Многочисленные советы о том, во сколько нужно вставать и сколько времени уделять спорту, не работают, если не решен основной вопрос. Кто вы: создатель или управленец? Именно от этого зависит все.
Чем человек занят на работе, создает или управляет? Бизнесмен Пол Грэм и блогер Шейн Пэриш уверены, что строить рабочий день нужно в зависимости от того, какие задачи вы решаете большую часть времени. Копировать стиль работы коллеги бессмысленно, нужно прислушиваться к себе.
Известный писатель Харуки Мураками, работая над очередным романом, встает в 4:00 и пишет пять-шесть часов подряд. Потом он занимается бегом или плаванием, а вечерами читает или слушает музыку, прежде чем отправиться спать в 9 часов. Он строго придерживается такого режима.
Предприниматель и писатель Гари Вайнерчук описывает свой день совсем иначе: после пробуждения в 6 утра наступает бесконечная череда очень коротких дел, в основном встреч, которые могут длиться минуты три. Между встречами он делает звонки, a в промежутках между звонками и встречами публикует посты практически во всех социальных сетях, а также короткие аудио- и видеозаписи. Иначе говоря, почти весь день он руководит, организует, инструктирует, решает, планирует и консультирует.
Статей о распорядке дня успешных людей огромное множество, но они часто упускают главное. Подъем в 4 утра не сделает вас великим писателем, а поделив день на 15-минутные ячейки, вы не превратитесь в важного бизнесмена. На самом деле разным типам труда нужен разный режим. Предельно непохожие графики Мураками и Вайнерчука показывают разницу между тем, кто создает, и тем, кто управляет.
В чем разница?
День менеджера, как правило, разбит на множество мелких ячеек, и на каждую приходится заранее поставленная задача. Встречу сменяет звонок, звонок сменяется письмом, и так далее. Расписание менеджера может составлять его секретарь или помощник. Менеджеры много времени тратят на то, чтобы разобраться с чужими ошибками, и реагируют на события вокруг.
Но менеджерам не так важна возможность сосредоточиться — им прежде всего нужно умение быстро находить решение. За 3 минуты совещания менеджер может принести компании огромную прибыль или убыток.
У автора распорядок другой. Каждой задаче отведено много времени, чтобы уйти в нее с головой, иногда одному делу посвящен весь день. Разбить день на кусочки по несколько минут значило бы ничего не сделать.
«Автор» — очень широкая категория. Это могут быть писатели, художники, программисты, плотники, повары, молекулярные биологи, веб-дизайнеры — люди любой профессии с творческим элементом.
Несмотря на ценность междисциплинарных знаний, авторам часто не требуется иметь много навыков. Им необходимо хорошо уметь что-то одно, а остальным пусть занимаются менеджеры. Встречи затратны для авторов, поскольку отбирают время их непосредственного труда, и те либо избегают их вовсе, либо пытаются группировать и ставить на самое свое непродуктивное время.
Если обязанности пересекаются
Порой человеку нужно сочетать черты автора и менеджера. Примером такого сочетания может быть Илон Маск. В его графике есть место для менеджерских дел — управление рядом крупных компаний, — но около 80% его времени отдано проектированию и инженерии. Как это у него получается?
Судя по его интервью, Маск переключается между двумя режимами работы, заполняя день пятиминутными задачами в одни периоды и избегая звонков и переписки в другие.
Существенно, что люди, успешно соединяющие оба режима, достигают этого четким их разделением. Они выстраивают свою рабочую среду, оговаривая правила и границы со своим окружением. Они не занимаются час разработками, час заседаниями, потом снова разработками и так далее.
Почему важно создать свой распорядок
Есть две главные причины, по которым полезно различать графики менеджера и создателя — полезно для самого человека и тех, с кем он работает.
Во-первых, понять, какой тип рабочего режима нужен, важнее, чем беспокоиться о системах тайм-менеджмента и бытовых привычках. Если пытаться заниматься творческой работой в менеджерском режиме или менеджерскими задачами в режиме автора, будут проблемы.
Во-вторых, надо осознавать, по какому графику работают люди вокруг, чтобы помочь им достичь наилучших результатов.
Не стоит относиться с предубеждением ни к одному из этих типов, так как они взаимозависимы. От менеджеров не было бы толку без авторов, и наоборот. Но вот конфликт двух типов может создавать проблемы.
Например, от людей, работающих в другом режиме, авторам часто доводится слышать, что «это можно сделать в перерыве» — «этим» бывает заседание, звонок, кофе-брейк. Но перерыв и отвлекающие занятия — совсем не одно и то же. Выпить воды, размяться, выйти на свежий воздух — это все варианты перерыва; они восстанавливают силы и помогают создателям погрузиться обратно в работу.