Условно все таксомоторные компании можно разделить на два вида. Первые используют собственный автопарк, в который, как правило, входят автомобили двух-трех марок. Преимущество такой модели в том
Второй тип организаций — такси, привлекающие для перевозок водителей с личными автомобилями. В этом случае для начала бизнеса требуется создать диспетчерскую службу: она будет предоставлять перевозчикам информационные услуги и координировать действия водителей и клиентов. Участники рынка убеждены: эта система работы оптимальна для начала бизнеса. Во-первых, можно обойтись малым стартовым капиталом. Во-вторых, исключить из затрат плохо предсказуемые расходы на сервисное обслуживание авто.
Как признают участники рынка, на первом этапе можно организовать офис даже в собственной квартире. Но тогда в ней придется обустроить диспетчерский пункт, поставить радиоточку, проводить собеседования с потенциальными сотрудниками предприятия. Оптимальный размер помещения для новой службы такси — 15-20 кв. м. Располагать его в центре города необязательно, но и на окраине нежелательно. Качественная радиосвязь с автомобилями обычно хорошо работает на расстоянии до 16 км. С той же целью стоит выбирать максимально высокий этаж: в зависимости от района — от пятого-седьмого этажа и выше. Сергей Степанов*, исполнительный директор такси «Ника», говорит, что подходящее помещение можно арендовать за 8 тыс. руб. в месяц. Необходимо оборудовать три рабочих места: два для диспетчеров и одно для директора, укомплектовав их компьютерами (45 тыс. руб.).
Набрать штат водителей с собственными авто сложно, предупреждают эксперты. Одновременно на линии должны находиться как минимум 20-30 автомобилей — делятся опытом игроки. В этом случае машины будут рассредоточены по городу, что позволит в максимально короткие сроки прибывать по вызову клиентов. По статистике участников рынка, горожане желают получать такси к подъезду в течение 15-20 минут. Роман Комельков говорит, что для поддержания такого количества авто предприятию придется найти около 100 водителей с личными машинами — среди таксистов много бюджетников, военных, которые подрабатывают в свободное время, к примеру только в выходные.
Владельцы такси считают эффективными для привлечения водителей два канала: бегущую строку на ТВ и рекламу в газетах с вакансиями. Виталий Майоров, директор такси «Форсаж Авто», отмечает, что желающих работать на собственном транспорте достаточно: «Но на то, чтобы собрать необходимое количество постоянных работников, уйдет около шести месяцев. Виной всему большая текучка кадров. Таксистов сложно удержать, поскольку, если работы в какой-то период нет, люди быстро уходят». Водителю необходимо как минимум пять заказов в день.
Водительский стаж соискателя, как рекомендуют бизнесмены, должен быть не менее трех лет. Во время собеседования обязательно проверяют навыки общения, поскольку, по мнению игроков, половина успеха такси — культура обслуживания клиентов. Важно, чтобы потенциальный работник хорошо знал улицы города, основные предприятия. «В нашем офисе есть подробная карта Екатеринбурга, по которой мы проводим мини-экзамен. Желательно, чтобы человек вырос в нашем городе», — делится опытом г-н Степанов.
К автомобилю отдельные требования. К примеру, бизнесмены не рекомендуют брать водителей на классических ВАЗах, так как часть клиентов уже не желает платить за поездки на таких авто. Год выпуска должен быть не старше 2000 г., чтобы автомобиль регулярно находился в работе.
Обычный график — смена по 12 часов два дня через два, но многие выходят только в выходные. Во время собеседования необходимо выяснить, работает ли таксист с другими диспетчерскими предприятиями. Опрошенные «ДК» эксперты не советуют принимать таких сотрудников. Сергей Степанов*: «Даже если кандидат пытается это скрыть, правда быстро выяснится. Такие водители часто отказываются от предлагаемых заказов, поскольку выбирают наиболее выгодные».
СОВЕТ от такси «Форсаж Авто»:
«Стоит заранее обговорить с сотрудником возможность разорвать договор спустя одну-две недели после начала работы. В первые же семь дней видно, что это за человек, насколько он ответственный, трудолюбивый и стоит ли с этим таксистом сотрудничать дальше».
Есть две основные формы сотрудничества между службой такси и водителями — зарегистрировать каждого таксиста как индивидуального предпринимателя либо взять в штат. Последний вариант позволяет привлечь сотрудников, желающих, чтобы у них шел трудовой стаж, была гарантированная минимальная величина зарплаты, — в этом случае им устанавливают оклад плюс идет процент от выполненных заказов.
