Под учетом валютных операций при экспорте товаров понимается учет поступления экспортной валютной выручки в учетных кар- точках таможенно-банковского контроля и реестрах, осуществляемый уполно
Под учетом валютных операций при экспорте товаров понимается
учет поступления экспортной валютной выручки в учетных кар-
точках таможенно-банковского контроля и реестрах, осуществляемый уполномоченным банком, оформившим паспорт сделки по контракту. Формой документального учета валютных операций при экспорте товаров является учетная карточка таможенно-банковского контроля и реестр.
Содержанием документального учета валютных операций при экспорте товаров является внесение в учетные карточки таможенно-банковского контроля сведений о поступивших в адрес экспортера средствах в иностранной валюте, перечисленных нерезидентом в оплату полученных им товаров.
Учет поступающей экспортной валютной выручки в учетных карточках осуществляют уполномоченные банки, оформившие паспорт экспортной сделки. Резидент-экспортер не принимает никакого участия в ведении учета валютных операций при экспорте товаров, поэтому он не может нарушить правила учета.
Экспортеры только предлагают уполномоченным банкам свои варианты заполнения учетных карточек. Заполнение учетных карточек осуществляется уполномоченным банком самостоятельно на основе данных, представленных экспортером и собственных данных банка, причем предложенный экспортером вариант заполнения учетной карточки не является для уполномоченного банка обязательным..
Таким образом, документальный учет валютных операций при осуществлении экспорта товаров заключается в заполнении учетных карточек таможенно-банковского контроля. Экспортеры не ведут предусмотренный Инструкцией ЦБ РФ № 86-И документальный учет валютных операций. Такой учет ведут только уполномоченные банки, оформившие паспорт экспортной сделки по контракту.
Экспортер не может нарушить правила ведения документального учета валютных операций при экспорте товаров, поскольку обязанность по ведению учета возложена не на него, а на уполномоченный банк, оформивший паспорт экспортной сделки по контракту.
Специалисты ВЭК России ошибочно рассматривают в качестве документа, в котором осуществляется учет валютных операций, паспорт сделки и необоснованно привлекают к ответственности экспортеров-резидентов за нарушения правил оформления паспортов сделок.
В соответствии с п. 3.1 Инструкции ЦБ РФ № 86-И, по каждому заключенному экспортером контракту оформляется один паспорт сделки, подписываемый одним уполномоченным банком, где открыт счет экспортера, на который должна поступить от нерезидента выручка за экспортируемые по данному контракту товары.
В соответствии с п.1.1. Инструкции ЦБ РФ № 86-И, паспорт сделки — это документ валютного контроля, содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом.
Паспорт сделки — это документ валютного контроля, а не форма учета валютных операций. В паспорте сделки содержатся сведения только о внешнеэкономической сделке, которая сама по себе валютной операцией не является. Валютными операциями являются платежи в иностранной валюте по этой внешнеэкономической сделке. Паспорт сделки содержит только общие сведения о валютных операциях (код валюты контракта и валюты платежа, общая сумма и срок завершения расчетов по контракту), которые предполагается осуществить в ходе исполнения контракта. Сведения о конкретных платежах (о конкретных валютных операциях) в паспорт сделки не заносятся. Эти сведения заносятся только в учетные карточки.
Согласно п.2 раздела III ранее действовавшей Инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК РФ № 01-20/10283 от 12.10.93 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров», уполномоченные банки, оформившие паспорта сделок, несут ответственность за ведение учета поступления выручки в учетных карточках и реестрах на основании п.2 ст.14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» в виде штрафа в пределах суммы, которая не была учтена или была учтена ненадлежащим образом. Это правило достаточно определенно устанавливало субъекта, ответственного за правильность учета валютных операций при экспорте товаров, и на которого могло быть наложено взыскание в случае нарушения правил учета. Этим субъектом являлся уполномоченный банк, оформивший паспорт экспортной сделки. Содержание процитированного п.2 раздела III Инструкции ЦБ РФ № 19 являлось еще одним подтверждением того, что непосредственно экспортер-резидент не отвечал за правильность учета валютных операций и к нему нельзя применять санкции, предусмотренные п.2 ст.14 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
К сожалению, в Инструкции ЦБ РФ № 86-И нет аналогичного положения, однако с учетом положений Инструкции ЦБ РФ № 83-И и указаний ЦБ РФ № 500-У следует сделать вывод о том, что ответственность за нарушения правил учета валютных операций по-прежнему несут только уполномоченные банки.
