Меню

Создатель Википедии Джимми Уэйлс: «Меня называли «худшим кошмаром Гугла»

Джимми Уэйлс. Иллюстрация: wikimedia.org

«Мне говорили: «А вдруг Microsoft тебя купит?». Я сказал: «Вряд ли, Википедия — ужасный бизнес. Поэтому мы и не боимся конкуренции». Как из «дурацкой идеи» родился популярнейший в мире сайт.

Джимми Уэйлс, основатель Википедии, на открытой лекции в Москве рассказал о блестящих идеях, которые заканчивались провалами и о «глупой затее», которая подарила миру один из самых популярных сайтов. Главные тезисы выступления записал «Русбейс».

«Блестящие» бизнес-идеи Джимми Уэйлса

Заказ еды онлайн

— В начале своей карьеры я работал в Чикаго и торговал опционами. Мне очень нравился интернет, я был технарем, и у меня появилась блестящая бизнес-идея. Я видел, что обеды на работе проходят очень неэффективно. Люди пользуются факсом, чтобы заказать еду, звонят, кого-то посылают. Я подумал, что доставка из ресторанов – классный бизнес. Можно запустить его онлайн.

Это была моя самая первая неудача. Когда я в 1997 году сказал, что в будущем еду можно будет покупать в интернете, владельцы ресторанов посмотрели на меня, как на марсианина. Они говорили: «В интернете? Ты что, сдурел?» Я очень рано пришел к ним с этой идеей.

Поисковик с платной рекламой

— Другая история. Я создал поисковик «Три обезьяны». Над поисковой строкой было написано: «Введите то, что ищете, и обезьянки это найдут!» Как это могло не сработать?! Идеальная фраза! Я считал себя гением брендинга. 

На самом деле все было очень глупо, поисковик потерпел крах. Хорошая идея состояла в том, что там была реклама за каждый клик и два способа оплаты: либо ты действительно платишь деньги за рекламу, либо можешь отправлять нам трафик и зарабатывать на этом какие-то кредиты. Такой маленький поисковик: у нас будет трафик, деньги, реклама, думали мы. Звучало все достаточно хорошо. Результат — конечно же, провал. Китайские спамеры заполонили мой сайт за три месяца. Я получал очень много писем от людей, которые требовали оплаты, на китайском. Они не понимали, что я им отвечал. Сайт пришлось закрыть.

Онлайн-энциклопедия, написанная экспертами

— Еще одна блестящая бизнес-идея — бесплатная энциклопедия для каждого. Что-то знакомое, да? Но идея заключалась в том, что она будет написана экспертами. Я хотел нанять аспирантов по философии, чтобы они писали статьи. Результат? Полный провал.

Я потратил $250 тысяч на первые 12 статей. Я шучу, что они все еще лежат на моем прикроватном столике и скоро будут стоить гигантских денег. На самом деле я просто не понимал сообщество и не знал, как работать с информацией. Идея бесплатной энциклопедии для всех звучала хорошо, но я не знал, что с ней делать, как это организовать, не знал ничего про вики. История затягивалась, я понимал, что за мной висит куча косяков и надо это дело сворачивать

Википедия: дурацкая затея

— И тогда у меня появилась дурацкая идея: открытая и бесплатная энциклопедия для всех. Я решил открыть сайт и позволить каждому редактировать его. Никакой рекламы, никакого бизнес-плана. И какой был результат? Успех! 

Википедия имела колоссальный успех. Это пятый сайт по популярности во всем мире. Википедия навсегда изменила подход к знаниям. И оказалось, что всем нравится собираться вместе и делиться информацией, писать качественные статьи для других людей.

— Я предприниматель, я пытаюсь всегда придумать что-то новое. И у меня была идея поисковика, который бы работал, как Google – Wiki Search. Мы хотели сделать прозрачный и открытый поисковик, публиковать всю информацию, весь трафик и позволить людям также редактировать всю информацию.

Было много публикаций об этом проекте. Журнал Fast Company назвал меня «худшим кошмаром Гугла». Моя мама купила 10 журналов и раздала своим подругам. Но в результате — провал. Проект пришлось свернуть из-за экономического кризиса. На самом деле я был доволен ранними успехами этого проекта. Но потом мы подошли к моменту, когда потребовалось еще $10 млн, чтобы перейти на следующий уровень. Но в 2008 году банки потерпели крах, поэтому деньги брать было неоткуда, пришлось проект законсервировать.

— Из истории Википедии можно извлечь много уроков. Но главный из них — сотрудничать не только можно, но и необходимо. Я понял, что люди хотят работать хорошо и доверять друг другу.  Сейчас идея коллаборации кажется очевидной, но до сих пор многим владельцам бизнеса непонятно, что надо вдохновлять людей на сотрудничество.

— Я — прирожденный оптимист, поэтому уверен, что все будет хорошо. Единственное: Википедия зависит от пожертвований. Мы не живем благодаря Google, Amazon и другим крупным компаниям. Мы существуем на маленькие пожертвования. Сложнее будет, когда люди начнут говорить «ой, я лучше у Алексы спрошу или наберу в Google». Даже сейчас уже начали происходить эти изменения.

Люди раньше говорили: «А вдруг Microsoft тебя купит?» Я сказал: «Да вряд ли это произойдет, потому что Википедия — ужасный бизнес. Кто вообще захочет с ним связываться? Мы все раздаем бесплатно, копируйте, что хотите, нам без разницы». Так что мы не боимся конкуренции.

Теги: цитаты, бизнес, технологии