«Никогда не стоял вопрос, как потратить два миллиона, всегда было интереснее, как их заработать». Чему могут научить обладатели главной деловой бизнес-награды.
Церемония вручения Десятой юбилейной премии «Человек года» состоится совсем скоро. В этом году многое поменялось: новые номинации, расширенный Экспертный совет, большие возможности для самовыдвижения. Так что сюрпризов будет много.
Одно останется неизменным: главного человека года традиционно выберет редакция «Делового квартала», и это будет тот, чьи заслуги несомненны, кого уважает и принимает прогрессивная общественность Екатеринбурга. Его имя мы узнаем 10 октября, а пока DK.RU предлагает вспомнить о тех, кто уже становился главным лауреатом премии.
Человек года: девять лет
2011 г. — Михаил Максимов, в то время занимал пост министра инвестиций и развития Свердловской области
2012 г. — Владислав Тетюхин, создатель медицинского центра восстановительных технологий в Нижнем Тагиле»
2013 г. — Игорь Ковпак, президент ГК «Кировский»
2014 г. — Валерий Ананьев, генеральный директор НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс»
2015 г. — Владимир Черкашин, председатель Уральского банка Сбербанка
2016 г. — Андрей Симановский, собственник торговой компании «Сима-Ленд»
2017 г. — Давид Гайдт, экс-гендиректор «Газпром трансгаз Екатеринбург»
2018 г. — Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании «Уральские авиалинии»
За годы, что прошли с момента награждения, с нашими героями происходило многое. Андрей Симановский, например, сделал шикарный ремонт в своей бывшей школе, расколов общество на две части: одни считали, что такое меценатство — это отлично, другим не понравился «золотой» стиль в интерьере.
Валерий Ананьев стал первым представителем уральских застройщиков, который вывел свою компанию на IPO — а впервые он задумался об этом аж в 2012 году.
Валерий Черкашин усилил свое влияние, возглавив объединенную структуру Уральского и Сибирского Сбербанка. А на ИННОПРОМе в этом году презентовал Экосистему, которая доказала, что Сбербанк — это больше, чем банк.
Случилась и трагедия. Этой весной ушел из жизни Владислав Тетюхин, основатель Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра, к сожалению, так и не дождавшись полного заслуженного признания своих заслуг перед регионом и страной.
Но самым знаменательным событием стало, пожалуй, «чудо на кукурузном поле» — уникальный случай спасения пассажиров пилотами «Уральских авиалиний». Сергей Скуратов, который рассказывал в интервью DK.RU о том, сколько денег тратит авиакомпания на подготовку летного состава, конечно, не предполагал, что вскоре обоснованность этих трат подтвердится таким образом, и лучше бы нам всем вообще не сталкиваться с подобными катастрофами, но люди живы и это — здорово.
DK.RU собрал правила жизни некоторых лауреатов премии «Человек года», чтобы поучиться у них мудрости, терпению и управленческому мастерству.
Сергей Скуратов, Человек года-2018
1| Мы родились на Урале и хотели бы работать только здесь, но конкуренция заставляет выстраивать бизнес федерального масштаба. Так что «Уральские авиалинии» — федеральная компания. Но она по-прежнему зарегистрирована в Екатеринбурге и платит здесь налоги: 3,16 млрд руб. во все бюджеты по итогам 2017 г. Любой другой перевозчик, который приходит в Свердловскую область, просто забирает доходы в Москву. А мы создаем на Урале мощную инфраструктуру и рабочие места. Оказываем спонсорскую помощь на сотни миллионов рублей екатеринбургским театрам, командам мастеров в разных видах спорта, детским клубам, инвалидам. Это сотни миллионов рублей. Поэтому «Уральские авиалинии» достойны уважения — и с этой точки зрения, и со многих других.
