«Заниматься клонированием — это нормальный бизнес. Мы не играем в игру «чья идея круче». Важно, чья идея воплотится и будет жить завтра». Колонка Романа Чигирёва («Студия Михаила Кечинова»).
Роман Чигирёв, PR-менеджер компании-разработчика «Студия Михаила Кечинова»:
— Постоянно приходится слышать критику в адрес отечественных стартапов. Про то, что наши не видят бизнеса, а только цепляются за идею, что руководители без управленческого опыта, высокий процент провалов и пивотов, которые потом всё равно ведут к провалам.
И, конечно, ещё одна больная тема, которую не устают обсуждать, — это клонирование западных проектов. А плохо ли копирование в принципе? Что вынуждает так себя вести наших стартаперов? Попробуем разобраться.
Проблемы у всех одни и те же
Сама природа стартапа такова, что чаще всего у истоков стоит молодой, амбициозный и мало что понимающий в бизнесе руководитель. Стартапы — это риск и смелость на него пойти. Представляете себе бывшего финдиректора, который всю жизнь минимизировал риски и вдруг встал у руля инновационного бизнеса? Тест на воображение, не меньше.
А раз управляет неопытный руководитель — значит, будут одинаковые проблемы. Мы делали обзор самых громких западных стартапов, которые закрылись в этом году. Думаете, там были другие причины провалов?
- Не было управленческого опыта.
- Не было опыта работы в технологическом проекте.
- Не смогли собрать, удержать или масштабировать команду.
- Не выдержали конкуренции, так как изначально не учли давление этого фактора.
- Была идея, не было бизнес-идеи.
- Проигнорировали законодательство и напоролись на грабли.
Только западным технологическим предпринимателям приходится сложнее: у них нет показательного примера, они первопроходцы. А учитывая, что любые технические новинки и модные тренды до нас доходят с задержкой — у наших стартаперов появляется время для маневра. Подсмотреть, «как у них», попробовать воспроизвести, адаптировать.
А вообще, насколько правильно делать копикэты (иначе говоря, клоны западных проектов)?
Произвести или воспроизвести
В стартап-среде два лагеря: те, кто ратует за оригинальности идеи, и те, кто не против инвестировать в удачный клон. Но риски есть везде.
Типичные проблемы проектов с оригинальной идеей
- Идея без бизнес-модели. Разработать концепцию проекта, которая бы нашла своих пользователей и клиентов — это уже титанический труд и большая удача одновременно. Поэтому обычно с концепции и начинают. Стартаперов можно понять: смысл просчитывать бизнес-составляющую на старте, если пока в принципе не понятно, «выстрелит» проект или нет.
- Идея может провалиться. Ни одна фокус-группа или сверхразвитая интуиция не могут гарантировать, что проект пройдет испытание рынком. Тот же Secret казался очень интригующим, свежим и перспективным — но не оправдал ожиданий основателя и закрылся.
- Идея может опередить время. Например, до Instagram был Hipstamatic, про который сегодня мало кто знает, хотя проект тоже жив. Apple в девяностые выпускала КПК Newton (фактически, iPad своего времени), которые тогда оказались никому не нужны. Камера Lytro с революционной идеей изменения фокуса на уже сделанном снимке сейчас испытывает затруднения с финансированием.
Эти и другие основные риски проекта с оригинальной идеей компенсируются копикэт-практикой. Но и тут, естественно, не всё гладко.
Типичные проблемы проектов-клонов
Когда у нас воспроизводят западный популярный проект, то воспроизводят не просто концептуальную часть, но и бизнес-модель. С одной стороны, хорошо: меньше рисков. Но идти по проторенной дорожке — совсем не гарантия успеха.
- Не факт, что модель сработает на нашей почве. Менталитет, уровень дохода, культура, законодательство — не полный список, о который легко можно споткнуться. Например, у «Яндекса» была попытка воспроизвести LinkedIn. Итог — «МойКруг» недавно продали «Тематическим медиа», и что-то подсказывает, что дела у проекта шли не слишком хорошо (компания объединила проект со своим Brainstorage).
