные клиенты прачечных делятся на две категории. Первая — рестораны, гостиницы, сауны, стоматологии, частные поликлиники — требует качественной стирки. Вторая — учебные заведения, службы занятости, больницы, общежития — уделяет больше внимания цене.

Как выбирать помещение?

«От стоимости аренды зависит прибыльность бизнеса. Остальные факторы не столь значительны», — считает Михаил Кулагин, директор компании «Техлайн» (поставщик оборудования для прачечных). Владельцы прачечных рекомендуют арендовать площади под производство не в центре, а на окраине, потому что цена 1 кв. м там ниже — от 200 руб. При этом лучше выбирать нежилое помещение (например, в зданиях заводов или бывших детских садов) — такой проект легче согласовать в СЭС.

Минимальный размер помещения — 20 кв. м. Правда, производительность прачечной на таких площадях будет слишком низкой, предупреждают эксперты, — здесь можно разместить только самое необходимое оборудование: одну стиральную и одну сушильную машину, гладильный каток — да и то получится тесновато. К тому же придется очень оперативно развозить постиранное белье, так как хранить его будет негде. Поэтому бизнесмены советуют сразу выбирать помещение побольше — 4050 кв. м.

Желательно, чтобы к зданию были подведены все коммуникации, добавляет Андрей Дмитриев, директор объединения «Идиллия». Энергомощность помещения должна быть не меньше 10 кВт, иначе придется самостоятельно протягивать кабель. Также необходима хотя бы минимальная вентиляция. Михаил Кулагин: «Если вы планируете установить не одну, а несколько стиральных и сушильных машин, учтите, что к 10 кВт надо добавить по 23 кВт на каждый килограмм белья».

Прачечные должны включать несколько обязательных зон. Первая — приемная, куда приходят клиенты и где выгружают белье водители. Вторая — зона грязного белья, где его взвешивают, считают, сортируют, здесь же стоят стиральные машины. Третья — зона чистого белья, куда вещи попадают после стирки, сушатся, гладятся, упаковываются и хранятся. Наконец, необходимо место отдыха для персонала. «Грязная» и «чистая» зоны обязательно должны быть разгорожены, чтобы потоки постиранного и еще не постиранного белья не пересекались.

Очень важно правильно расставить технику и провести электричество, чтобы исключить поражение током сотрудников. Примерные схемы расположения оборудования и монтажные планы для подвода коммуникаций готовы делать для своих клиентов поставщики оборудования. В компании «Техлайн» считают, что такие рекомендации помогают пройти согласования во всех инстанциях — городских электросетях, МУП «Водоканал», районном отделе управления Госпожнадзора по Сверд­ловской области, СЭС. «Мы уже накопили опыт работы с новыми прачечными, СЭС обычно не находит, к чему придраться», — рассказывает гн Кулагин. Впрочем, как отмечают бизнесмены, проблем с согласованиями обычно не возникает.

СОВЕТ от объединения «Идиллия»: 

«Важно расположить зоны и расставить оборудование так, чтобы прачкам было удобно работать: повернулись — все под рукой, минимум движений на переноску, перевозку белья. Тогда КПД будет выше. У нас машинки стоят плотно друг к другу, рядом сушилки — поэтому нести постиранное белье далеко не приходится».

Как выбрать оборудование?

Практически все прачечные используют профессиональное оборудование. Главное его отличие от бытового — ресурс работы. Любая бытовая машина рассчитана на 1,5 тыс. циклов стирки. Если использовать такую машину четыре раза в неделю, срок службы составит семь лет, если начать стирать четыре раза в день — всего год. Профессиональные машины выдержат в десять раз больше — 1520 тыс. циклов стирки. К тому же их производительность выше в 22,5 раза — программа «хлопок 60» (тестовая программа, по которой сравниваются параметры машин) длится в среднем 50 минут, на бытовой машине — 22,5 часа.

Михаил Кулагин считает, что бизнес можно начать с двух комплектов оборудования, в него входят стиральноотжимная машинка и сушилка, которая ставится сверху. Большинство из опрошенных «ДК» предпринимателей используют технику производства США и Швеции. Такой набор стоит примерно 3 тыс. евро (100110 тыс. руб.). Емкость барабана этих машин — от 3 до 8 кг, производительность 8килограммового варианта за восьмичасовой рабочий день — около 5065 кг (1,52 т в месяц).

