Саммит ОПЕК в Вене завершился вполне ожидаемо: договоренности о «потолке» добычи нефти страны не достигли. При этом новым генсеком картеля стал представитель Нигерии.
По итогам Конференции стран — участниц ОПЕК картель не смог согласовать ни сокращение добычи, ни даже ее заморозку. Эксперты ожидали, что все будет именно так: в мае только один из 27 аналитиков, опрошенных Bloomberg, прогнозировал достижение консенсуса по этому вопросу. Отсутствие консенсуса позволяет ОПЕК продолжить добывать нефть без ограничений, хотя группа регулярно игнорирует свои же ориентиры: за последние 15 лет фактический уровень добычи лишь дважды оказывался ниже целевого показателя — оба в 2014 году. На рынке на новости тут же отреагировали – котировки упали, пишет РБК.
Кто помешал договориться
Участники переговоров рассказали изданию, что перед началом заседания Саудовская Аравия, неформальный лидер ОПЕК, обсуждала возврат к целевому ориентиру добычи, от которого группа отказалась в декабре 2015 года. Но эту инициативу так и не оформили в официальное предложение. Эксперты Bloomberg высказали мнение, что смягчение позиции Эр-Рияда объясняется желанием Халида Аль-Фатиха, назначенного новым министром нефти Саудовской Аравии, начать свою работу с успешного саммита организации, которую некоторые аналитики уже похоронили.
Главный нефтяной аналитик консалтинговой фирмы Energy Aspects Амрита Сен заявляет, что группа обсуждала установление потолка суммарной добычи на уровне 32 млн барр. в сутки, это равно добыче в апреле этого года.
План ограничения при этом не считает привлекательным министр нефти Ирана:
«Я не согласен с установлением общего потолка для ОПЕК», — заявил Биджан Намдар Зангане.
Чиновник заявил, что организации стоит вернуться к системе индивидуальных страновых квот, которую было бы сложно согласовать в рамках сегодняшней встречи. О сокращении добычи он ничего не сказал. Без введения страновых квот у членов группы не будет мотивации корректировать свою добычу, пишет The New York Times:
«Без системы квот нет возможности оценить вклад каждой из стран в совокупную добычу, — приводит издание слова главы исследовательской фирмы Petroleum Policy Intelligence Билла Фаррена-Прайса. — Это абсолютно бессмысленно».
Напомним, на апрельском саммите ОПЕК именно позиция Ирана провалила планы по заморозке добычи – страна просто отказалась брать на себя такие обязательства. При этом ранее Саудовская Аравия и ее союзники, в том числе Арабские Эмираты, заявляли, что участие Ирана — неотъемлемое условие любого соглашения.
Иран же после недавнего снятия с него международных санкций, отказывается брать на себя обязательство по ограничению добычи, прежде чем страна не вернется к досанкционному уровню экспорта. Этого уровня страна достигла в апреле — 3,56 млн барр. в сутки, по данным Мирового энергетического агентства (МЭА). Экспорт нефти за отчетный месяц приблизился к досанкционному уровню, увеличившись более чем на 40%, или 600 тыс. барр., до 2 млн барр. в сутки.
Новое руководство
Главный итог прошедшего саммита – решение кадрового вопроса. Дело в том, что ливиец Абдалла аль-Бадри должен был покинуть пост генсека ОПЕК еще в 2012 году (по истечении 6-летнего максимально разрешенного срока пребывания в должности). Однако решить, кто возглавит картель, страны, в него входящие, тогда не сумели, решение вопроса отложили.
На этот раз смена генсека удалась, главой ОПЕК стал бывший руководитель Нигерийской национальной нефтяной корпорации (NPEC) Мухаммед Баркиндо. Он опытный управленец в нефтяной сфере: в 2006 году он уже возглавлял картель, а также был представителем Нигерии в ОПЕК более 15 лет.
Нигерия выступает в данный момент за заморозку добычи, но приход Баркиндо на пост генсека не означает, что такое решение примут в скором времени. Дело в том, что генсек ОПЕК не определяет политику картеля, он скорее необходим для разрешения внутренних споров в организации.
Назначение Баркиндо прокомментировал глава консалтинговой компании Alfa Energy Джон Холл: «(он – ред.) знает, как работает ОПЕК, знаком со многими делегатами», на посту генсека он «сможет обеспечить мягкий выход из тупика», в который организация попала из-за разногласий между государствами-членами (прежде всего Ираном и Саудовской Аравией).
Эксперт, источник Reuters, заявил, что Баркиндо – компромиссная фигура, которая устраивает все страны ОПЕК.
Падение рынка после новостей
Мало кто всерьез ждал решения о заморозке уровня добычи нефти, но после новости о недостигнутой договоренности рынки отреагировали падением. Нефтяные фьючерсы марки Brent на бирже ICE Futures с максимума $50,30 за баррель опускались до $48,64, нефть WTI на бирже NYMEX дешевела с $49,47 до $47,97 за баррель.
«Никаких действий, никаких неожиданностей не произошло, — говорит глава исследовательского подразделения нефтяного рынка Societe General SA Майкл Виттнер об итогах саммита. - Было интересно увидеть, что Саудовская Аравия готова обсуждать установление общего потолка добычи, однако Иран от своей позиции не отошел, и в итоге ничего не вышло».
Сразу после падения цен на нефть упал и рубль. Как заявил агентству Bloomberg главный экономист Danske Bank Владимир Миклашевский, решение ОПЕК «ожидаемо ударило по российской валюте». Эксперт считает, что в краткосрочной перспективе «рубль входит в зону повышенной турбулентности на фоне усиливающихся внешних рисков».