Меню

«Стоило ли нам уходить от КПСС? Китай прекрасно построил рыночную экономику при компартии»

Иллюстрация: pixabay.com

«В Китае причудливо сочетается «компартия» и «рынок». Джек Ма — миллиардер, член КПК с партбилетом. Им удалось победить нищету и бедность, а миллиардеров там больше, чем в России».

Сергей Васильев, «Русские фонды», в своем Facebook сравнивает экономики России и Китая и делает инетресные выводы:

— В чем главное отличие «китайского» пути реформ от нашего, российского?

Если убрать детали, то основное и единственное отличие — в сохранении роли коммунистической партии как главенствующей силы в стране. Китай остался однопартийной системой, а мы отменили пункт своей Конституции о главенстве КПСС, с этого и начался развал советской системы и «шоковая» терапия перехода к рынку.

Китай же пошел иным путем. Именно сохранение однопартийной системы и позволило Китаю удержать в единых руках всю государственную машину, сконцентрировать ресурсы страны в одних руках и далее планомерно и последовательно вводить механизмы рыночного регулирования в стране.

Сегодня в Китае есть все, что присуще рыночной экономике. Есть современные биржи и огромный фондовый рынок с миллионами частных инвесторов, большими институциональными фондами и международными игроками. Есть свободный рынок недвижимости, большой и живой рынок со средним и малым бизнесом. Есть громадные госинвестиции в инфраструктуру: аэропорты, дороги, скоростной ж/д транспорт и большой объем частных инвестиций как с внутреннего рынка, так и из-за рубежа.

Читайте также: «Россия — корпорация с менеджером-собственником. Бюджет в профиците, люди в бедности»

Им удалось за последние 30 лет в основном победить нищету и бедность, при этом у них есть и свои богачи. По количеству миллионеров и миллиардеров Китай превосходит Россию.

В общем, по своим рыночным атрибутам Китай ничем не отличается сегодня от нас. Более того, им удалось реализовать многое из нами задуманного, гораздо эффективнее и в более крупном масштабе.

При этом мы шли к своему «рынку» через расформирование партийной системы, думая, что это нам поможет. А они шли к нему под руководством коммунистической партии. И по факту оказалось, что опора на однопартийную систему, причем коммунистическую, совсем не отрицала сам переход к рынку.

Наоборот. Такая парадигма позволила на протяжении десятилетий проводить масштабные государственные инвестиции в инфраструктуру и борьбу с бедностью. И одновременно  позволяла создавать суперсовременные компании и новый класс богачей.

Там причудливо сочетается «компартия» и «рынок». Джек Ма — миллиардер, основатель и глава компании «Алибаба» — член КПК, с партбилетом. Так стоило ли нам самим уходить от однопартийной системы? Если мы все равно идем к одному и тому же результату? У Китая это получается быстрее и гораздо эффективнее.