«Почему работодателя должно парить то, что сотрудники по вечерам или выходным где-то еще работают? Потому что он сам охраняет идеалистичную картину мира». Авторская колонка на DK.RU.
Станислав Воробьев, собственник фабрики «Союз-Мебель»:
— Я знаю, что некоторые мои сотрудники имеют вторую работу — да и пожалуйста. В головах многих работодателей живет идеальная картинка: все мои сотрудники должны быть на 100 % загружены у меня, на 100 % преданы только моей компании, при этом, разумеется, чтобы они были счастливы, постоянно росли и ни в чем себе не отказывали. Но появляется сотрудник, который по какому-то параметру выбивается из идеальной картинки неидеального работодателя. Гнать в шею? Запрещать подрабатывать? Уважаемые предприниматели, если бы за дверями наших компаний стояла очередь из абсолютно идеальных сотрудников, то я бы, наверное, задумался о нужности того, кто по одному параметру мне не нравится, но реальность такова, что в 99 % случаев приходится выбирать из тех, кто более или менее подходит. Реальность такова, что тем, кто хорошо и много работает, нужно прощать многое. У меня есть дизайнер, которая помимо проектирования нашей мебели на стороне продает недвижимость. Я понимаю, что она тратит время и силы и это какой-то ущерб, скорей всего, приносит моей компании, но она, во-первых, клиентоориентированный дизайнер (таких немного), а во-вторых, сейчас падение продаж — зарплаты упали, и у меня нет возможности переплачивать ей.
Если хочется, чтобы сотрудники без остатка выкладывались только у нас, мы должны быть уверены, что здесь лучше, интереснее, перспективнее и выгоднее, чем в другой компании.
Возьмем перспективность, о которой часто забываем. Да, если человеку нужно просто отсиживаться где то и получать какие-то деньги, то для него важна стабильность, и он никуда дергаться не будет. Но если сотрудник потенциальный, растущий, то он будет искать пути реализовываться. Не дадите такому роста — он пойдет искать его в другом месте. Не нужно питать иллюзий, что он в ущерб своей лидерской позиции будет мириться с вашими возможностями относительно его.
Вообще, причин, по которым человек ищет вторую работу, очень и очень много. И они настолько субъективны, что классифицировать их даже пытаться не стоит. Деньги, бесперспективность развития, помощь другу, желание попробовать что-то новое, обида на работодателя или банальная мода — все, что угодно. Я знаю человека, который работает в крупной строительной компании, но в свободное время строит знакомым и знакомым знакомых бани и загородные дома. Он делает это, потому что есть потребность проявлять творчество. Он соглашается исключительно на те заказы, где ему дают свободу: «Строй как хочешь». На постоянном месте работы ему давно предлагают стать мегабоссом и получать большие деньги, но он отказывается, потому что в этом случае будет стопроцентная занятость и он не сможет творить.
Еще пример с другим знакомым: парень работает в большой системной компании, а подрабатывает тем, что учит летать людей на парапланах. Параплан — его хобби. Он решил совместить приятное с полезным — подзаработать, занимаясь тем, что любит. Ну кому это мешает? Да никому. Наоборот, это его, быть может, спасет от перегорания на основном месте работы. И еще один: человек работает финансовым директором. Работает хорошо и качественно, но по рынку эта работа оценивается не по его желаниям и потребностям, парень хочет больше. С основной работы он уходить не хочет и решает по выходным и вечерам читать лекции в дорогих школах — учить людей быть финансовыми директорами. Плюс он берет заказы на постановки финансового учета на других предприятиях — все это не в ущерб основному работодателю.
Отчего у босса может взяться недовольство? Почему работодателя должно парить то, что сотрудники по вечерам или выходным где-то еще работают? Потому что он сам в своем возрасте и в своем бизнесе охраняет идеалистичную картину мира, ему лень или не хочется включить трезвость головы и увидеть в сотрудниках живых людей. Если ты сам чего-то выдумал и продавливаешь это в своем сознании, то уже играешь не в эффективный бизнес, а в собственную картину мира. Разумеется, ты можешь себе это позволить, но только это будет до хера стоить. Если же все-таки решаешь, что бизнес ради бизнеса, то надо принять неидеальных людей и эффективно работать с ними.
Никто никому ничего не должен — примите это, ребята.