Таким образом, паспорт сделки не является формой учета валютных операций, поскольку учет валютных операций при экспортных операциях состоит не в оформлении паспортов сделок, а в учете поступления экспортной валютной выручки в Учетных карточках таможенно-банковского контроля и в Реестрах. Ответственность за правильность этого учета возложена на уполномоченный банк, оформивший паспорт сделки, а не на Экспортера.
Органы ВЭК России нередко ошибочно полагают, что нарушением порядка учета валютных операций при экспорте товаров является оформление нескольких паспортов сделки по одному контракту без соответствующего разрешения Банка РФ. Оформление двух паспортов сделки по одному экспортному контракту без соответствующего разрешения Банка РФ действительно неправомерно, так как такие действия противоречат п.3.1. Инструкции ЦБ РФ № 86-И, однако, как мы уже выяснили, такое нарушение по своему характеру не может быть нарушением порядка учета валютных операций.
Сама Инструкция ЦБ РФ № 86-И не предусматривает ответственности за подписание двух паспортов сделки. Как мы выяснили, нарушение порядка оформления паспорта сделки по экспортному контракту не является нарушением порядка учета валютных операций, следовательно, отсутствуют основания для привлечения экспортера к ответственности за это правонарушение по п.2 ст.14 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
Таким образом, валютное законодательство РФ не предусматривает каких-либо мер ответственности в отношении экспортеров за оформление двух паспортов сделки по одному экспортному контракту.
В письме ЦБ РФ от 23.09.97 г. № 12-1037, которым было разослано Информационное письмо № 7 Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России, в ответ на вопрос о механизме применения штрафных санкций за открытие экспортерами (импортерами) паспортов сделок по одному контракту в нескольких банках сказано, что специальный механизм применения штрафных санкций к участникам внешнеэкономической деятельности за открытие паспортов сделок по одному контракту в нескольких банках на настоящий момент отсутствует. Из содержания Письма ЦБ РФ от 23.09.97 г. № 12-1037 следует, что Банк России не рассматривает оформление нескольких паспортов сделок в качестве нарушения порядка ведения учета валютных операций и не считает возможным применять к правонарушителям меры ответственности, предусмотренные п.2 ст.14 Закона. После издания письма ЦБ РФ от 23.09.97 г. № 12-1037 не было никаких нормативных актов, устанавливающих ответственность за оформление нескольких паспортов сделок по одному контракту, поэтому и в настоящее время это не наказуемое валютное правонарушение.
Как уже отмечалось, в соответствии с п.2 ст.14 Закона, порядок привлечения к ответственности за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка устанавливается Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ. Порядок привлечения к ответственности за нарушения порядка учета валютных операций при осуществлении экспорта товаров особо не предусмотрен Инструкцией ЦБ РФ № 86-И, поэтому в данном случае следует применять общие правила, установленные Указанием ЦБ РФ № 500-У.
В соответствии с п.2.1. Указания ЦБ РФ от 12.02.99 г.
№ 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства», в случае нарушения уполномоченным банком федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России в сфере валютного регулирования и валютного контроля, к уполномоченному банку может быть применена мера воздействия в виде ограничения проведения операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
Ограничение проведения операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах на биржевом и внебиржевом валютном рынке может быть введено сроком до шести месяцев в зависимости от характера нарушения, совершенного уполномоченным банком.
Ограничение проведения операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах вводится предписанием Банка России.
В случае неоднократного применения к уполномоченному банку мер, установленных настоящим Указанием, Банк России вправе отозвать у уполномоченного банка лицензию на осуществление банковских операций.
Таким образом, ответственность за ненадлежащий учет валютных операций при осуществлении экспорта товаров возлагается только на уполномоченные банки, оформившие паспорта сделок, и применять такую ответственность вправе только ЦБ РФ.
Порядок учета валютных операций при импорте товаров определен Инструкцией ЦБ РФ № 30 и ГТК РФ
№ 01-20/10538 от 26.07.95 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» (далее — Инструкция ЦБ РФ № 30).
Как и при экспорте, из всех видов валютных операций, перечисленных в п.7 ст.1 Закона, при импорте товаров имеют место только валютные операции в виде «осуществления международных денежных переводов», т.е. переводы средств в иностранной валюте в качестве оплаты импортируемого товара резидентами-покупателями в адрес нерезидента-продавца. Данные о таких международных денежных переводах содержатся в Карточках платежа, под которыми, согласно разделу 1 «Основные положения» Инструкции ЦБ РФ № 30, понимается документ о движении денежных средств, формируемый Банком Импортера и отправляемый в ГТК России при оплате импортируемого товара или возврате Импортеру средств, ранее переведенных им в качестве предоплаты.
