«Если у вас нет того, что не дает спать спокойно, значит, нужно это или придумать, или идти работать к тому, у кого это есть. Иначе встанет вопрос: «А на хрена мне этим заниматься?» — Максим Журило.
Максим Журило, основатель школы правильного бега I Love Running:
— Я был на встрече с путешественником Федором Конюховым, он известный человек — недавно облетел Землю на воздушном шаре за 11 дней, установив мировой рекорд. В его штабе стоит весельная лодка, на которой он в одиночку пересекал Тихий океан, он дважды поднимался на Эверест… И я задал ему вопрос: зачем? Зачем он всем этим занимается. И что планирует предпринять дальше. Федор рассказал, что сейчас идет строительство батискафа, который позволит погрузиться на дно Марианской впадины и что-то оттуда достать. Оказывается, со дна самого глубоководного океанического желоба еще никогда ничего не поднимали.
С Луны грунт привозили, а из впадины — ни камушка. «Как же я могу спать спокойно??», — сказал Конюхов.
Если говорить о бизнесе, то такая неспокойность — это качество, которое является фундаментальной движущей силой для предпринимателя. Если у вас нет того, что не дает вам спать спокойно, значит, нужно это или придумать, или пойти работать к тому, у кого это нечто есть. Иначе наступит день, когда возникнет вопрос: «А на хрена мне этим заниматься?». И потом этих дней будет все больше и больше. Если у вас нет такой идеи, очень сложно держать себя в тонусе и объяснить себе, зачем ты занимаешься бизнесом, для чего сегодня нужно вставать, ехать куда-то. Мой опыт общения с предпринимателями показывает, что это абсолютно сумасшедшие люди, которые встают утром ради таких «камушков». В моем случае смыслом стала бредовая идея — мне показалось, что будет здорово сходить на Эверест. Это классная цель: сложно, опасно, долго, дорого. Все, что надо.
Когда у вас появляется идея по поводу «камушка», возникает следующий вопрос: что делать дальше? Здесь уже должна работать конкретика — понятные по времени цели, «спринты». Он могут быть, например, длиною в год. Здесь важно определиться и поставить такую цель, которая будет вас вдохновлять. Я называю это «спортивная цель» — имеющая срок, понятное место, время и очень ясный результат. В моем случае после того, как мне пришла идея с Эверестом, появилась мысль привести себя в форму. Я начал бегать. Помню, первый раз вышел на пробежку утром, решил преодолеть 10 км перед работой. Почти сразу стало тяжело, потом очень трудно, затем невыносимо. Оказалось, к тому моменту я пробежал всего 1,5 км.
Я тогда подумал: «Охренеть, Максим! Ты мечтаешь об Эвересте, а сам даже 10 км пробежать не в силах!». Тогда я поставил цель сделать эту десятку. И сделал.
Дальше наметил новый вызов — пробежать марафон, причем выбрал самый крутой, Нью-Йоркский. Эта цель фундаментально изменила мое отношение к тому, что я делал в настоящем, она стала определяющей. Например, я начал брать в командировки кроссовки — не потому, что всегда так делал, наоборот, а потому что у меня была цель. В рабочем контексте тоже стал действовать не исходя из того, что привычно, а из того, что важно.
И 1 ноября 2009 года я оказался на старте. Никогда в жизни не ощущал такого сгустка человеческой воли — 52 тысячи человек стоят перед стартовой чертой, чтобы пробежать 42 км. Мужчины, женщины, взрослые, молодые, толстые, худые. Американцы умеют создать трогательную атмосферу: играет песня Фрэнка Синатры New York, New York, все ревут. Потому что там поется о том, что ты можешь сделать это, что ты крутой. Мне кажется, в бизнесе очень важно кроме большой идеи иметь понятные интересные амбициозные цели. Выберете цель, от которой вас прет, которая вызывает эмоцию, идите к ней и вы увидите, как много изменений начнет происходить.
Потом, когда цель покорится, встанет вопрос, что делать дальше.
Некоторые боятся ставить цели, думают: «Хорошо, я достигну намеченного, и дальше нечего будет делать, только умирать, наверное. Так что лучше я ничего не буду достигать».
Мы часто не признаемся в этом, но так и живем. Но по этому поводу переживать не нужно. В спорте и в другой сфере всегда есть следующие этапы. После марафона я, например, стал смотреть на соревнование Iron man (железный человек). Старт в 7 утра, 4 км плавание, потом 180 км на велосипеде — это как отсюда до Челябинска, далее 42 км бегом (уже в Челябинске), в итоге финиш, где тебе говорят: «You are an iron!». Все ревут. Когда я узнал про этот конкурс, мне казалось, что это сумасшедшая идея, и что в мире есть человека три, которые могут все это сделать. Но оказалось, что тысячи людей каждый год делают эту дистанцию, и это под силу каждому. Это только вопрос выбора.
Важно то, что смысл не в цели как таковой, а в том состоянии, в котором ты идешь к ней. Как-то я был на пресс-конференции самого титулованного биатлониста в мире Уле Эйнара Бьорндалена и спросил у него, зачем он собрался на Олимпиаду-2018, если у него и так полный дом медалей, и он выиграл все, что только можно. В ответ он поинтересовался, есть ли у меня машина, и попросил вспомнить, как я покупал свое первое авто. «Ты наверняка знал, какой автомобиль хочешь, знал, сколько нужно денег, и старался как можно быстрее заработать, искал какой-то альтернативный доход, стремился поскорее купить машину», — говорил Бьорндален. Я согласился, все так и было.
Тогда он спросил: «И ты купил авто, и что почувствовал?». Говорю: «Ну, есть машина. И что?». «Вот, так и у меня, — ответил биатлонист. — Полный дом медалей. И что?».
Со следующей Олимпиады ему нужна не сама медаль, а то состояние, в котором он к ней идет. В нем он сфокусирован и получает удовольствие от жизни. А это состояние невозможно без цели.
Так что собственник ты или наемный менеджер, нужно вести свой бизнес вперед, не слишком ориентируясь на зеркало заднего вида. Если все время туда посматривать, рано или поздно приедешь в овраг. Прошлого в бизнесе, как и в спорте, нет — выиграв Олимпиаду единожды, в следующий раз ты уже не можешь просто так забраться на пьедестал, для этого нужно снова выигрывать. Поэтому стоит научиться смотреть вперед, идти к намеченным мощным целям и оторвать зеркало заднего вида.
Колонка написала на основе выступления на Eurasian Business Week-2017;
Материал подготовила Екатерина Стихина, DK.RU