2| Многие говорят, что компетентность пилотов в стране падает. Я тоже с опаской об этом думаю и летаю не всеми авиакомпаниями. Нельзя выехать на лозунгах: «Повысим безопасность полетов!» Надо представлять, куда и сколько денег вложить, чтобы расшить узкие места. Мы свои узкие места знаем и, зарабатывая десятки миллиардов, большую часть этих денег вкладываем в авиакомпанию.
3| Высшие учебные заведения предлагают хорошую подготовку, но летать их выпускники не умеют. А мы — производственная структура, которой нужны пилоты, на 100% соответствующие всем требованиям. Поэтому наши инструкторы, летавшие еще на ИЛ-86, занимаются с ними по пять месяцев. Это сложный и дорогой процесс — подготовка одного летчика обходится компании в $60-70 тыс. Мы купили тренажерный центр — фантастическую машину, создающую почти идеальную иллюзию полета. Обучать по такой технологии значительно дешевле, чем на действующих машинах, как делали в прежние времена, нарезая бесконечные круги над Кольцово.
Давид Гайдт, Человек года-2017
1| Я — руководитель старой школы. Но вы никогда не услышите от меня, что молодежь ничего не умеет. Молодые лучше стариков уже потому, что впереди у них — целая вечность. Им не хочется ждать, когда начальник освободит насиженное место. Они пытаются доказать свою состоятельность, и что еще важнее, не боятся ответственности. Говорят: поручите — мы справимся. И допускают ошибки — много ошибок. Но это лучше, чем тихо дожидаться пенсии.
2| Две черты отличают хорошего руководителя. Первая — он умеет собрать вокруг себя людей и повести за собой. Вторая — он добивается процветания не лично для себя, а для компании, которую возглавляет. Иногда приходится выходить за рамки служебных полномочий — жизнь подкидывает ситуации, о которых в инструкциях ничего не говорится. Хуже, когда кресло директора занимает случайный человек, главная задача которого — не делать резких движений. Беда в том, что сегодня таких управленцев все больше, и это создает ощущение тотальной некомпетентности.
3| Преодолевать консерватизм подчиненных — тяжкий крест управленца. Всякий раз, когда вы затеваете что-то новое, находятся желающие объяснить, почему из этого ничего не выйдет. Свою точку зрения они подкрепляют аргументами, зачастую — вполне рациональными. Но истинная причина обычно в том, что ваши сотрудники не хотят выходить из зоны комфорта. Задача руководителя — убедить их: перемены неотвратимы. Чтобы ни у кого не осталось возможности уклониться от генеральной линии. Тогда люди возьмутся за общее дело как за свое. Если с первого захода не получится, можно объяснить дважды. В третий раз с вопросами никто уже не приходит.
Андрей Симановский, Человек года-2016
1| Мой девиз — «Любящий свое дело превращает его в искусство» — сложился сам собой. Потому что удача отворачивалась от меня, когда я занимался тем, что мне не нравится, то есть нелюбимым делом. И лишь когда я занимался тем, что мне по душе, у меня все получалось. Добиваться успеха мне помогало интуитивное понимание — надо любить свое дело и пытаться быть лучшим. После этого есть серьезные основания, что будут деньги (хотя это не главное).
2| Я никогда не боялся ставить запредельные цели, потому что понимал: если не получится, то и не страшно, — они же запредельные. Наверное, дело еще и в моей безбашенности, в нежелании принимать какие-либо системные рамки. Обычно людям, которые не видят рамок, ничего не удается достичь — их сносит волной равнодушия, трудностей, семейного быта и прочих факторов, которые всем известны. На мой взгляд, запредельные задачи невозможно выполнить без того, чтобы работа превратилась в твою жизнь, оставив на втором плане семью, личные желания, друзей и отдых. Существует глобальная разница между работой в общепринятом смысле и занятием любимым делом, неважно, ворочаешь ты миллиардами, печешь хлеб или ремонтируешь обувь.
3| У каждого предпринимателя наступает такой момент в жизни, когда он спрашивает себя: «Зачем я тащу этот воз? Не проще ли все бросить?» Ответа на этот вопрос нет. Единственный выход — гнать от себя этот вопрос и идти вперед. Иначе, на мой взгляд, человек попадает в ловушку, из которой не выберется, — поиск смысла жизни способен убить любой бизнес.
