«Сезон отпусков совсем близко. Еще ближе – традиционная «репетиция» российского туриста перед основными летними каникулами – майские праздники».
Сезон отпусков совсем близко. Еще ближе – традиционная «репетиция» российского туриста перед основными летними каникулами – майские праздники. Пора планировать долгожданное путешествие. Вопрос – куда? Европа ощутимо дорожает из-за курса евро, в Азию дорогой длительный перелет, а любимые россиянами турецкие и египетские курорты недоступны. Только и остается, что отдых в России: в 2015 году внутренний туристический поток вырос более, чем на 20%, до 50 млн человек. Поэтому самое время разобраться, как обстоят дела с путешествиями в пределах Родины.
Итак, сегодня каждый третий россиянин выбирает отдых в России. Но для многих путешествия по родной стране по-прежнему звучат как вариант на самый крайний случай, а то и вовсе как приговор. Перед глазами сразу картина разбитых дорог и гостиниц советского типа с «койко-местами». Те, кто все же за последнее десятилетие не отказывался от отдыха в родной стране, знают, что изменения в лучшую сторону есть. Но, увы, многое на российском рынке туристических услуг осталось по-прежнему. Почему же туризм в России долгое время не развивался и можно ли ждать улучшения ситуации в ближайшее время?
Минкульт, оценивая потенциал роста внутреннего туристического потока, говорит о перспективе его увеличения еще на 5 млн человек только за счет перекрытия Турции и Египта. При идеальном раскладе это даст увеличение ВВП на 700 млрд рублей и позволит создать до 400 000 новых рабочих мест. Но наша реальность далека от расчетных идеалов.
У России колоссальный потенциал роста внутреннего и въездного туризма. По данным аналитической группы Всемирного экономического форума, Россия в 2015 году в рейтинге конкурентоспособности сектора путешествий и туризма занимала 45 строчку из 141 стран мира, поднявшись на 18 позиций по сравнению с 2013 годом. Наиболее сильные позиции в рейтинге Россия занимает по количеству природных (34-е место) и культурных (21-е место) достопримечательностей. И есть на что посмотреть, и рубль дешевый… но иностранные туристы не сильно спешат к нам ехать и оставлять здесь свои деньги. По данным Ростуризма за 9 месяцев 2015 года нашу страну посетило только 2,54 млн иностранных туристов, что на 13% больше, чем в 2014. Если отдельно рассмотреть поток туристов из Европы, то за 9 месяцев 2015 Россию посетило 1,675 млн туристов. За поездку один человек оставляет порядка 1200 евро, итого — 2 млрд евро за 9 месяцев. При эффективном развитии туризма мы можем удвоить и утроить эту сумму.
Основные причины имеющихся проблем — в рассогласованности действий уполномоченных органов, отсутствии контроля за выполнением программ и противоречиях в законах. Должна быть координация комплекса рычагов государственного регулирования в сфере туризма, противоречия в законодательной базе нужно срочно устранять.
Например, у нас в стране есть 7 особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа, от Кавказа до Дальнего Востока. Снижение налогов, множество льгот, прочие преимущества – казалось бы, чем не условия для развития? Однако инвесторы не спешат вкладывать свои деньги в ОЭЗ. И их можно понять. Зачастую проблем появляется больше, чем преимуществ. Туристические ОЭЗ открываются, как правило, на территориях национальных парков. А это значит, что в большинстве из них нельзя вести капитальное строительство, вырубать деревья, на Байкале даже очистные сооружения нельзя поставить. Одна из территорий ОЭЗ «Ворота Байкала» много лет «развивалась», вообще не имея никаких дорог и подъездов к ней. Вдобавок ко всему – традиционная бюрократия. Сейчас рассмотрение заявок на резидентство в ОЭЗ — не чаще, чем раз в полгода. Это прямое вредительство отрасли.
Но пример ОЭЗ – капля в море по сравнению с тем, что у нас есть Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы», на которую, судя по документам, запланировано выделение миллиардов, причем 70% этих денег — от частных инвесторов. ФЦП должна была помогать развивать туризм, создавать качественную современную инфраструктуру и привлечь толпы путешественников. А все пилотные проекты должны были быть готовы к 2014 году. Далее планировалось только тиражирование лучших практик.
Чтобы понять, как все это происходило в реальности, возьмем пример Ярославской области, которая вошла в ФЦП в самом начале. За период с 2011 по 2018 годы здесь должен был быть создан туристско-рекреационный кластер «Золотое кольцо». Однако, проверка, проведенная аудиторами Счетной палаты совместно с Генпрокуратурой, показала, что цели, поставленные перед регионом в сфере развития туристской инфраструктуры, ФЦП и соответствующей областной программной не достигнуты, а бюджетные средства, выделенные на это, потрачены впустую (отчет опубликован в Бюллетене Счетной палаты РФ №4 от 2015 года). Из семи объектов к августу 2014 были готовы только два.