- Проект может испытать давление оригинала. Стоит вспомнить показательные истории про то, как Instagram устроил охоту на клонов в App Store. Показателен даже такой мелкий прецедент, как вытеснение известного VC.ru (бывшего «Цукерберг позвонит») с домена facebookru.com сами-понимаете-кем.
- Есть шанс оказаться на одном рынке с оригиналом. Довольно очевидная истина, но ей тоже пренебрегают. Сколько было попыток клонировать Twitter? На домене «Футубры», «русского Твиттера», теперь висит обращение к бывшим пользователям «здесь жила Футубра». Вот еще расстрельный список клонов, можете самостоятельно выяснить, какой процент дожил до сегодняшнего дня.
- Можно скопировать концепцию и бизнес-модель, но не стратегию и команду. Оригинал знает, как он будет развиваться через пять лет, и знает, как масштабировать проект. Клон занят «текучкой» и за ней не видит ничего. Эксперты рынка сходятся в том, что в технологических стартапах решают команды, а не крутые идеи (заметьте, это людей «продают» в Google после закрытия проекта).
Игорь Рябенький, управляющий партнер Altair Capital Management в интервью SeoPult:
— Почему, допустим, мы перестали бояться, когда копируют наши проекты? Они могут скопировать проект, они не могут скопировать команду, они не понимают, что у команды будет через шаг, через два, через пять. Наши хорошие проекты имеют план на три-пять лет, не то что план — видение. Скопировав их веб-сайты и попробовав попастись на той же поляне, невозможно это сработать, и если ты, человек, думаешь: «Вот, успешный проект, я сейчас заработаю по легкой денег, потому что его скопирую», — как правило, это обречено.
Кроме того, что у оригинальных и клонированных стартапов есть общие проблемы, касающиеся российских реалий.
Общие проблемы экосистемы
- Нет ангельского движения. На Западе более 90% посевных инвестиций приходит от ангелов. У нас источники — в основном фонды.
- Недостаточно развитая ивент-среда. Для США в порядке вещей, что живя в любом более-менее крупном городе, можно составить себе плотную программу конференций к посещению на неделю. Каждый день ходить на курсы, семинары, конференции по бизнесу и технологиям. Причем можно легко найти кучу ивентов по какой-нибудь специальной тематике, вроде разработки технической части стартапа на Ruby on Rails. Об этом пишут, как о норме. У нас ИТ-событий в принципе не так много — недавно делали подборку мероприятий для стартапов до конца года.
- Недостаточно развитое менторское движение. Что лучше, инвестиции в $50 000 или менторский совет от человека, проект которого зарабатывает по $50 000 в день? Как говорил один чикагский ментор 30-х годов: «с добрым словом и кольтом можно добиться гораздо большего, чем просто с добрым словом». Обе части ценны и лучше всего работают в паре. Во многом поэтому мы при работе над стартапами много ресурсов выделяем на аналитику. Нет смысла жечь деньги заказчика и свое время ради проекта, о котором никто не вспомнит через год.
Но, несмотря на проблемы, в России всё же есть успешный опыт ИТ-стартапов. Хотя эти проекты начинались десять и более лет назад и сегодня о них знает каждый.
- «ВКонтакте» и «Одноклассники» как клон Facebook.
- Mail.Ru как клон HotMail.
- RuTube как клон Youtube.
- Ozon как клон Amazon.
- Darberry как клон Groupon (ныне им куплен).
Есть проекты помельче, вроде русского Pinterest под названием Pinme, русский Square, гаджет для превращения смартфона в платежный терминал, под названием 2can и так далее. Они пока не особо известны, как и, собственно, их прототипы в нашей стране.
Довольно большой список клонов делали в Cossa.
Как стать бизнесом
Анализируя истории успехов и поражений российских клонов, можно вывести несколько универсальных советов, которые помогут стартапу стать бизнесом.