Владислав Тетюхин, Человек года-2012
1| У меня было несколько причин втянуться в проект по созданию центра Во-первых, это дань тем, с кем проработал всю жизнь, а на Урале я с 1956‑го года. Благодаря уральцам и салдинцам в частности была создана целая титановая отрасль. Еще одна причина: после окончания своей деятельности в качестве генерального директора и президента ВСМПО-АВИСМА появилось время развивать интересное для себя направление плюс полнее реализовать возможности титана. Третья причина — попытаться сделать такой центр, в котором будет не только сильная операционная база (это есть в стране), но и мощная реабилитационная составляющая, чего нет в российских ЛПУ.
2| Я мог внести в этот проект столько денег, сколько у меня было, но этого бы не хватило на такой масштабный центр, который задумывался. У нас был выход только в государственно-частном партнерстве.
3| Меня нельзя назвать человеком бизнеса. Я делаю все это не ради личного заработка. Мои потребности весьма скромны. Миллиардная яхта, личный «боинг» — маразм. Передо мной никогда не стоял вопрос, как потратить два миллиона, потому что всегда было интереснее, как их заработать, чтобы вложить в развитие сначала завода, а теперь центра. Так интереснее жить, хотя, признаюсь честно, постоянные трудности, которые продиктованы не рынком, а бюрократией, убивают интерес.
4| Любая трудность, которая зависит от тебя и твоего окружения, — одно дело, а сложность, которая от тебя не зависит, поэтому нет способа активного воздействия на нее, — это морально трудно. Капать, капать, капать — можно, мы это и делаем, но получается долго. Мы только пишем и пишем во все инстанции, которые могут содействовать, но пока — увы. Когда все затевалось, думал, что нас примут с распростертыми объятиями, но этого нет. Разочарование и ярость? Это непродуктивные чувства. Жалеть, что ввязался? Бесполезно. У меня — терпение, надежда, спортивная злость.
Владимир Черкашин. Человек года–2015
1| Репутация — значимый фактор в оценке бизнеса. Всегда можно отследить, не было ли у компании крупных ошибок в прошлом. И личные встречи не означают, что проект одобрен. Последние слова всегда: «Оставляйте заявку, будем смотреть». Никаких других сигналов быть не может.
2| Расти банку — полезно, потому что появляются совершенно новые задачи. Как, например, управлять коммуникационным центром на 400 человек? Это отдельная управленческая, коммуникационная и кадровая задача. Интересно находить системные решения, чтобы не застаиваться. А к масштабу мы привыкли.
3| Я с огромным интересом размышляю над тем, что будет завтра определять экономику в мире. В Америке сегодня 35 млн фрилансеров. Они производят услуг на $900 млрд. Это уже определяет структуру экономики. Мы будем ощущать это на себе? Наверно, с некоторым опозданием — да. Надо искать то будущее, в котором будет жить банк.
Валерий Ананьев, Человек года-2014
1| Люди вообще рождены, чтобы лазать по деревьям, охотиться на дичь, убегать от врагов — все время двигаться. Сейчас враги поменялись, дичь — тоже, но надо постоянно быть в тонусе. Производственная жизнь дает интерес.
2| Абсолютно все застройщики хотят одного — чтобы им не мешали. Постоянно выходят десятки поправок в закон, у нас не было такого, чтобы хотя бы месяц мы пожили спокойно и не пришлось бы изучать чего-нибудь нового. В нашей отрасли командуют юристы, а не профессионалы. И одни юристы никогда не могут понять других, не зря же говорят, что на двоих юристов приходится пять мнений. Это ужасно! Отрасли и так тяжело, экономика не растет, денег у людей становится все меньше, при этом стоят задачи по увеличению объемов строительства в стране. Как мы это все будем делать, если нам не то что не помогают, а мешают?!
