Термин «стоимость компании» сегодня едва ли не самый модный в бизнес-сообществе. Этой фразой щеголяют многие, употребляя ее не всегда к месту. Но, как показывает жизнь, дальше слов дело не продвига
Термин «стоимость компании» сегодня едва ли не самый модный в бизнес-сообществе. Этой фразой щеголяют многие, употребляя ее не всегда к месту. Но, как показывает жизнь, дальше слов дело не продвигается. И вместо результата мы имеем красивую историю о том, почему результата нет. Кто виноват? Что делать? С чего начать? Начните с внимательного изучения, штудирования книги «Стоимость компаний: оценка и управление». Последнее слово в названии – принципиально.
Авторы книги, Т. Коупленд, Т. Коллер и Дж. Муррин, специалисты по корпоративным финансам, партнеры американской компании McKinsey & Company, Inc. – одного из мировых лидеров управленческого консалтинга, ее клиенты – крупнейшие фирмы мира. В США книга вышла в 1994 г., а в России – в 1998 г., когда мы переживали трудные времена: девальвация, дефолт, неплатежи, коллапс банковской системы. Причины возникновения кризиса уже не раз исследовались и озвучивались. Но об истинной, глубинной причине сказано было очень мало. А она в том, что в российской экономике отсутствовал механизм создания стоимости. Лишь малая толика компаний создавала стоимость, причем не секундную, не эпизодическую, а долгосрочную, устойчивую к внешним воздействиям, стоимость с временным горизонтом не один день, а два года, три, пять лет.
Представленная книга не о методике оценки вашего бизнеса, хотя этому тоже посвящена одна из глав. Книга об управлении компанией на основе стоимости. Не часто встретишь стройную идею или законченную стратегию развития фирмы. Эта книга для управляющих – бизнесом, ресурсами, подразделениями, людьми. Принципы, сформулированные в ней, универсальны. Не важно, каким бизнесом вы занимаетесь, – важно, какими принципами вы при этом руководствуетесь.
Попробуйте начать использовать предлагаемые авторами принципы уже завтра, независимо от того, кем вы являетесь в своей фирме – владельцем, управляющим, начальником подразделения либо рядовым сотрудником. И через некоторое время вы заметите, что нерешенных вопросов, которые отнимали у вас много времени, сил, нервов, к которым вы возвращались с загадочным постоянством, остается все меньше и меньше. Все больше времени вы сможете уделять развитию бизнеса и его стоимости.
В неудачах компании виноваты вы и только вы. От вас зависит успех вашего подразделения, вашего департамента, вашей фирмы, вашего дела. Осознать это поможет книга американских авторов. Она для всех, от кого зависит развитие бизнеса, – менеджеров предприятий, специалистов по корпоративным финансам, инвесторов, управляющих инвестиционными портфелями, специалистов по ценным бумагам – для тех, кому ясно, что стоимостная оценка есть ключевой элемент любой полноценной бизнес-стратегии и она не должна оставаться исключительно обязанностью специалистов по финансам. Книга также и для тех, кто готов это понять, прочитав ее. В какой бы сфере вы не работали, книга принесет вам пользу. Несомненно.
Если вы в вечном цейтноте и экономите время на чтении, то вам наверняка захочется спросить: что я получу от прочтения книги?. Скажу просто: вы получите ответы на вопросы, которые нередко задаете сами себе: Насколько успешен мой бизнес? Стоит ли браться за новый проект? Всегда ли рост – производства, продаж, прибыли – означает процветание в долгосрочной перспективе?
Приведу лишь несколько цитат, которые, будучи формально общеизвестными, в книге раскрываются в нетрадиционном ключе:
«Превращение в менеджера, ориентированного на стоимость, – это не какой-то таинственный процесс, доступный лишь избранным. Вместе с тем это требует совершенно иного мышления, отличного от того, какое присуще нынче большинству менеджеров».
«Не всем заинтересованным сторонам нужна полная информация, чтобы принимать выгодные для себя решения».
«Рост прибыли – плохой показатель создания стоимости».
«Иногда экономически целесообразнее продолжать пользоваться старыми активами, даже несмотря на то, что они не создают достаточно прибыли, чтобы оправдать их замену».
Фокус в том, что при всей «знакомости» вышеприведенных формулировок, на самом деле вы с ними не знакомы. Все не так однозначно и понятно, как мы хотим себе представить. Мы просто боимся впустить новые знания в уже аккуратно оформленные установки и стереотипы, которые когда-то были знаниями, а теперь стали рутиной, требующей переоценки.
Все процитированные фразы – в действительности маячки, помогающие вам в процессе чтения книги контролировать свое собственное профессиональное мировоззрение и переход (пока только в сознании) от неэффективных алгоритмов к современным, гибким программам. Ведь, научившись оценивать стоимость бизнеса, вы сможете ею (стоимостью) УПРАВЛЯТЬ. То есть осознанно увеличивать. Со всеми вытекающими преимуществами.
А в заключение пожелание: пусть стоимость вашего бизнеса растет!
Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Муррин.
Стоимость компаний: оценка и управление. – ЗАО «Олимп – Бизнес». М, 1999.