Меню

Страховые компании - 27.11.2006

Рынок страховых компаний (СК) за последний год глобальных изменений не претерпел. Основная конкурентная борьба по­прежнему идет в сегменте автомобильного страхования (каско и ОСАГО), другие направл

Рынок страховых компаний (СК) за последний год глобальных изменений не претерпел. Основная конкурентная борьба по­прежнему идет в сегменте автомобильного страхования (каско и ОСАГО), другие направления пока развиты слабо. Новым перспективным видом деятельности может стать страхование жилья — благодаря росту ипотечного кредитования.

ЭКСПЕРТЫ

Сергей Букреев - заместитель директора екатеринбургского филиала ООО «Группа Ренессанс Страхование»

Виталий Жужгин - директор екатеринбургского филиала СК «НАСТА»

Олег Захарушкин - директор екатеринбургского филиала СГ «СОГАЗ»

Валерий Казаков - начальник департамента страхования компании «Энергогарант»

Александр Меренков - генеральный директор СК «Северная казна»

Владимир Островский - руководитель инспекции страхового надзора по Уральскому федеральному округу

Евгений Сельков - директор екатеринбургского филиала СК «МАКС»

**************************************************************************************************************************************************

Почему рынок страхования растет медленнее, чем год назад?

 Когда автострахование перестанет доминировать?

 Зачем государство ужесточает правила работы на страховом рынке?

 В чем местные страховщики сильнее иностранных?

************************************************************************************************************************************************Развитие Развитие страхового рынка напрямую зависит от повышения благосостояния граждан. ВЛАДИМИР ОСТРОВСКИЙ, руководитель инспекции страхового надзора по Уральскому федеральному округу, приводит в пример Германию, где население тратит на страхование 35-40% доходов: «У нас этот показатель не превышает 3-4%». Основной рост рынка еще впереди. Г-н Островский прогнозирует, что расходы россиян на полисы достигнут европейского уровня, когда средний уровень доходов на одного человека по стране составит 30-40 тыс. руб.

На страховом рынке появились новые лидеры

По данным Федеральной службы страхового надзора РФ (ФССН), на 30 июня 2006 г. в Свердловской области работало 111 страховых компаний (всего в России — 1001, в УрФО — 348). Отличительная черта региона — большая доля региональных операторов. В области 39 местных фирм и 72 филиала федеральных компаний. Для сравнения: в соседней Челябинской области это соотношение — 15 и 71 соответственно. Однако АЛЕКСАНДР МЕРЕНКОВ, генеральный директор СК «Северная казна», считает, что количество региональных игроков неминуемо будет снижаться: «Есть два варианта развития ситуации для подобных фирм. Либо самостоятельно развивать сеть, вкладывая серьезные сред­ства, либо продаться кому-то из крупных операторов рынка. И последний способ наиболее реален». Как прогнозирует г-н Меренков, уже через семь лет на российском рынке останется 300-400 страховых организаций: две-три в каждом регионе и около 50 федеральных.

Емкость этого рынка в Свердловской области (совокупный размер поступлений всех СК) по итогам девяти месяцев 2006 г. достигла 7,143 млрд руб., что на 16,3% больше показателя за аналогичный период прошлого года.

ОЛЕГ ЗАХАРУШКИН, директор екатеринбургского филиала СГ «СОГАЗ», объясняет невысокую динамику страховой отрасли снижением объемов собираемых премий по страхованию жизни и ответственности1: «Рынок развивается в основном за счет увеличения сборов по личному и имущественному страхованию (рост за полгода на 34,2 и 4,2% соответственно)».

Эксперты сходятся во мнении, что доходность страхового бизнеса падает. «Рентабельность по ОСАГО близка к нулю, по каско — 25-30%. Этот показатель будет снижаться и дальше из-за конкуренции между фирмами», — предполагает ЕВГЕНИЙ СЕЛЬКОВ, директор екатеринбургского филиала СК «МАКС». Высокой, отмечает он, осталась только рентабельность имущественного страхования (70-80%), поскольку серьезных выплат в регионе пока не было. Впрочем, Олег Захарушкин обращает внимание на то, что суммы возмещений ущерба по имущественному страхованию в первом полугодии 2006 г. росли значительно быстрее премий — на 54,6% против 4,2%.