- Эволюционировать «в сторону». Понятно, что создание копикэта — это не просто нажать Сtrl+C, Сtrl+V — и готово. Это такой же труд, в первую очередь, труд менеджерский. И так как мы не можем копировать оригинал во всем (не знаем стратегии, часть функций неактуальна для российских пользователей и так далее) — нужно вырабатывать свой путь. Тот же «ВКонтакте» изначально было как две капли похож на Facebook, но взгляните на эти две соцсети сейчас. Много сходств? Куда подевались шуточки про «Цукерберг анонсировал новую фичу на f8, Павел Дуров готовит очередное обновление “ВКонтакте"»?
- Стать заметным и продаться оригиналу. Так произошло с Darberry, стартапом Елены Масоловой, который в итоге был куплен Groupon и стал его подразделением — Groupon.ru. Вообще крупные компании любят поглощать стартапы, которые угрожают увести часть их аудитории. Причем после покупки вас могут как присоединить к компании, так и просто закрыть.
- Копировать ещё не окрепший бизнес. Пытаться сделать аналог Pinterest сегодня — это тщетное занятие. Во-первых, рынок контролируется, во-вторых, таких клонов наплодили уже достаточно. Даже если не говорить о востребованности среди пользователей — инвесторов такой проект вряд ли впечатлит. Поэтому, например, русский клон Square выглядит перспективным — так как он «цепляется» за ещё не набравший скорость поезд и имеет шансы «разгонаться» вместе с оригиналом.
- Не идти за толпой. Совет, вытекающий из предыдущего. Когда Flappy Bird, по слухам, стал зарабатывать свои миллионы, App Store заполонили подражатели. Справедливо, что ни одному не удалось повторить судьбу оригинала. «Мыльный пузырь» рано или поздно лопнет, поэтому лучше не участвовать в его раздувании (как сейчас происходит со всеми этими технологиями фитнес-трекинга). К слову, порой успех стартапов-клонов подогревается владельцами оригинальных проектов.
Марина Трещова, руководитель Fast Lane Ventures в интервью Forbes:
— Мы запускаем продукт, основываясь на проверенных моделях, которые доказали свою успешность, но естественно, что в ближайшие 6-12 месяцев бизнесы адаптируются к российскому рынку. Это не является копией, но, естественно, мы перенимаем те инструменты, которые могут эффективно работать, поэтому, заходя на сайт, вы можете найти какие-то элементы, в большей или меньшей степени близкие к проверенному бизнесу. А основной процесс execution и развития бизнеса на рынке является полностью уникальным, основанным на особенностях локального рынка.
Блог TMT Investments PLC:
— Другая интересная сторона этих «сделок» в том, что иногда стартапы с одной и той же технологией или даже с идентичным программным кодом проходят цикл из трёх притворных «сделок», как это было с DepositPhotos (100% израильской компании fotki.com). Большая часть компаний ТМТ ранее были проданы РБК, а затем выкуплены назад ассоциированными с ТМТ девелоперами и бизнесменами только затем, чтобы ТМТ купил их уже по раздутым ценам. Но и на этом схема не останавливается: пока активы находятся в собственности ТМТ, их «справедливая рыночная цена» подвергается переоценке и собственные компании ТМТ вдруг вырастают в цене: в 2013 году их стоимость увеличилась на $5 млн, согласно годовому отчету ТМТ за 2013 год.
А вообще, клонировать не запретишь. В Азии это уже своего рода национальная традиция — там живут и здравствуют стартапы-клоны Tinder, Uber, Spotify и других. Про китайские автомобили вообще молчим. Загадочная восточная душа, одним словом.
Заключение
Заниматься клонированием — это нормальный бизнес. Помните, что мы не играем в игру «чья идея круче». Важно, чья идея воплотится и будет жить завтра. Наравне с отличными оригинальными нашими проектами вроде Zingaya или Zeptolab разрабатываются и существуют клоны западных стартапов. И это нормально. Важно не ошибиться с развитием.
Источник: Дарья Хохлова / портал VC.ru