Среди лиц, проходящих обучение в бизнес-школах уральской столицы, появляется все больше руководителей крупных бизнесов. Коммерсанты учатся управлять своими компаниями и развивают личные качества.
По результатам исследования 2012 года международной консалтинговой компании McKinsey, в российских региональных компаниях процент успешных проектов по модернизации бизнеса и управлению изменений напрямую зависит от профессиональной подготовки к этим изменениям первых лиц компании. Чем выше вовлеченность и подготовка ключевого руководителя, тем выше количество успешно завершенных проектов.
Опыт уральских предпринимателей подтверждает выводы консультантов: ставшие актуальными в 2009-2010 годах проекты по реорганизации бизнеса и изменению стратегии потребовали от многих предпринимателей снова лично «сесть за парту». Доля первых лиц региональных компаний среди «студентов» бизнес-школ Екатеринбурга выросла более чем на 20% за 3 года с 2009 по конец 2012 года.
«Участниками предъявляются высокие требования к уровню аудитории и тренера, наличию как формальных, так и неформальных признаков его профессионализма, - отмечает замдиректора Бизнес-Школы УрФУ Лариса Малышева. - Они ориентированы на получение четких и конкретных ответов на актуальные вопросы. Поэтому часто выбирают краткосрочный формат - однодневные конференции, семинары с приглашением зарубежных преподавателей. Темы обычно злободневные: ВТО, зарубежные контакты, макроэкономика и прочее. На такие встречи приходят, что обменяться мнениями и завязать новые знакомства».
Если говорить о долгосрочных учебных проектах, то здесь наблюдается большее разнообразие целей, отмечает эксперт. Например, цель - развитие и расширение бизнеса. До обучения на Президентской программе генерального директора транспортной компании «КИТ» Михаила Попова у компании было 7 филиалов. После Президентской программы и до обучения на программе МВА - 40 филиалов. Сейчас компания насчитывает 86 филиалов. Другой вариант - выход из одного бизнеса и покупка более высокорентабельного или вложение в стартап, как в случае с Александром Верещагиным, выпускником МВА 2012 года, который ушел из производственного бизнеса и создал консалтинговую компанию «A&J Бизнес».
Интересный, но стоящий несколько особняком, пример нового формата обучения первых лиц - программа МВА.Эксперт. Это постпрограммное обучение для первых лиц бизнеса, направленное на развитие консультационных и преподавательских навыков у выпускников МВА. Оно позволяет выпускникам оставаться в гуще событий, постоянно поддерживать актуальный уровень знаний, выступать в качестве экспертов на деловых играх, бизнес-визитах, краш-тестах проектов, руководить дипломниками, участвовать в аттестационной комиссии.
В последнее время нередко встречается в качестве цели и развитие своих личных возможностей за счет общественных организаций: Ассоциация молодых предпринимателей России - Максим Кузнецов, СРО «Гильдия строителей Урала» - Вячеслав Трапезников, Лесостроительный кластер - Сергей Яклюшин.
Статистика по рынку подтверждает, что из долгосрочных программ первые лица компаний в 70% случаев выбирают проекты MBA. Однако, как отмечают опрошенные эксперты, актуальным трендом является обогащение классических программ различными элементами персонального коучинга.
«Первые лица идут учиться с очень конкретными целями и поэтому ищут способ максимально персонифицировать свое обучение. И рост количества первых лиц за партами в бинес-школах - показатель востребованности такого обучения», - комментирует Олег Панов, партнер компании WTS Group в России.
Автор: Андрей Попов