Свыше половины сборов приходится на десять ведущих компаний (см. «Статистику» на стр. 28). В этом году на рынке Свердловской области изменилась расстановка сил. Первое место по полученной за девять месяцев премии традиционно занимает «Росгосстрах-Урал», на второе поднялся екатеринбургский филиал страховой группы «СОГАЗ», на третьем — СК «Северная казна». В десятку лидеров вошли новые игроки: «НАСТА-центр», «АльфаСтрахование» и «Уралрос». Из десятки выбыли Национальная страховая группа, СК «Лидер», Сибирско-Уральская страховая компания. Сократила объем сборов в этом году СК «Гамма» (более чем в два раза).

За последний год в Екатеринбурге появился лишь один новый игрок федерального масштаба — филиал открыла Первая страховая компания. К концу третьего квартала филиал собрал почти 10 млн руб. премий и занял 68-е место в области по этому показателю.

В розничном сегменте преобладает автострахование

По наблюдению Евгения Селькова, на розничное страхование (обслуживание физических лиц и небольших организаций) приходится пока не более трети рынка: «Все остальное — взносы от юридических лиц, полученные кэптивными компаниями, созданными при предприятиях». Основная часть страховых премий, собираемых на розничном рынке, — это взносы по автомобильному страхованию, отмечают эксперты. ВИТАЛИЙ ЖУЖГИН, директор екатеринбургского филиала СК «НАСТА», считает, что в России сложилась типичная для других стран ситуация на рынке рискового страхования (без страхования жизни и медицинского): «В США на моторное страхование приходится 60% сборов, в Западной Европе — 70%, в Восточной — 80%, а в Китае — 75%. В России этот показатель чуть выше из-за молодости рынка, но доля снижается». Пока, как говорит ВАЛЕРИЙ КАЗАКОВ, начальник департамента страхования компании «Энергогарант», страховые фирмы «топчут одну и ту же поляну». Евгений Сельков объясняет это введением ОСАГО в 2003 г., г-н Казаков — менталитетом россиян. «Зачем покупать полис на машину — клиентам понятно, а что значит застраховать свою гражданскую ответственность перед соседями снизу — нет, — рассуждает Валерий Казаков. — В результате многие сегменты рынка остаются неохваченными».

Страховщики утверждают, что у автомобильного страхования высокий уровень убыточности (соотношение выплат и премий). Однако игроки серьезно борются за владельцев машин: крупные федеральные операторы, такие как РОСНО и «Росгосстрах», развернули масштабные рекламные кампании по всей стране. «Для страховых фирм автокаско — это способ привлечь нового клиента, которому в перспективе можно будет предложить всю продуктовую линейку», — объясняет г-н Захарушкин.

Как полагает Александр Меренков, высокая конкуренция в области автострахования в Екатеринбурге привела к занижению стоимости услуг: «Сегодня мы работаем на московском рынке — там тарифы в полтора раза выше». По словам г-на Меренкова, наметилась обратная тенденция: компании либо повышают цены (на 10-15%), либо изменяют условия договоров, сокращая свои обязательства. «Можно продать хлеб дороже, а можно испечь булку меньшего веса», — проводит аналогию Александр Меренков и добавляет, что рост цен будет продолжаться еще два-три года.

Автомобильное страхование превалирует на розничном рынке. Однако в этом году вслед за ростом объемов ипотечного кредитования начал развиваться новый сегмент — страхование жилья. По оценке Евгения Селькова, его доля в страховом ритейле уже достигла 10-20%: «Это направление интересно страховщикам, поскольку компания получает клиента минимум на пять лет. Все это время с ним можно работать, предлагая и другие виды услуг». Впрочем, Валерий Казаков считает, что сборы по ипотечному страхованию квартир еще слишком малы — 6-8 млн руб. в год: «Этот рынок растет, но пока увеличивается не объем собранных премий, а число договоров. Конкуренции, аналогичной той, что есть в автомобильном страховании, здесь нет: сегмент еще слишком мал, поэтому компании не видят особого смысла драться за него».