В договоре с таксистами прописывают комиссию, которую они отдают работодателю. В среднем по городу она равна 10-30% от заказа. В такси «Ника» эта цифра варьируется в зависимости от времени суток: 20% — ночью и 10% — днем, так как в дневное время затраты водителя существенно выше из-за большого количества пробок.
Кроме таксистов, необходимо найти диспетчеров. Их количество зависит от числа заказов. По словам г-на Майорова, один диспетчер может обслужить около 150 клиентов. То есть при 30 автомобилях на линии, которые будут выполнять в среднем по семь заказов за смену, потребуется днем два диспетчера, ночью один, а всего — шесть, поскольку график работы — по 12 часов два дня через два либо сутки через трое. Зарплата — от 7 до 12 тыс. руб.
СОВЕТ от такси «Ника»:
«Чтобы было легче привлечь таксистов, следует договориться с несколькими автомойками и сервисами о скидках (обычно 20%) и обслуживании вне очереди. Или, к примеру, предоставить возможность сотрудникам оплачивать ремонт машин в рассрочку».
На начальном этапе функции по приему персонала может взять на себя собственник предприятия. Но затем придется возложить их на менеджера, зарплата которого 10-12 тыс. руб. Также необходим бухгалтер (по совместительству). Он же может помогать готовить документы для таксистов, которые работают как ИП, — это будет дополнительным преимуществом компании при наборе новых сотрудников.
Самые крупные вложения начинающего такси — обеспечение связи. Оптимальной считается система координации при помощи раций. Она позволяет диспетчеру опрашивать одновременно всех таксистов и выбирать ближайшего для выполнения заказа. В диспетчерской устанавливается базовая рация. Ее цена вместе с антенной, усилителем, блоком питания, по данным Виталия Майорова, — 10 тыс. руб. Еще минимум по 3,5 тыс. руб. придется потратить на оборудование рацией и антенной каждого авто.
Как говорят участники рынка, залог успеха такси — легко запоминающийся номер. Надежда Зырянова, руководитель договорного центра Уральской телефонной компании, рассказала, что стоимость «красивого» номера зависит от категории. К первой относятся номера с четырьмя одинаковыми последними цифрами (например, 2165555). За такой номер придется заплатить 40 тыс. руб., а абонентская плата составит 5 тыс. руб. в месяц. Вторая категория — варианты, где последние цифры попарно дублируются (2167070). В этом случае номер стоит 20 тыс. руб., ежемесячная плата — 2 тыс. руб. Наконец, если дважды повторяются сочетания из трех цифр (2160160, 2160216), заплатить придется 10 тыс. руб. разово и 1 тыс. руб. — каждый месяц. Плюс потребуется приобрести дополнительные телефонные каналы (по 3,2 тыс. руб.), чтобы одновременно могли работать несколько диспетчеров. Необходимое условие для организации каналов — выделенная линия Интернет.
Также потребуется программное обеспечение для автоматизации диспетчерского обслуживания. Программа для такси стоит 30-100 тыс. руб. Цена, по словам Юрия Лифшица, директора компании «Диас» (разработчик ПО), зависит от набора функций, которые будут выполняться. Самая простая программа может лишь рассчитать стоимость поездки. Оптимально, по мнению г-на Лифшица, ПО за 70 тыс. руб., позволяющее вести учет водителей, заказов, отслеживать, сколько денег должен сдать собственник авто. Программа создает в конце смены детализацию выполненных работ (сколько заказов выполнил тот или иной таксист и на какую сумму), имеет дополнительные опции (к примеру, черный список клиентов, которые ранее не оплатили поездки).
Новому такси обязательно следует разработать собственную торговую марку — название и графическое изображение. Ее можно создать самостоятельно либо обратиться к студентам специализированных вузов — они, по словам владельцев такси, сделают это достаточно качественно и недорого (3 тыс. руб.). Очень важно, чтобы клиент запомнил название перевозчика, говорят участники рынка. Компании с собственным автопарком могут раскрасить такси в едином стиле, одеть водителей в униформу. Эксперты отмечают, что отличительные признаки можно разместить и на личных авто таксистов (например, повесить на зеркала ароматизаторы с названием фирмы). После поездки водитель должен предложить клиенту визитку. Виталий Майоров считает, что визитки — один из самых эффективных способов рекламы транспортной компании. Сергей Степанов* предлагает разложить визитные карточки на проходных в офисных зданиях, музыкальных и развлекательных клубах, в саунах, поскольку именно отсюда клиенты часто добираются домой на такси. Можно также мотивировать сотрудников развлекательных заведений предлагать услуги такси, поощряя их подарками за конкретное число клиентов.
