«Изменения в валютном законодательстве вступят в силу 1 января 2020 г., поэтому еще есть время во всем разобраться. Возможно, зарубежные счета вам вовсе не нужны».
В России продолжается третий этап амнистии капитала физических лиц. Параллельно с этим в Госдуме РФ в третьем чтении 24 июля текущего года были приняты поправки в закон о валютном регулировании, которые призваны облегчить жизнь владельцам зарубежных банковских счетов, но вносят ряд дополнительных обязательств перед ФНС.
Подробнее — Евгений Афанасьев, основатель и руководитель компании TaxCapital:
— Общаясь с клиентами нашей компании, я регулярно сталкиваюсь со скепсисом в отношении начала автоматического обмена финансовой информацией между Россией и другими странами, подписавшими соответствующее многостороннее соглашение. Однако необходимо учитывать некоторые факты и события, которые подтверждают, что налоговые органы России если еще не получают информацию от других стран (или получают, но в очень малом объеме), то в ближайшем будущем скорее всего получат информацию о зарубежных счетах россиян, депозитах, ценных бумагах, долях в компаниях, страховых полисах, частных инвестиционных фондах и других финансовых активах.
После обработки данной информации достаточно просто будет обнаружить незадекларированные доходы и запрещенные валютные операции на зарубежных счетах.
Во-первых, в мае 2016 года Россия подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией. В рамках данного соглашения страны-подписанты обязуются создать необходимые юридические и технические условия для автоматического обмена информацией между своими налоговыми органами. Так вот, по данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) обязательство впервые обменяться информацией в 2017 году за 2016 год взяли на себя 49 стран. Обменяться в 2018 году данными за 2017 год — еще 52 страны, включая Россию. Впервые обменяться в 2019 году за 2018 год — 2 страны, и еще 5 стран — в 2020 году за 2019 год.
Во-вторых, для начала автоматического обмена страны должны активировать двусторонние соглашение с другими странами, которым они готовы отправлять финансовую информацию в отношении налоговых резидентов этих стран. На текущий момент 92 страны активировали с Россией такие соглашения.
В-третьих, ФНС РФ регулярно обновляет список стран (территорий), не обеспечивающих обмен финансовой информацией с Россией. На сегодня это 100 стран и 18 территорий. Причем среди этих стран и территорий есть те, которые подписали многостороннее Соглашение об автоматическом обмене. Таким образом, можно сделать вывод, что ФНС РФ проверяет, соблюдают ли страны-подписанты свои обязательства по передаче в Россию данных о налоговых резидентах России, имеющих в этих странах банковские счета, доли в компаниях и т.д.
И, в-четвертых, ОЭСР периодически публикует отчеты о соблюдении странами-подписантами многостороннего соглашения условий, требуемых для обеспечения обмена.
Важным фактором, который говорит о получении налоговыми органами России финансовой информации от налоговых органов других стран, я считаю последовательное смягчение валютного законодательства в отношении владельцев зарубежных счетов.
Зачем перегружать налоговые органы отчетами граждан, если эта информация будет получена и без их участия в удобном формате и в автоматическом режиме?
Давайте рассмотрим очередные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые были приняты Госдумой РФ в третьем чтении 24 июля текущего года и которые коснутся именно физических лиц — граждан РФ.
1. Сняты ограничения по зачислению на зарубежные счета резидентов России денежных средств, выплачиваемых в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в банках на территории России, а также в виде доходов от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах, открытых в иностранных банках.
2. Будет возможен возврат на зарубежные банковские счета граждан России денежных средств, переданных ранее в доверительное управление управляющему — нерезиденту, если эти счета открыты в банках, расположенных на территории стран, входящих в ОЭСР или ФАТФ (Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денежных средств). Сейчас можно зачислять на зарубежные счета россиян только доходы от доверительного управления, но не сами средства, переданные в ДУ.
3. В перечень разрешенных валютных операций между резидентами РФ добавлены переводы гражданами России иностранной валюты со своих счетов в российских банках в счет оплаты за переданные им товары, выполненные для них работы, оказанные услуги, переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на их использование, физическими лицами — резидентами, которые проводят за пределами РФ более 183 дней в течение календарного года и которые ведут предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания, на их счета, открытые в иностранных банках.
В этом случае отправитель платежа должен будет сообщить своему банку, со счета которого будет сделан валютный перевод, что получатель платежа (также гражданин РФ) проводит за рубежом большую часть календарного года.
4. Важнейшее изменение с точки зрения ослабления валютного контроля и снижения риска высоких штрафов для граждан России: разрешено зачисление любых денежных средств, получаемых от нерезидентов, на счета граждан РФ, открытые в банках на территории страны, входящей в ОЭСР или ФАТФ, если такая страна осуществляет автоматический обмен информацией в соответствии с заключенным с РФ международным договором. Данная поправка сводит к минимуму риск совершения запрещенных валютных операций на банковских счетах в таких странах, однако размеры штрафов остаются без изменений (75-100% от суммы запрещенной операции), поэтому важно учитывать, в какой стране открыт или планируется открытие банковского счета.
5. Гражданам РФ нужно будет подавать в свои налоговые органы уведомления об открытии или закрытии счетов и об изменении реквизитов счетов, отчеты о движении средств по счетам, открытым не только в иностранных банках, но и во всех иностранных финансовых организациях, имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением и размещением денежных средств или других финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента. К таким организациям в первую очередь относятся иностранные брокерские компании, столь популярные у россиян.
6. Важно учитывать еще одно нововведение, которое требует принятия подзаконных нормативных правовых актов Банком России: на счета россиян, открытые в иностранных организациях финансового рынка, могут быть зачислены/списаны денежные средства в случаях, установленных Центральным банком РФ. Требуется уточнение, о каких именно случаях идет речь.
7. Граждане РФ не должны будут подавать налоговым органам отчеты о движении средств по своим счетам в иностранном банке или иной иностранной организации финансового рынка, если они находятся в государствах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией, и при условии, что общая сумма зачисленных или списанных денежных средств на такой счет (с такого счета) за отчетный год не превышает 600 тыс. руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, либо остаток средств на конец отчетного года не превышает 600 тыс. руб. или эквивалент в валюте, если в течение отчетного года не было зачислений на этот счет.
Все указанные изменения вступят в силу с 1 января 2020 года, поэтому у наших граждан еще есть время разобраться во всех изменениях и спланировать свои будущие действия в отношении своих зарубежных банковских и брокерских счетов. В ряде случаев выясняется, что зарубежные счета вовсе не нужны.
Наша компания TaxCapital и дальше будет знакомить читателей DK.RU с изменениями в российском валютном законодательстве.