Доля представителей среднего класса за пять лет сократилась на 20%. Они все реже берут кредиты, чтобы не рисковать, при этом расходы на еду растут, а на услуги — практически нет.
В 2019 г. доля среднего класса в России сократилась до 30% населения по сравнению с 37% в 2014 г., говорится в обзоре главного экономиста Альфа-Банка Наталии Орловой. Представители этой группы сильнее всего пострадали от экономических трансформаций последних лет: если в 2014 г. на его долю приходилось 48% совокупных доходов домохозяйств, то к 2018 г. она сократилась до 39%.
По сути, за последние 10 лет средний класс стал терять свою экономическую значимость и стал более уязвимым: его реальные доходы стагнировали, тогда как доходы более бедных выросли на 4%, а доходы наиболее обеспеченной группы увеличились на 11%. О снижении уровня жизни среднего класса говорит и рост доли расходов на продукты питания. Сейчас она составляет 27%, тогда как в 2013 г. была на уровне 24%.
Средний класс в России вымывается. Денег хватает только на базовые траты
Представители среднего класса в России сейчас реже берут кредиты, чем в 2009-2012 гг. С 2015 г. потребление в кредит наращивала только верхушка среднего класса, тогда как его ядро отказалось брать на себя такой риск. При этом граждане со среднемесячным доходом 17 тыс. руб. находятся в зоне риска и могут оказаться в центре внимания во время следующего кредитного кризиса.
Если в 2003 г. на госслужбе было занято около 10% среднего класса, то в 2017 г. — 15%. При этом во всем мире средний класс ассоциируется с работниками частных компаний или занятыми в предпринимательстве. Это сочетается с падением доли предпринимательских доходов в общих доходах домохозяйств с 17% до 95 с 2000 по 2017 гг., и только 12% россиян сейчас считают привлекательным создание собственного бизнеса. Такое нежелание брать на себя риски — один из факторов, сдерживающих экономический рост.
«Мы можем продолжать удивлять весь мир оружием и балетом. А средний класс будет исчезать»
Российский средний класс до сих пор не имеет конкретного определения. К примеру, при подходе Carnegie Endowment, согласно которому к этой группе относится семья с минимум одним автомобилем, в России насчитывалось 104 млн человек в 2010 г. Тогда как при подходе Credit Suisse к среднему классу относится население, уровень сбережений которого эквивалентен двум среднегодовым доходам. В этом случае к среднему классу в России относится 4% населения страны или 6 млн человек.
Слабый рост доходов во многом приводит к тому, что россияне мало тратят на услуги — всего 26% суммарной потребительской корзины по сравнению с 40% в развитых странах (США, Германия); и 30-35% в странах Восточной Европы.