Содержание п.11.6. Инструкции ЦБ РФ № 30 подтверждает, что под учетом валютных операций понимается учет валютных операций в Карточках платежа, подлежащих отсылке в ГТК РФ или направлению в Досье (Импорт).
Формой учета валютных операций при импорте товаров является карточка платежа. Содержанием учета является внесение в учетные карточки сведений о произведенных импортером-резидентом платежей в иностранной валюте в адрес нерезидента в оплату импортируемых товаров. Порядок заполнения карточек платежа предусмотрен Приложением № 4 к Инструкции ЦБ РФ № 30 от 26.07.95 г. и разделом 9 указанной Инструкции.
В легальном определении понятия «Карточка платежа» сказано, что этот документ формируется Банком Импортера, следовательно, учет валютный операций при импорте товаров в карточках платежа осуществляет только банк импортера, оформивший паспорт импортной сделки. Резидент-импортер не ведет такого учета.
В соответствии с п.9.4. Инструкции № 30, Импортер на основе имеющихся в его распоряжении транспортных и расчетных документов отбирает из полученных от Банка Импортера Карточек платежа те, которые относятся к данной УКи (учетной карточке импортируемых товаров), и на их основе составляет свой вариант заполнения карточек платежа, подлежащих отправке в ГТК России с данной УКи (заполненные импортером бланки Карточки платежа, подписанные руководителем, имеющим право первой подписи по счету, и скрепленные печатью импортера).
В соответствии с п.9.6. Инструкции № 30, Банк Импортера, проверив правильность отнесения Импортером произведенных платежей к конкретным отгрузкам (УКи), а также сверив фактические даты платежа с датами платежа, указанными Импортером, используя представленный Импортером вариант заполнения УКи и имеющиеся в Досье (Импорт) ГТД или коммерческие документы, заполняет соответствующие данной УКи Карточки платежа и одновременно с УКи не позднее контрольного срока возврата УКи направляет их в ГТК России в порядке, установленном ГТК России.
Таким образом, Импортер представляет банку лишь свой вариант заполнения Карточки платежа. Причем этот вариант не является для Банка Импортера обязательным. Банк Импортера самостоятельно заполняет Карточку платежа, используя вариант, представленный Импортером, а также свои собственные данные. Таким образом, заполнение карточек платежа, а следовательно, и ведение учета валютных операций при импорте товаров осуществляются банком импортера, оформившим паспорт импортной сделки. Из это следует, что ответственность за достоверность сведений в Карточке платежа, а следовательно, и за надлежащий учет валютных операций, должен нести только Банк импортера, оформивший паспорт импортной сделки и осуществляющий валютный контроль по контракту резидента-импортера.
В соответствии с п.11.6. Инструкции ЦБ РФ № 30, Банк Импортера за отсутствие учета или ненадлежащий учет валютных операций в Карточках платежа, подлежащих отсылке в ГТК России или направлению в Досье (Импорт), несет ответственность в виде штрафа в сумме, эквивалентной пяти процентам суммы в иностранной валюте, которая не была учтена или была учтена ненадлежащим образом, по курсу Банка России на дату взыскания.
Указанный штраф взыскивается с Банка Импортера территориальным учреждением Банка России в бесспорном порядке на основании п.2 ст.14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Решение о взыскании указанного штрафа принимается руководителем территориального учреждения Банка России по месту регистрации Банка Импортера или его филиала, если нарушение имело место в последнем.
Согласно установленному Банком России порядку привлечения к ответственности за отсутствие учета или ненадлежащий учет валютных операций при импорте товаров, субъектом такой ответственности является только Банк Импортера. Более того, только руководитель территориального учреждения Банка России по месту регистрации банка импортера или филиала банка импортера обладает полномочиями по принятию решения о привлечении к ответственности за отсутствие учета или ненадлежащий учет валютных операций при импорте товаров. Должностные лица органов ВЭК России не вправе принимать такие решения.
В заключение хотелось бы еще раз сказать: не существует никакого другого «специального документального» учета валютных операций при экспорте и импорте товаров, кроме учета уполномоченными банками, оформившими паспорта сделок, средств в иностранной валюте, поступающих от нерезидентов в пользу резидентов-экспортеров, и средств в иностранной валюте, переводимых резидентами-импортерами в адрес нерезидентов. Резиденты-экспортеры и импортеры не несут предусмотренную п.2 ст.14 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» ответственность за отсутствие учета валютных операций или ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, такую ответственность несут только уполномоченные банки, оформившие паспорта сделок по внешнеторговым контрактам.
Контактный телефон: (3432) 533-974.