Кроме стиральных машин, понадобится специализированное гладильное оборудование. Чтобы обрабатывать большие объемы прямого белья (простыни, наволочки, салфетки, скатерти), используют гладильный каток производительностью от 15 до 100 кг в час. Стоимость таких агрегатов — от 50 тыс. руб. Чтобы разгладить фасонное белье, потребуется утюг с парогенератором. К нему можно приобрести специальную гладильную доску или стол (с отдувом, отсосом пара и т. д.). Чтобы не утюжить одежду вручную и увеличить скорость обработки, можно приобрести пароманекены.

Прачечной необходимы также стеллажи для белья, вешала, емкости для замачивания разных размеров, тележки для перевозки белья.
 
СОВЕТ от компании «Техлайн»:

«Если прачечная будет обслуживать организации, для которых цена важнее качества (больницы, учебные заведения), машины можно приобрести попроще — российского производства. Самый известный производитель — ОАО «Вяземский машиностроительный завод». Для работы с более требовательными заказчиками необходимо дорогое оборудование таких марок, как ASKO, Miele, Stahl, Passat, GMP, Electrolux, IPSO, Primus, Bowe, Girbau, Schultess, Dubix».

Сколько прачек и водителей нанять?

Прачечные обычно работают семь дней в неделю без выходных. При восьмичасовом рабочем дне и производительности от 1,5 т в месяц понадобится две прачки. Режим работы плавающий: в зависимости от загрузки, в прачечной находится или она из сотрудниц, или обе. Если позволяет объем заказов, рабочий день увеличивают до 16 часов, нанимают еще двух прачек и переводят их на работу в две смены. Обязанности прачки — прием грязного белья, стирка и глажка. Основные требования к претенденткам — санитарная книжка, аккуратность, ответственность и выносливость. «Это достаточно тяжелая физическая работа, здоровье должно позволять в течение всей смены стоять и гладить на катке. Хорошо справляются молодые девочки. Хотя бывают исключения, я знаю женщин за 60 лет, которые работают прачками», — рассказывает Татьяна Тарасова, директор прачечной «Манго».

В среднем по городу зарплата прачки не поднимается выше 10 тыс. руб. в месяц. Оплата может быть фиксированной или сдельной. Процент в каждой организации определяют индивидуально, в зависимости от загрузки персонала, ценовой политики. Например, в «Манго» прачкам платят лишь минимальный оклад (3 тыс. руб.), основную часть их заработка составляют проценты от оборота (около 10%).

Из персонала понадобится еще водитель с собственным автомобилем, который будет развозить постиранное белье. Зарплата водителей — 10 тыс. руб. при неполной загрузке и 1520 тыс. руб. при работе десять часов в день.

С какими клиентами работать?

При восьмичасовом рабочем дне стиральные машины не должны простаивать более 30% времени, считают эксперты. Тогда прачечная уже будет работать с прибылью. То есть небольшая фирма, использующая две 8-килограммовые машины, должна стирать 2,12,7 т в месяц. Лучше заранее найти одного крупного клиента, который обеспечит производство на 70%, а остальной объем добирать более мелкими заказами, советует Татьяна Тарасова. По ее словам, 23 т в месяц может дать одна средняя гостиница или десять ресторанов.

Чтобы привлечь клиентов, владельцы прачечных обычно сами обзванивают фирмы или ездят по организациям, пытаясь договориться на месте, предлагая лучшие, чем у конкурентов, условия. По наблюдению экспертов, эффективна реклама в профильных изданиях, участие в специализированных выставках для ресторанов, стоматологий и т. п., размещение информации о фирме в справочных службах.

Как правило, договор на обслуживание с корпоративными клиентами прачечные заключают на один год. В зависимости от графика работы заказчика развозить чистое и забирать грязное белье приходится в обозначенное время каждый день или раз в неделю.

СОВЕТ от прачечной «Манго»: 

«Стоит позвонить в организации, которые уже сотрудничают с прачечной. Некоторых из них может не устраивать качество стирки или цена. К нам на обслуживание, например, перешел один из дорогих ресторанов после того, как перепробовал несколько прачечных: через три стирки им приходилось выбрасывать скатерти, которые закупались в Италии, так как те желтели, рвались — видимо, их замачивали в дешевом отбеливателе».

Какие цены установить?