На сегодняшний день Программа, хоть и называется федеральной, охватывает лишь 26 регионов и 7 туристско-рекреационных кластеров, наделенных статусом особых экономических зон. Чтобы процесс действительно сдвинулся с мертвой точки, недостаточно включать регионы на конкурсной основе, нужно охватить все регионы, имеющие потенциал развития туристической отрасли, составив перечень тех, для которых внутренний и въездной туризм способен стать приоритетной отраслью экономики.
Реализация новой ФЦП может быть в разы эффективнее и результативнее, если будет вестись при постоянном контроле со стороны общественности. Гораздо проще наладить, наконец, механизм реализации общественного контроля, чем потом Президенту страны искать «кого повесить за срыв сроков строительства объекта». И здесь, кстати, не только вопрос снижения коррупционной составляющей. Открытость позволит обеспечить высокую медийность и привлечение внимания широкой общественности, вызвав, таким образом, дополнительный интерес к новым (или модернизированным старым) туристическим объектам на территории России. Отсутствие эффективной медиакомпании также тормозит реализацию ФЦП. Нет спроса – нет инвесторов. Простой пример города Мышкин, где хорошо поработали над брендом территории: еще не так давно он имел дефицит бюджета более 100 млн рублей, а сейчас ежегодно пол миллиарда рублей поступают в бюджет только за счет использования бренда мышки как таковой. Это не так сложно сделать, зато результат – забронированные за несколько недель, а то и месяцев вперед – отели и апартаменты.
Особого внимания требует реализация проектов туристской отрасли в форме государственно-частного партнерства, поскольку только так возможно решить ключевую проблему отрасли и обеспечить масштабное строительство инфраструктурных проектов (дорожное строительство, комплексная застройка территорий, строительство гостиниц и прочих объектов инфраструктуры). Подобная практика широко распространена за рубежом, когда при комплексном использовании государственных ресурсов и частного капитала создавались целые туристские зоны. Многочисленные курорты в Турции не возникли на ровном месте: сначала государство построило дороги и обеспечило перспективные районы энергией. Даже в Мексике из беднейшей деревни сумели создать международный курорт Канкун. 8 лет шла стройка объектов инфраструктуры, и только после этого стали появляться коммерческие объекты.
Инвесторов надо привлекать уже на готовые площадки после завершения строительства, а не на стадии проектирования в погоне за быстрыми деньгами, как у нас привыкли. Понятно, что так рисковать не много желающих. Частично объекты кое-как достраиваются за счет государственного финансирования, потом про них все забывают. Отечественные технологии, к сожалению, пока не позволяют создавать инфраструктуру мирового уровня, поэтому на данном этапе инвесторам нужно предоставлять особые условия и компенсации при использовании иностранного оборудования и высококвалифицированных специалистов.
Есть логика и в предложениях по поддержке внутреннего и въездного туризма, озвученных Минкультом в начале 2016 года. Прежде всего, это принятие ряда законов, повышающих доступность внутреннего въездного туризма и увеличение инвестиций в развитие туристической инфраструктуры в России.
Но некоторые предлагаемые меры или имеют сомнительное финансовое обоснование, или инициируются не своевременно, зачастую не решая глубоких структурных проблем. Так, например, поддержка туроператоров в размере 2,7 млрд в нынешнем виде практически бессмысленна. У нас туроператоры обслуживают только 4% внутреннего туристического потока, а расчетное число субсидий – 2 млн рублей — приводит к тому, что размер одной субсидии составит всего 1350 рублей. А ведь за нее еще надо отчитаться, собрав и отправив все необходимые документы. Все это грозит обернуться лишними тратами. Сначала должны появиться курорты, пригодные для пакетных туров, а уже после этого можно заниматься поддержкой туроператоров.
Даже в таких непростых условиях у нас есть отличные примеры успешного развития: Великий Устюг, Суздаль, город Плес в Ивановской области. В Санкт-Петербурге есть примеры удачного государственно-частного партнерства: строительство автодороги «Западный скоростной диаметр», модернизация аэропорта «Пулково», строительство морского пассажирского порта на Васильевском острове. Но все это скорее единичные случаи, которые являются исключением из общей плачевной системы развала российской туристической отрасли.
Ситуацию может изменить ведение единой нормативной базы в сфере ГЧП и изменения в бюджетный, налоговый и отраслевые кодексы, позволяющие оставлять больше средств на развитие в регионах и муниципалитетах. Государство должно гарантировать возвратность средств инвесторов за счет продуманной тарифной политики, за счет доходов от реализации туристических объектов.
Туристический потенциал нашей страны может позволить не только вывести внутренний туризм на качественно новый уровень, но и сделать туристическую отрасль одним из драйверов российской экономики. Пока же, увы, большинство россиян, отдыхающих на Родине, делают это не по причине искренней заинтересованности, а по причине отсутствия альтернатив.