Г-н Степанов советует рекламироваться в таких справочниках, как «Планета Екатеринбург», «Домашний справочник»: «Эффективна реклама и в досуговых гидах, например в «Выбирай», поскольку клиенты заказывают такси после отдыха в клубах, театрах, саунах или кино». Обязателен интернет-сайт, дополняют эксперты. На первом этапе можно обойтись сайтом-визиткой (10 тыс. руб.).
В результате в первые шесть месяцев на рекламу уйдет 10-20 тыс. руб. А когда такси заработает в полную мощь (30 авто на линии), расходы возрастут до 25-40 тыс. руб. на три месяца. Затем потребуется вкладывать ежемесячно по 20 тыс. руб., поскольку у такси появятся постоянные клиенты, а бренд станет узнаваемым.
Спустя полгода после начала работы такси выйдет на проектную мощность, утверждают эксперты. Днем на линии будет находиться 30 автомобилей и десять ночью, каждый из них будет выполнять в среднем по семь заказов за смену. Стоимость 1 км пути в Екатеринбурге — 14-20 руб. Сергей Степанов* полагает, что днем и ночью цена на услуги такси не должна отличаться: «Многие клиенты ездят по одинаковому маршруту в разное время суток и привыкают платить одну сумму. Если они узнают, что ночью дороже, то в следующий раз звонят уже в другое такси». По словам Романа Комелькова, клиентам нравится, когда точную стоимость заказа сообщают еще на этапе общения с диспетчером.
СОВЕТ от такси «Автоград»:
«Открывать такси лучше в сентябре-октябре, поскольку в этот период повышается спрос на наши услуги. Плюс осенью возрастает деловая активность. В это время можно минимизировать затраты на рекламу, поскольку клиенты и так обзванивают все такси подряд, чтобы найти свободную машину».
Часть такси включает в стоимость подачу автомобиля (30-60 руб.). Но эксперты считают, что дополнительные сборы отталкивают клиентов. Окупаться вложения в такси, как говорят опрошенные участники рынка, будут минимум год после начала активной работы.
bonus
Направления для дальнейшего развития
Как единодушно утверждают участники рынка, будущее такси — в расширении видов автотранспортных средств. В частности, эксперты считают перспективным развитие грузоперевозок. Работа строится по тому же принципу, что и при пассажирских перевозках. Корпоративные клиенты, пользующиеся услугами грузоперевозчика, обеспечивают постоянный поток заказов. Желательно привлечь водителей на автомобилях бизнес-класса — это позволит обслуживать свадьбы и VIP-клиентов. Обслуживание торжеств помогает пережить летний спад деловой активности. Цена часовой поездки на автомобиле Mercedes представительского класса — 1-1,5 тыс. руб.
детали
На чужих ошибках
Виталий Майоров
директор такси «Форсаж Авто»:
«Запуская бизнес, мы сильно экономили на рекламе, тратили на нее всего лишь 5-10 тыс. руб. в месяц. А надо было вкладывать минимум по 20-30 тыс. руб. В результате зимой у нас клиенты еще были, а летом их практически не стало. Июнь-август прошлого года оказались для нас тяжелыми. Мы существенно увеличили вложения в рекламу, и ситуацию удалось исправить. Теперь клиентский поток стал более предсказуемым и постоянным».
Сергей Степанов*
исполнительный директор такси «Ника»:
«На первом этапе мы никак не могли найти оптимальное соотношение заказов и машин. Сначала было много водителей, но мало клиентов. Затем, наоборот, разместили слишком много рекламы для имеющегося числа машин. Посчитать нужное количество автомобилей сложно. Пришли к равновесию только лишь через год после начала работы. Теперь мы размещаем рекламу исходя из количества имеющихся у нас автомобилей».
Цена входного билета
Расчет для такси, арендующего офис площадью 20 кв. м. К шестому месяцу в такси работает 100 водителей, шесть диспетчеров и бухгалтер-совместитель. На линии одновременно находятся 30 машин днем и десять ночью. Каждая машина выполняет семь заказов за смену, средний чек — 200 руб. Таксисты отдают предприятию 15% от стоимости заказов.
1 Под порогом вхождения мы понимаем сумму, которую необходимо вложить в бизнес, прежде чем он принесет первую прибыль и инвестиции начнут возвращаться. В расчете учтено, что в первый месяц такси работает с убытком, число машин на линии заказов растет от пяти днем и двух ночью в первый месяц до 30 днем и десяти ночью — на шестой. Первые четыре месяца работают четыре диспетчера, затем нанимают еще двоих. Предприятие начинает приносить прибыль со второго месяца при десяти машинах на линии днем и четырех — ночью.