Цены на услуги прачечной зависят от качества стирки (используемого оборудования и химии), а также от сроков выполнения заказа и его объема. Для прямого белья стоимость высчитывают на 1 кг. В среднем по городу цены колеблются от 15 до 45 руб. за кг. Стоимость качественной стирки начинается от 25 руб. Гостиницы, говорят операторы рынка, готовы платить 2530 руб. за кг, рестораны — больше. Для работы с такими клиентами необходимо покупать дорогие порошки, отбеливатели, пятновыводители и т. п. «Мы не пользуемся дешевыми средствами, так как обещаем своим клиентам высокое качество, — стараемся соответствовать», — объясняет Татьяна Тарасова. Она подсчитала, что на моющие средства уходит 710% от оборота фирмы. В «Идиллии» на химию тратят в среднем около 3 руб. на кг. «Есть специальные жидкие моющие средства для выведения пятен от вина, жира. При их использовании расходы получаются выше», — добавляет Андрей Дмитриев.

Больницы и общежития пользуются более дешевыми услугами — они готовы платить за стирку 1015 руб. за кг. Эти организации используют белье невысокого качества и списывают его в сжатые сроки, поясняют эксперты. Прачечные устанавливают низкие цены, если работают на недорогом оборудовании и с дешевыми порошками. Михаил Кулагин предупреждает, что пытаться сэкономить и стирать по такой технологии вещи для ресторанов и гостиниц нельзя: «Со временем на белье образуется серожелтый налет, который потом не удалить».

Когда окупятся вложения?

Владельцы прачечных уверены, что наработать клиентскую базу и вывести предприятие на безубыточность можно в течение первых трех месяцев.

По словам Михаила Кулагина, даже установив цены на уровне нижнего порога (17 руб./кг), прачечная, стирающая по 200 кг белья в день, сможет зарабатывать по 3,4 тыс. руб. в день, или 1,2 млн руб. в год. Чтобы справляться с такими объемами, придется закупить оборудование на сумму от 10 тыс. евро (отечественное) до 2030 тыс. евро (импортное), подсчитал г-н Кулагин: «С учетом трат на аренду (в размере 20% от доходов) и других расходов машины окупятся максимум за год. Главное при этом — найти постоянных клиентов, чтобы полностью загрузить оборудование». Если техника будет работать не восемь, а шестнадцать часов в сутки, окупить вложения удастся еще быстрее, уверены бизнесмены.

Средняя рентабельность прачечной, по данным опроса предпринимателей, —1520%. При производительности 4 т в месяц прибыль может составить 3540 тыс. руб. в месяц, подсчитала Татьяна Тарасова.

детали 

На чужих ошибках

Людмила Козлова
директор по производству химчистки-прачечной «Мистер Ландри»:
«Начинали мы свою деятельность с двух машин аквачистки. Этой производительности хватало, пока не решили дать рекламу. Число и объем заказов стали расти, мы поняли, что необходимы новые мощности. Для большинства корпоративных клиентов важны сроки выполнения работы, а на двух машинках быстро обработать новые объемы невозможно. Чтобы сохранить клиентов, потребовались дополнительные вложения — мы закупили сразу шесть новых машин аквачистки вместимостью от 9,5 до 30 кг».

Татьяна Тарасова
директор прачечной «Манго»:
«Когда мы создавали прачечную, думали, что будем обслуживать население. Приобрели один комплект оборудования: стиральную машинку и сушилку — хотели вложить минимальные деньги. Однако быстро поняли, что население не готово пользоваться прачечными, необходимо переориентироваться на предприятия. С единственной машиной обслуживать более крупных клиентов невозможно. По­этому пришлось докупить еще один аналогичный комплект».

bonus
Направления для дальнейшего развития
Предприниматели сходятся во мнении, что самый очевидный путь развития для прачечной — расширить производство. Михаил Кулагин отмечает, что по мере увеличения производительности растет рентабельность бизнеса. Он советует сразу же выбирать помещение побольше, чтобы можно было легко устанавливать новое оборудование. «Мы специально брали площади с запасом. Здесь мы можем увеличить объемы в дватри раза», — рассказывает Татьяна Тарасова. Прачечные расширяют не только парк оборудования для обычной стирки, но и спектр предоставляемых услуг. Например, закупив машинки, использующие технологию аквачистки, можно принимать заказы на вещи, требующие деликатной стирки: плащи, шелковые изделия, шторы, свадебные платья. Чем шире спектр услуг, тем больше шансов удержать постоянных клиентов.

итоги
Цена входного билета
Расчет для прачечной производительностью 3840 кг белья в месяц (2 стиральные машины емкостью 8 кг), занимающей площадь 40 кв. м. Прачечная работает по 8 часов в сутки 7 дней в неделю. Средняя стоимость стирки — 25 руб./кг.