Областному правительству не удалось с первой попытки включить бизнес в обсуждение готовящихся законов. Предприниматели готовы участвовать, но убеждены: улучшать климат власти начинают не с того края.
Как и обещали в областном минэкономики (см. «ДК» №45 от 12.12.2012), в январе на публичное обсуждение представили «пилотный» законопроект о льготном налогообложении. Он предусматривает преференции для компаний, инвестирующих в основные средства, и для резидентов областных технопарков, готовых создавать рабочие места. Срок виртуального обсуждения проекта с предпринимателями истек 18 января. Минэкономики отзывов не получило и теперь хочет продлить сбор идей. В минувшую пятницу в УТПП состоялся круглый стол – обсуждали налогообложение инвесторов и административные барьеры.
Областное правительство и бизнес сходятся в одном: нужно менять действующее законодательство. Власти заинтересованы в том, чтобы собрать в Свердловской области как можно больше инвесторов. Бизнес же устал от постоянно меняющихся правил игры и нуждается в их закреплении. Но в оценке, с чего начать, начинаются серьезные разногласия. «Снижение налогов, предлагаемое правительством Свердловской области – это важный момент, но не основной, - отметил в беседе с «ДК» заместитель гендиректора компании «Лорри» Александр Трахтенберг. – Эти преференции на руку малому и крупному бизнесу, а вот средний по большей части не является их целевой аудиторией. Ему нужнее не налоговые льготы, а поддержка от власти в выходе на новые рынки. Между тем, малый бизнес на Урале уже имеет все условия для успешного развития и пользуется ими, а крупный – выстраивает с властью индивидуальный диалог о преференциях».
Г-н Трахтенберг уверен, что разговор о налоговых льготах можно отложить: важнее ввести эффективные процедуры, приемлемые для предпринимателей правила игры. Он развивает мысль: в случае со средним бизнесом это создание сети торговых представительств за рубежом (в области множество компаний, ориентированных на экспорт) и назначение структуры, ответственной за экспорт, которой может стать, например, региональное министерство внешнеэкономических связей.
О необходимости сначала выстроить жизнеспособную, а не формальную модель развития и уже потом обсуждать и принимать законы говорит и глава совета директоров компании NAUMEN Александр Давыдов. «Налог на прибыль - хороший повод поговорить с властями, если у всех будет адекватное понимание формата обсуждения, - охарактеризовал он «ДК» инициативу минэкономики. - Надо помнить, что федеральная компания может выбирать территорию, где налог на прибыль меньше. Но хочется платить его в Свердловской области. Чтобы развивалась своя земля». По мнению г-на Давыдова, малый и средний бизнес даже не примеряет к себе предложение обсудить правительственные инициативы и слабо представляет, как строится диалог с властью. «Объем полномочий и ресурсов чиновников даже верхнего уровня непонятен, - поясняет г-н Давыдов. У них нет принципа личной ответственности и делегированных прав. Поэтому предприниматель, который четко осознает свои полномочия и права, не понимает, как общаться с чиновником. Пока этот аппарат не станет полномочным и ответственным на каждом уровне, все беседы будут безрезультатными».
Регионы, конкурируя за инвесторов, развернули целую гонку новых льгот, отмечает эксперт Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности TaxCoach Екатерина Пелевина. Но региональные власти ограничены в полномочиях. Налоговый кодекс позволяет им снижать ставки по трем налогам: на прибыль, на имущество и на транспорт (см. инфографику «Регион идет на снижение»). Регион также косвенно может влиять на размер земельного налога, утверждая один из основных элементов для его расчета - размер кадастровой стоимости земли.
По законопроекту минэкономики, для компаний, инвестирующих в основные средства от 300 млн руб. в год, предусмотрены периоды льготного налогообложения. Ведомство готово снизить ставку налога на имущество с 2,2% до 1,1%, а сроки, в течение которого для предприятия будут действовать эти льготы, будут устанавливать пропорционально объемам инвестиций. «Парадокс в том, что инвестировать 300-500 млн рублей в год может только крупный бизнес, с годовым оборотом более 5 млрд рублей, - отмечает Екатерина Пелевина. - А вот средний бизнес, с его возможностью вложить 100-200 млн за год остается без поддержки – налоговых льгот, субсидий, пониженных ставок по банковским кредитам и лизингу». С другой стороны, крупные игроки отчисляют в бюджет десятки и сотни миллионов рублей, и для них льготы областного правительства придутся как раз кстати.
У регионов, впрочем, есть еще один козырь для привлечения инвесторов – особые экономические зоны (ОЭЗ), где действуют нулевые тарифы сразу ряду платежей в бюджет. На Среднем Урале такая ОЭЗ («Титановая долина») расположилась в Верхней Салде. «Cтавки налога на прибыль для резидентов ОЭЗ по закону не могут превышать 13,5%, - рассказывает управляющий партнер компании De Fendo Екатерина Булдакова. - То есть, могут быть существенно ниже ставки, указанной в Налоговом кодексе и даже в региональном законе о налоге на прибыль организаций. Поэтому компаниям интересно инвестировать в развитие и работу ОЭЗ. При отсутствии льгот резидент выберет работу в другом регионе, где законодатель не скупится».
Еще в 2011 г. резидентам «Титановой долины» предлагали уплачивать только налог на прибыль, по льготной ставке. Все остальные налоги (НДС, на имущество, транспортный и земельный), а также таможенную пошлину предполагалось обнулить. Но ОЭЗ столкнулась с проблемой другого рода: на ее территории до сих пор нет ни дорог, ни энерго- и водоснабжения. Хотя согласно проспекту первая очередь инфраструктуры должна быть сдана уже в текущем году. Возводить же заводы на территории без подъездных путей, энергии, газа и воды резиденты не спешат. Впрочем, на днях стало известно, что область все же готова инвестировать 500 млн рублей в строительство ОЭЗ. Деньги вложат в инфраструктуру первой очереди, необходимой для запуска производств первых резидентов. До конца 2013 г. площадка должна быть обеспечена газом, электричеством, водоснабжением, водоотведением, таможенной инфраструктурой и дорогами. Сейчас в «Титановой долине» начались работы по строительству магистрального газопровода, подстанции, организации штаба строительства, возводят ограждения. По планам, первую очередь ОЭЗ возведут за пять лет.
Действующий областной кабмин злоупотребляет работой в «ручном режиме», считает Александр Трахтенберг из «Лорри». «Сегодняшнее правительство – это пожарная команда, кризисные менеджеры, - говорит он. – Они решают текущие проблемы, но когда речь заходит об эффективной стратегии развития, предпочитают быть излишне осторожными и не принимать никаких решений, которые связаны с риском для них. А иногда принимать и просто «пустые» документы».
В Минэкономике «ДК» пообещали озвучить свою позицию в ближайшее время.
Регион идет на снижение
Налог на прибыль – 20% (субъект РФ вправе снизить его до 15,5%)
Налог на имущество – 2,2% (может снижать на свое усмотрение)
Транспортный налог – от 2,5 рублей за лс (может повышать и понижать в 10 раз)
Источник: НК РФ