Что вообще есть преданность? Тем более — что есть преданность сотрудника? Работа на результат — всё и ничего больше. Если человек выполняет свой функционал в рабочие часы, то его свободное время — не вашего ума дело. Долг — это субъективная штука. У каждого из нас есть выбор. Никто никого не приковывает наручниками, никто никого в принудительном порядке не ведет под конвоем.
Я сам выбираю — сотрудничать мне с этим человеком или не сотрудничать. И если я ставлю человека перед выбором: ты работаешь только у меня или собирай вещи, то я должен осознавать — он может сделать выбор не в мою пользу (пойти строить бани и дома для знакомых, потому что это ему нравится настолько, что он жить не может без этой реализации).
У человека 24 часа в сутках, семь-восемь из которых он должен тратить на сон, а еще когда-то играть с детьми, водить жену в ресторан и лечить зубы. Я понимаю, что если свое свободное время он тратит на другую работу, то вполне возможно, что лечить зубы он пойдет в заплаченные мной рабочие часы. Но здесь опять есть выбор: запретить, впаять прогул, не оплатить эти часы — усложнить жизнь. Но в ответ и сотрудник может сделать выбор — обидеться и перестать выкладываться ради прибыли компании или вообще уволиться. Нужно четко понимать, кто из сотрудников для вас ценен. Если все-таки человек ценный, то надо искать компромисс.
А лучше вообще посмотреть глубже: видимо, я не загрузил специалиста настолько интересной работой, что он решил полечить зубы в ущерб основной работе.
Подходит как то ко мне очень хороший монтажник мебели (монтажник с головой, хорошим образованием, начитанный) и говорит: «Я дорос и хочу свой маленький салончик, что будем делать?» Очень честная позиция: человек сделал выбор в пользу сохранить со мной отношения и не создавать салон-конкурент за спиной. Я ведь знаю, что нахрапом в текущей ситуации открыть новый салон сложно, поэтому предложил другой вариант: «Двигайся к своей цели пошагово, я помогу. Для начала найди помещение и двух дизайнеров. Как найдешь, позови меня, обсудим». С тех пор прошло несколько месяцев, а он все ищет и самостоятельно приходит к пониманию, что это невозможно в данных экономических условиях. Параллельно он продолжает работать у меня. Теперь представим, что я бы включил категоричность и сказал ему: «Ну и уходи» или «Да у тебя ничего не получится». Думаю, крутого монтажника я бы потерял, а может быть, и заработал конкурента. Надо исключать категоричность во взаимодействии с людьми. Как раз установка «никто никому ничего не должен» — лучшая защита от категоричности.
Теперь посмотрим на эту тему с точки зрения сотрудника. Во-первых, ему тоже нужно принять, что никто никому ничего не должен, и работодатель в том числе. Работодатель тоже выбирает. Во-вторых, понять истинные причины: зачем мне вторая работа? Чтобы вырасти, чтобы не было скучно, чтобы научиться чему-то новому, чтобы накопить на новую машину?
И главное: «А эта мысль точно моя? А я сейчас не гоню? Эта мысль не навязана друзьями, соцсетями, женой?» Сложно, но надо честно поговорить с самим собой: почему я на основной работе не могу получить желаемого?
Очень часто люди, чувствуя, что их что-то не устраивает, начинают искать параллельную работу, затем уходят туда работать насовсем, но через какой-то промежуток времени неудовлетворенность появляется снова. Истинная причина в том, что ошибка всегда внутри тебя самого. Если человек не склонен искать эту ошибку, то всегда будет виноват работодатель. Он придумал, что ему здесь не дают развиваться, а на самом деле его в принципе нельзя подпускать к нормальным людям с такими страдальческими глазами. Он хороший, быть может, человек и неплохой специалист, но он, сука, грустный по жизни, поэтому все держатся от него подальше.
И не нужно решать за работодателя. Я не отрицаю вашего третьего глаза и шестого чувства, которые со стопроцентной гарантией вам говорят: «Работодатель будет против моей подработки». Ну а вдруг не будет? А вдруг поддержит? А вдруг у вас очень прогрессивный работодатель, который выпишет благодарность за то, что в тяжелые времена для компании вы решаете свои финансовые проблемы второй работой, а не умоляете его слезно повысить вам зарплату, потому что нечем кормить четверых детей? Мой совет — поговорите.
Материал подготовила Ольга Раева. Истории предпринимателей Екатеринбурга — в сообществе «Бизнес и жизнь» на Facebook