Все страховые компании 1 марта 2009 г. должны перейти на прямое урегулирование убытков по договору ОСАГО. По новому положению Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответствен
Все страховые компании 1 марта 2009 г. должны перейти на прямое урегулирование убытков по договору ОСАГО. По новому положению Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в случае ДТП автовладельцы смогут обращаться за выплатой в ту компанию, в которой они застрахованы, а не только в компанию ответчика (причинившего ущерб), как раньше.
С того же времени водители получат возможность оформлять документы о ДТП (для последующего получения компенсации) самостоятельно, т. е. без привлечения сотрудников милиции, если сумма ущерба не превышает 25 тыс. руб. «Поправки учитывают интересы потребителей и одновременно позволяют страховым компаниям контролировать качество работы с клиентами. Сейчас в работе по ОСАГО есть нелогичный момент — клиент платит за страховку мне, а за компенсацией ему приходится идти в совершенно незнакомую компанию, и непонятно, как его там обслужат», — отмечает АЛЕКСАНДР МЕРЕНКОВ, генеральный директор СК «Северная казна».
Но на этом плюсы и преимущества для страховых компаний заканчиваются: почва для перехода на новый уровень отношений с клиентами по-прежнему не готова. «Закон о прямом урегулировании должен был вступить в силу еще в 2008 г., его принятие переносили как раз из-за неподготовленности — отсутствия единой системы взаиморасчетов, нестыковок в налоговом законодательстве и т. д.», — поясняет ВИТАЛИЙ ЖУЖГИН, директор екатеринбургского филиала ООО СК «Цюрих. Ритейл». С тех пор, по мнению экспертов, мало что изменилось: общероссийский клиринговый центр, через который СК должны вести расчеты в автоматическом режиме, Российский союз автостраховщиков планировал создать в феврале. Но даже если это произойдет вовремя, у компаний не останется времени на обкатку. «Вообще, опыт некоторых европейских стран показывает, что на это могут уйти десятилетия», — констатирует ВИКТОР БЕРЕЖНОВ, заместитель директора — исполнительный директор Уральской дирекции РОСНО.
Поэтому участники рынка всерьез опасаются, что если поправка о прямом урегулировании все-таки вступит в силу через месяц, то принесет рынку страхования немалые убытки: без отработанной системы взаимозачетов дебиторская задолженность СК неизбежно вырастет. Г-н Жужгин: «Существующий опыт взысканий подтверждает, что компании ведут себя по-разному, несмотря на то что все находятся в одной лодке. Кто-то оплачивает полную сумму, но только через суд, кто-то без суда, но частично, а кто-то вообще пытается не платить». Ситуация с выяснением, как получать деньги с ответчиков, может затянуться минимум на три месяца, считает г-н Меренков. В этом случае появятся дополнительные расходы, в частности на расширение юридического отдела и судебные издержки. Затраты страховых компаний, по совокупным оценкам экспертов, могут вырасти с 1 марта на 10-20%. Перемены коснутся многих: из 800 российских страховых компаний лицензия на продажу ОСАГО есть у 150, в Екатеринбурге это практически все крупные СК.
Вторая поправка означает, что буквально через месяц у страховщиков резко вырастет количество необходимых выплат: если раньше при возникновении ущерба на 3-4 тыс. руб. автовладельцы не обращались за регистрацией ДТП в ГАИ (не всем эта процедура нравится), а разбирались самостоятельно, то сейчас клиенты будут приходить за компенсацией «каждой царапины». К тому же здесь есть подводный камень — клиенты далеко не всегда способны объективно оценить размер ущерба, значит, неизбежно возникнет множество споров при определении суммы выплаты. «Не менее 40% случаев будут относиться к нетиповым, рассматриваемым в индивидуальном порядке, а это много. Мелкие ДТП будут рассматриваться с точки зрения достаточности документов для регистрации факта страхового события, из которых должно четко следовать, что событие было, когда и как произошло и т. п.», — поясняет г-н Бережнов. Представители страховых компаний ожидают появления многочисленных случаев мошенничества, когда автовладельцы будут договариваться об официальной версии — кто на кого наехал и что произошло — с целью максимизировать выплату. Отношение к обязательному страхованию автогражданской ответственности в большинстве СК негативное из-за его убыточности и большого количества мошеннических выплат (30-35%). Теперь компании и вовсе прогнозируют постепенное сведение к минимуму этого вида страхования в своих портфелях.