Предприниматели Урала раскрыли секреты успеха своих проектов. Истории от Яна Кожана и Михаила Свердлова, чьи бизнесы вытекают из стиля жизни, и Артура Зиганшина, всегда держащего слово — на DK.RU.
Известные екатеринбургские бизнесмены рассказали о том, как они создают бизнесы, и что помогает им делать свои начинания успешными — пятеро участников проекта Business Episode, организованного «Деловой Россией» для продвижения предпринимательства и создания на Урале качественного бизнес-пространства, были предельно откровенны.
Читайте на DK.RU: Истории о способах делать бизнес от «командного игрока» Андрея Овешкова и «единоличника» Ивана Шкири
DK.RU публикует очередные истории бизнесменов, которые практикуют разные стили работы, но все добиваются впечатляющих результатов.
После примерно года такой практики я поделился со своим другом Андреем Фроловым мыслью, что наверняка есть масса таких же людей — которые хотят трудиться в необычном месте, чтобы не сидеть целый день за рабочим столом, на котором стоит кружка, а под ним — ботинки. Мы идею обсудили и открыли коворкинг. Поначалу рассчитывали, что проект будет востребован у фрилансеров, но арендаторами оказались бизнесмены — у нас может сидеть директор большой компании просто потому, что ему нравится обсуждать возникающие у него идеи в неформальной обстановке с близкими по духу людьми.
То есть нашу потребность восприняли другие люди, и этот бизнес вырос из стиля жизни.
Так же вышло и со следующим проектом. Дело было так: наш коворкинг очень понравился крупному финансовому институту. Поступило предложение сделать интересное пространство, куда банк будет интегрирован (никто ведь не любит ходить в финорганизации) — такой дом для бизнеса. Мы стали ездить по странам, смотреть, как подобные проекты реализуются в мире. Уже выработали концепцию, но по определенным причинам от проекта пришлось отказаться. Однако во время поездок мы столкнулись в том числе с изучением общепита, и эта тема нас зацепила. К тому же у многих наверняка есть мечта о собственном заведении, чтобы можно было небрежно бросить в разговоре: «А приходи ко мне в бар». И мы решили открыть общепит. Тогда в тренде было мясо, мы подумали, что распыляться не стоит, а нужно сконцентрироваться на одном продукте, и открыли первый на Урале бургер-бар. Он неплохо взлетел, за год мы запустили два заведения.
На этом наши потребности не закончились. Я, например, очень люблю отдыхать на природе, мне нравится съездить в ресторан за город, а таких — раз, два, три и обчелся.
Мы проанализировали потребность и решили: почему бы не сделать качественный загородный проект для отдыха. Так сложились карты, что это получился пляж — мы учли разные обстоятельства, в том числе и то, что власти закрыли для россиян Египет и Турцию. Проект снова выстрелил — люди разделили с нами наши же желания.
Так получается, что бизнесы вырастают у меня из стиля жизни. Это помогает мне осознавать потребности целевой аудитории, а проектам — становиться успешными.
Михаил Свердлов, основатель проектов Afisher.info, Pomnim.pro:
— Я всегда делаю то, что мне интересно, а главное, в чем я могу приносить пользу людям. Жизнь дается один раз, и всех денег не заработаешь. Я не могу никого учить, а просто расскажу свою историю и принципы ведения бизнеса, каждый уже сделает выводы, если сочтет необходимым.
Есть такое клише — «серийный предприниматель». Я же, скорее, «серийный монетизатор хобби». Первый свой бизнес, если это можно так назвать, я начал лет в семь: продал коллекцию «Киндер-сюрпризов», купил конструкторы Lego, потом продал их, потом затем месте с дедушкой ходил в магазин работать: он — административным директором, а я помогал на кассе (в свои неполные 8 лет). Потом пришлось немного поучиться в школе, а в 11 или 12 я продал свою коллекцию Lego и купил привод, который умел записывать диски — DVD и CD. В то время компьютеры то не у всех были, а я как сейчас помню, купил NEC за $116 и занялся «пиратством»: у меня была самая большая коллекция дисков в городе. Мне было интересно все — и смотреть фильмы, и коллекционировать, и продавать. Ну, чем не мечта, когда все в гармонии!
После завершения предыдущего начинания мы с друзьями организовывали детские мероприятия, тематические летние лагеря, потом начался проект Pomnim.pro, я уехал в Вену, получил там бизнес-образование и вернулся в Екатеринбург, где мне предложили заняться афишей на небольшом городском портале.
Собственно про это, я сегодня и хотел рассказать, а также про то, что предприниматель должен обладать тремя основными качествами: curiosity, энергия, смелость, ну и еще про один, который для меня — самый главный двигатель прогресса. Про лень.
В общем, я довольно быстро отстроил бизнес-процесс, наладил взаимодействие с поставщиками контента. Мне нравилось: времени я тратил на работу немного, получал больше, чем девочки в редакции, да еще и сидел дома — вообще сказка. Правда, потом мы с тем порталом попрощались — в редакции решили, что им самим по силам делать афишу, и качественнее чем я. Немного расстроившись, я пошел к главе портала 66.ru Евгению Островскому, сказал, что афиша у них может быть лучше, предложил свои услуги. И стал делать афишу для 66.ru.
