Меню

«Становятся токсичными». Кипрские банки требуют от россиян раскрыть источники дохода

«На фоне санкций и ужесточения комплаенса кипрские банки предпочитают не иметь дело с российскими деньгами и российскими клиентами».

Кипрские банки теперь предпочитают не связываться с деньгами клиентов из России, пишет Bloomberg. Два российских бизнесмена, у которых были счета на Кипре более 10 лет рассказали агентству, что их банки за последние месяцы запросили документы об источнике доходов, полученных много лет назад. Они не смогли их предоставить и были вынуждены закрыть счета. 

На фоне санкций и ужесточения комплаенса кипрские банки предпочитают не иметь дело с российскими деньгами и российскими клиентами, даже если они имеют счета уже много лет. Российские клиенты становятся токсичными, — говорит Евгений Коган, бывший директор Центра защиты прав акционеров и инвесторов кипрских банков. 

На пике, в конце 2012 г. совокупный объем средств, принадлежащих иностранных гражданам за пределами Еврозоны, в основном россиянам, составлял 21,5 млрд евро. В ноябре 2018 г. она снизилась до 7,1 млрд евро. Тогда вступила в силу директива Центрального банка Кипра, которая сужает свободу финучреждений в работе с подставными компаниями. Это делает многие российские фирмы токсичными для банков. 

Хотя меры кипрского Центробанка не были направлены специально против россиян, можно утверждать, что именно они пострадали больше всех, — говорит Деметрис Такситарис, руководитель MAP S. Platis, кипрской консалтинговой фирмы для финансовых компаний.

Еще в середине прошлого года кипрский Центробанк предписал банкам страны закрыть счета офшорных компаний. Предписание прежде всего касается компаний-пустышек, учрежденных в офшорных низконалоговых юрисдикциях. Для открытия счета в кипрских банках теперь будет необходимо соблюдать новые требования — они касаются как кипрских компаний, так и иностранных, а также физлиц.
 
Кипрским компаниям откроют счета, если о клиенте будет предоставлен полный комплект информации (правило Know Your Customer, KYC, или «знай своего клиента»), преимущество будет у компаний, которые реально присутствуют на Кипре и имеют там офис.