3| Продуктивность работы человека не зависит от времени. Человек, работающий целыми днями, будет деградировать. Лучше бы он еще успевал отдыхать, спортом заниматься, книжки читать. К сожалению, это не всегда получается. Например, летом мы вынуждены просить наших бетонщиков работать по 12-16 часов. Но все-таки даже в разгар строительного сезона сутками у нас работают объекты, но не люди. Я и от себя этого не требую, и тем более от других.
4| Бизнес у нас, конечно, жесткий. А что, бывает нежесткий? Ничто не дается даром. Но вы попробуйте у самого богатого человека забрать его дело, самое тяжелое, и заставьте отдыхать. Я думаю, что он скоро начнет искать себе работу, иначе отдыхать будет неинтересно.
Михаил Ходоровский, Человек года–2010
1| Мне интересно участвовать в отладке механизма, который гармонизирует все отношения — менеджмента, акционеров, клиентов, партнеров. Любая система становится эффективной, когда в ней последовательно реализован принцип целостности. Если какой-либо из элементов работает самодостаточно, без взаимосвязи с остальными, то общая результативность будет ниже. А вот если все движется в одном согласованном потоке, то появляется дополнительный эффект — синергетический. Если поймешь суть этих процессов, ты совершенно не ощущаешь гнета заданности, не воспринимаешь это как голую механику. Когда ты видишь, как нечто, которое достаточно долго готовилось, формировалось, наполнялось ресурсами, на твоих глазах переходит в новое качество и наконец дает результат, это приносит удовлетворение. И это один из самых сильных для меня мотивов в ежедневной работе.
2| Я не верю в интуитивные озарения. Есть теория управления, наработанная практика — они доступны для всех. Не думаю, что существуют какие-то особые секреты, исключительно определяющие успех бизнеса. Уверяю, правила построения систем управления одинаковы для всех. Но каждый сам принимает решение, как ими пользоваться и пользоваться ли вообще. Всегда есть искушение сделать что-то по наитию. Наверное, это тоже правильно, но до определенного масштаба бизнеса. Как только этот порог перешагиваешь (в каждой сфере деятельности он свой) — начинается работа по-взрослому.
3| Корпоративное управление — не яркие бантики и не декорации. В Группе Синара инсталлирована система разделения компетенций по уровням управления, и мне это нравится. Это грамотный и цивилизованный подход. Я элемент системы, отвечаю за ее эффективную работу.
4| Не надо всем рассказывать о том, как и что делать. Нужно работать — спокойно, без шума, без пафоса, без громких заявлений, которые, скорее, ближе к предсказаниям оракулов.
5| Сложно разделить личную жизнь и работу. Я оцениваю себя по результатам, которых достигает компания. И не вижу здесь никакого парадокса.
***
Церемония вручения Десятой юбилейной деловой премии «Человек года» состоится 10 октября 2019 г. на сцене Уральского государственного Театра эстрады. Прямую трансляцию с мероприятия можно будет увидеть в YouTube канале «Четвертого канала».
Традиционно партнером премии выступает Ювелирный дом MOISEIKIN. Все лауреаты получат фирменные статуэтки «Человек года», выполненные мастерами этого известного ювелирного бренда. Для всех гостей премии Ювелирный дом подготовил набор уникальных предложений.
Генеральный партнер премии — компания «Сима-Ленд», генеральный информационный партнер — агентство URA.RU. Премия проводится при поддержке Правительства Свердловской области и Администрации Екатеринбурга.
Премия «Человек года» учреждена изданием «Деловой квартал» в 2010 г. За девять лет статуэткой отмечены более 100 человек — предприниматели, политики, деятели культуры.
Добавим, в прошлом году у премии «Человек года» появился обновленный сайт. Здесь — вся оперативная информация о подготовке церемонии, а также полный архив за все годы существования премии. Добавьте в закладки!
Использованы фрагменты интервью «Деловому кварталу» разных лет. Фото: Игорь Черепанов