В какой-то момент мне стало скучно: все бизнес-процессы опять отстроены, и я нанял девочку, которая удаленно делала работу вместо меня. А еще попутно понял, что можно масштабировать модель на всю Россию. Разослал предложения на все крупные городские порталы страны, но никто не ответил. Я отправил еще несколько писем и получил отклик из Ростова — мне отдали афишу на аутсорсинг. Ростов и Екатеринбург хорошо, но почему бы не целиться выше? И написал в Яндекс — мол, у вас есть афиши для 60 городов и вы на нее тратите очень много времени и сил, вам ее надо срочно оптимизировать. Мне пришел ответ, что у них как раз есть потребность вынести заполнение событий во вне, так как это не их профильный актив.
Итог: сейчас у меня штат девочек на аутсорсе, которые делают афиши, а я иногда вечерами проверяю качество их работы. С ноября нашими услугами пользуется портал E1, а с января крупнейшая сеть городских порталов (холдинг Hearst Shkulev Media) уходит к нам по всем афишам во всех городах присутствия.
Почему это произошло: я считаю, что предприниматель должен быть ленивым. Тогда его бизнес будет работать как часы.
Если бы я какой-то момент не понял, что мне не охота делать афишу самому, я бы никогда не предложил кому-то заниматься этим за меня. Если бы я не был ленивым, то не оптимизировал бы бизнес-процесс таким образом, чтобы его можно было масштабировать проект, а сейчас чтобы нам подключить любой новый город требуется два клика и полдня на наполнение контентом. Лень заставляет меня делать самоорганизующиеся команды, которые не требуют моего постоянного участия. Лень подвигает меня выстроить системы мониторинга так, чтобы мне требовалось пять минут в день на понимание текущей ситуации и ее корректировки.
Еще важна дерзость. Я сторонник мнения «не бывает дурацких вопросов, бывают дурацкие ответы». Если бы я не написал в Яндекс, не было бы этого бизнеса. Если бы не осмелился сделать предложение Hearst Shkulev Media, не получилось бы никакого контракта. За спрос денег не берут — одна из моих любимых фраз, после «вопросов под дурачка». Нужно не бояться быть маленьким и гордым — я самый простой человек из Екатеринбурга, без каких бы то ни было больших знакомств и связей.
Так что изменяйтесь, дерзайте, не бойтесь. Бизнесмен ведь как серийный убийца — на какой-то раз становится уже не страшно (наверное).
Так что серийно убивайте в себе нытье и зависть, не веру в себя, все у вас получится. Главное начать делать этот мир лучше, и он ответит вам взаимностью.
Артур Зиганшин, собственник мебельной компании ART Mobili:
Все крупные проекты (а мы комплектовали здания «Газпрома», все офисы «Ростелекома» в УрФО, Театр Эстрады и т. д.) я получил потому, что всегда держал свое слово. Со времен российского купечества все сделки заключались просто путем договоренностей, предоставлением честного слова. Сейчас это, конечно, все больше уходит в прошлое, но мой основной ключ к успеху — отвечать за слова.
Также мне всегда помогало умение находить общий язык с людьми в погонах — в проектной деятельности мы часто заходили на крупные предприятия и сталкивались со службами безопасности, а работают там, в основном, отставники — экс-военные или бывшие сотрудники спецслужб. Мне, сыну полковника в отставке, с ними всегда было легко.
Первым крупным партнером, кстати, который в меня поверил, был отставной генерал ФСБ — мы тогда влезали в проект, который, честно говоря, был нам не по силам, а офицер мне сказал: «Ты же сын военного! Держи слово!».
И дал нам шанс, которым мы смогли воспользоваться.
Правда, при таком подходе к работе был и минус: получалось, что все партнеры, с которыми я взаимодействовал, вели себя по отношению ко мне по-отцовски: наставничали, помогали. Все они были старше и опытнее меня. Но однажды произошел перелом: на одном крупном проекте я столкнулся с заместителем генерального директора огромной корпорации, который оказался моим ровесником. И при этом пытался на меня давить, орал, был агрессивен. В моем сознании произошел щелчок, и я жестко поставил человека на место. Он понял, что разговаривает с равным, хоть и занимает столь высокую должность. С тех пор мы приятельствуем,
а я сильно повзрослел в бизнесе и открыл для себя новый способ работы: быть со всеми на равных, копить знакомства и друзей. Потому что любая дружба может вырасти в новый бизнес.
Но самый главный мой принцип: сдаваться — всегда слишком рано. Потому что никогда не знаешь, какой проект можешь получить, какой тендер выиграешь. Мебельный бизнес — очень рискованный, банки нас не кредитуют, даже если мы работаем с госкорпорациями. И, тем не менее, я не сдаюсь, потому что удача может подстерегать буквально за углом.
Текст написан на основе выступлений в рамках проекта Business Episode