Правила работы на страховом рынке становятся жестче

Основная тенденция последних лет — планомерное ужесточение требований к страховым компаниям со стороны государства. В частности, по закону «Об организации страхового дела в РФ» к 1 июля 2006 г. компании (не занимающиеся страхованием жизни и перестрахованием) должны нарастить свои уставные капиталы до 20 млн руб., а к середине следующего года — до 30 млн руб. Владимир Островский отмечает, что увеличение капитализации — это уже третий этап упорядочивания работы СК: «Сначала ФССН ввела новые формы отчетности для страховщиков, затем развернула борьбу со схемным страхованием (использование страхования жизни и других видов полисов для ухода от налогообложения), теперь идет работа над увеличением надежности компаний. На рынке скоро появятся иностранные игроки, отечественные операторы должны быть готовы к этому моменту». В 2006 г. в УрФО потеряли лицензии девять страховщиков (в целом по России — 98). «С рынка уходят те, кто случайно на нем оказался, либо те, кто и так собирался закрываться или объединяться с другими компаниями, создавая более крупные. Надежность рынка в целом при этом растет», — объясняет действия инспекции г-н Островский. В следующем году отзывы лицензий могут продолжиться, по данным ФССН, 28% от общего числа страховых организаций УрФО еще не нарастили капитал до 30 млн руб.

Опрошенные «ДК» участники рынка считают, что ужесточение правил игры положительно скажется на рынке. СЕРГЕЙ БУКРЕЕВ, заместитель директора екатеринбургского филиала ООО «Группа Ренессанс Страхование»: «Компании становятся крупнее, а значит, растет их надежность, повышается качество услуг и соответственно увеличивается доверие населения к страхованию в целом». Александр Меренков также называет требования ФССН обоснованными: «Если у фирмы уставный капитал даже 30 млн руб., а ответственность — 100 млн руб., встает вопрос о ее устойчивости. В то же время для эффективной работы на открытом рынке необходимо собирать не менее 700 млн руб. премий в год. Иначе фирма скорее всего столкнется с финансовыми проблемами». Г-н Меренков убежден: для эффективной страховой компании нарастить капитал до 30 млн руб. не представляет большого труда.

Вступление в ВТО поднимет страхование на новый уровень

Ключевым событием, которое определит дальнейшее развитие рынка страховых компаний, уверены игроки, станет вступление России во Всемирную торговую организацию. Согласно достигнутым договоренностям с членами ВТО, через девять лет иностранные страховщики будут допущены на российский рынок (в отличие от банков, которым разрешат открывать только «дочек»). Опрошенные «ДК» руководители екатеринбургских страховых компаний предполагают, что российские фирмы смогут конкурировать с западными. «С приходом иностранцев начнется передел розничного рынка. Финансовые возможности зарубежных игроков гораздо выше. Скорее всего они существенно уронят тарифы, предложат новые виды сервиса. Но со временем, столкнувшись с российским менталитетом, они будут вынуждены повысить цены до уровня наших фирм», — прогнозирует Евгений Сельков. В результате, по его мнению, часть российских игроков покинут рынок, но лидеры удержат свои позиции — останется около 50 федеральных операторов. Александр Меренков отмечает, что система урегулирования убытков в зарубежных компаниях не приспособлена к российской действительности. По его прог­нозу, на первом этапе «варяги» столкнутся с массовым мошенничеством. «Более того, снизив цены, иностранцы заберут себе убыточных клиентов, которых мы сегодня как раз выдавливаем тарифами. В итоге они просто вынуждены будут повысить расценки обратно», — резюмирует г-н Меренков.

Противостоять зарубежным СК, утверждает он, смогут и региональные страховщики, прежде всего за счет более качественного обслуживания клиентов: «В первую очередь приход игроков из-за рубежа ударит по сетевым компаниям, работающим по стратегии супермаркета. Западные страховщики не смогут сразу предоставить клиентам уровень сервиса, сопоставимый с «бутиковыми» компаниями. К тому же организации с иностранным капиталом работают на российском рынке уже сейчас. У нас успешно получается с ними конкурировать». В любом случае появление на рынке новых игроков приведет к усилению конкурентной борьбы, а значит, даст мощный толчок к развитию, уверены аналитики. Российским компаниям, как региональным, так и федеральным, придется совершенствовать технологии работы и повышать уровень сервиса. «Отечественные СК станут более клиентоориентированными, будут просто вынуждены вкладывать серьезные средства в развитие», — предсказывает г-н Жужгин.

 

1 По данным ФССН, за шесть месяцев 2006 г. страховые компании Свердловской области собрали в три раза меньше премий по страхованию жизни и на 10,5% меньше премий по страхованию ответственности, чем за аналогичный период 2005 г.