Меню

«Стать «серыми» или закрыться». Что ждет алкорынок из-за новых правил продажи спиртного

Необходимость подключения программы ЕГАИС больше всего ударит по маленьким торговым точкам — возможно, им даже будет проще закрыться. Другим магазинам придется переложить рост цен на потребителей.

С нового года все продавцы алкоголя, включая кафе и рестораны, должны фиксировать в ЕГАИС ФСРАР (Единая государственная автоматизированная информационная система Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка) факт закупки спиртного. Сегодня к системе подключились далеко не все участники рынка. Чем для обычных покупателей обернется переход на новые правила торговли, DK.RU рассказал Дмитрий Хомутинин, эксперт СКБ Контур, разработчик программы Контур.ЕГАИС.  
 
Возможен ли дефицит или перебои с поставками? 
 
Крупные производители и продавцы алкоголя быстро адаптировались к новым требованиям ФСРАР, и в известных торговых сетях перебоев точно не будет. Хуже обстоит ситуация с розничными магазинами. По данным общественной организации «ОПОРА РОССИИ» на середину декабря подключилось около четверти всех участников рынка. В связи с этим ФСРАР планирует ввести переходный период до 31 марта 2016 г., во время которого не будут штрафовать не подключенные к системе магазины. Но пока этот вопрос окончательно не решен. 
 
Чтобы не рисковать, представители мелкой розницы, которые не успели купить недостающее оборудование и программное обеспечение для взаимодействия с ЕГАИС, скорей всего, закупятся алкогольной продукцией в декабре. В начале нового года они будут спокойно торговать этими запасами. 
 
Возможно, временно или насовсем закроются магазинчики с разливным пивом «во дворе», которые не успели подключиться и тоже боятся получить штраф. Те, кто не боится, станут продавать пиво «из-под прилавка». По оценке экспертов, небольшим торговым точкам, которые торгуют пивом, проще стать «серыми» или закрыться, чем подключаться к системе. Все зависит от того, готов ли предприниматель потратить на комплексное решение 15-20 тыс. руб. единоразово, а затем ежегодно оплачивать программное оборудование и подключение к интернету в торговой точке.
 
Вырастут ли цены? 
 
Государство регулирует только минимальные цены на алкоголь,  производители и магазины сами устанавливают торговую наценку на алкоголь. На рост цен из-за обязательного подключения к ЕГАИС в 2016 г. могут повлиять два фактора: 
 
— производители захотят возместить те доходы, которые получали от нелегальной продукции.  Львиная доля контрафактного алкоголя производилась там же, где и легальная, но с незарегистрированными акцизными марками. Сбыть такой алкоголь оптовикам уже не получится, и производители будут повышать цены, чтобы компенсировать акцизный налог.   
 
— все затраты по подключению к системе легли на магазины: им пришлось потратиться на специальный сертификат электронной подписи, оборудование и программное обеспечение для каждой торговой точки. ФСРАР предоставило только бесплатный транспортный модуль для обмена информацией с ЕГАИС. Возможно, эти расходы будут заложены в розничную стоимость бутылки алкоголя. 
 
Впрочем, цены в любой момент будут скорректированы ростом или падением потребительского спроса.  
 
К чему готовиться покупателям? 
 
С 1 июля 2016 г. магазины обязаны фиксировать в ЕГАИС продажу каждой единицы алкоголя. Скорей всего, с  января по июль они постараются сбыть покупателям остаток алкоголя с нечитаемыми или нелегальными акцизными марками. Не факт, что это опасная для здоровья продукция, но лучше покупать алкоголь в крупных сетях, которые дорожат репутацией и лицензией на продажу алкоголя. 
 
С июля  покупатель на кассе любого магазина (кроме торгующих пивом) будет получать чек с QR-кодом, по которому сможет получить информацию о производителе алкоголя, а значит, будет уверен в его качестве. 
 
Ни в коем случае не надо покупать алкоголь в интернет-магазинах. Торговля спиртным через интернет-магазины запрещена постановлением Правительства № 612 от 27.09.2007 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». Качество этого алкоголя точно никто не гарантирует. 
 
Впрочем, есть и иное мнение. Так, Александр Корякин, генеральный директор компании «Уралторгсервис» (оптовый поставщик алкоголя), говорит, что большинство контрагентов подтвердили свою готовность работать в системе. Поэтому какого-либо коллапса он не ожидает:
 
— К внедрению ЕГАИС мы начали готовиться заранее — озадачились вопросом еще в сентябре, так как понимали, что этого не избежать и что система необходима для борьбы с нелегальным алкоголем. Своих контрагентов мы тоже уведомили заранее и сделали им своеобразную памятку — какой минимальный объем оборудования им необходим.
 
У участников рынка есть понимание, что внедрять ЕГАИС нужно будет в любом случае. Некоторые надеялись на отмену или перенос, но Росалкогольрегулирование неоднократно всех уведомляло, что никаких переносов не будет. Они подтверждают, что программа требует определенных доработок, но в постоянном общении с участниками рынка дорабатывают и обновляют программное обеспечение. Тем не менее все участники рынка должны быть готовы, что с 1 января система должна работать. Это касается как оптового звена, так и розничного, в том числе и предприятий общепита.
 
У нас примерно 90% клиентов в сегменте HoreCa подтвердили свою готовность работать в системе с 1 января. С некоторыми мы уже работаем в тестовом режиме. Думаю, это в интересах всех участников рынка. Так что я не предвижу никакого коллапса, по крайней мере, с нашими клиентами. Кто-то делает увеличенные закупки в качестве страховки, чтобы понять, как будет функционировать система, но РАР объяснило, что для тех, кто подключиться к системе, особых наказаний не будет.