эксперты Виктор Бережнов заместитель директора Уральской дирекции РОСНО Сергей Букреев директор дивизиона «Урал» ЗАСО «ЭРГО Русь» Алена Гинс руководитель проекта «Исследование рынка труда» компании
эксперты
Виктор Бережнов
заместитель директора Уральской дирекции РОСНО
Сергей Букреев
директор дивизиона «Урал» ЗАСО «ЭРГО Русь»
Алена Гинс
руководитель проекта «Исследование рынка труда» компании «Апрайт»
Анна Злотницкая
начальник отдела сопровождения договоров, страхования имущества и ответственности екатеринбургского филиала страховой компании «УРАЛСИБ»
Александр Меренков
генеральный директор страховой компании «Северная казна»
Как участники рынка зарабатывают на фоне спада?
Вначале мая в Интернете оказались внутренние документы одной из екатеринбургских страховых компаний (СК). Бумаги запрещали сотрудникам осуществлять любые выплаты при наличии одного из 39 «признаков мошенничества». Среди признаков, например, значились несоответствие стоимости автомобиля статусу владельца или наступление страхового события в течение полутора месяцев после заключения договора. Кроме того, компания требовала специального согласования каждого страхового случая со своим отделом расследований и безопасности. Опрошенные «ДК» эксперты предположили, что утечка информации — проявление черного пиара, но подтвердили: ужесточение расчета и перечисления выплат во многих страховых компаниях действительно произошло.
О переменах в политике страховых компаний свидетельствует скачкообразный рост числа письменных претензий к ним со стороны клиентов. В первом квартале 2009 г. Федеральная служба страхового надзора (ФССН) получила столько же жалоб на СК, сколько за январь-сентябрь 2008 г. Основание для недовольства почти всегда одинаковое: специалисты отделов выплат минимизируют возмещение ущерба по страховым случаям (экспертиза определяет меньший размер выплаты, чем ожидает страхователь) или затягивают процесс урегулирования.
Характерным для нынешнего года стало изменившееся у ряда СК отношение к пограничным случаям, когда неочевидно, являются они страховыми или нет, отмечает Сергей Букреев, директор дивизиона «Урал» ЗАСО «ЭРГО Русь». Причем иногда такие случаи создают искусственно, отсеивая поток небольших по размеру выплат по автострахованию. «Это происходит, когда компании пользуются новой поправкой к закону об ОСАГО, разрешающей обходиться без регистрации ДТП, если сумма ущерба не превышает 25 тыс. руб. В отделе выплат сумму повреждений оценивают в 25,1 тыс. руб. и требуют справку из ГИБДД, зная, что постфактум оформить ее уже невозможно», — рассказал один из экспертов. Одновременно страховщики объявили войну некорректно составленным документам: до кризиса на подобные недочеты закрывали глаза, а сейчас придираются к каждой запятой, а любое несоответствие нормам используют для отказа в выплате. В случае несогласия страхователям рекомендуют добиваться взыскания через суд.
«Сложности с выплатами, наличие клиентов, которых отказываются обслуживать или ставят в бесконечные очереди на авторемонтных станциях, потому что их страховая компания не платит, отчетливо сигнализируют о проблемах самих страховщиков», — резюмирует Виктор Бережнов, заместитель директора Уральской дирекции РОСНО. А именно — о нехватке ликвидности.
В отличие от банков страховые компании отреагировали на кризис сравнительно поздно: они не имеют пассивной базы, которую, как депозиты, должны отдавать к определенному сроку. У каждого страховщика есть премии и резервы, из которых постепенно вычитаются выплаты убытков, потому нехватка ликвидности долгое время была незаметна. По наблюдениям Александра Меренкова, генерального директора СК «Северная казна», разрыв произошел в начале года, когда премий стало меньше, а убытки возросли. Согласно данным ФССН, в первом квартале 2009 г. у российских страховщиков поступления увеличились только на 5,7% относительно прошлогоднего показателя, зато количество выплат выросло на 28,5%.
Уровень ликвидности сейчас зависит от принципа работы, который был принят в компаниях на этапе развития. Участники рынка не вели серьезной андеррайтинговой политики: заключали договоры, не анализируя их прибыльность или убыточность для бизнеса, так как все выплаты покрывал постоянно растущий доход. Многие уже тогда сравнивали эту стратегию с финансовыми пирамидами. При отсутствии накопленных активов платить клиентам в условиях спада стало невозможным. Именно эта причина привела екатеринбургскую компанию «Уралрос» к банкротству (см. «ДК» № 10 от 23 марта 2009 г.), уверены эксперты.
Но и те страховщики, которые имели накопления, проблем не избежали. В России утверждены жесткие правила размещения средств страховых резервов, отмечает г-н Меренков. Их соблюдение и оставило многие компании без денег: ценные бумаги подешевели, рынок недвижимости замер — сроки экспозиции продаваемых объектов измеряются месяцами. Особенно, по мнению г-на Букреева, пострадали СК, которые активно работали с рискованными высокодоходными инструментами, показавшими в кризис наибольшее падение.
Во многом сокращение поступлений определила структура страхового портфеля, так как в каждом сегменте страхования доходы уменьшились по-разному. «Некоторые направления почти заморожены, например страхование банковских услуг — ипотеки, договоров долевого участия и лизинговых схем», — поясняет Анна Злотницкая, начальник отдела сопровождения договоров, страхования имущества и ответственности екатеринбургского филиала СК «УРАЛСИБ». Или сегмент добровольного медицинского страхования. «Первое, на чем стали экономить предприятия, — это соцпакеты», — рассказывает Александр Меренков. Вопреки прогнозам, озвученным в начале кризиса, имущественное страхование тоже утратило свои позиции. Оно в этом году недосчиталось более 10% поступлений, при том что выплаты выросли на 37%.
Но наибольшие финансовые трудности сейчас испытывают СК, которые в предыдущие годы делали ставку на автострахование. «Многие игроки за годы экономического роста нарастили этот портфель до 50% от общей прибыли компании», — отмечает г-н Бережнов. А это, по оценке эксперта, было мыльным пузырем, так как сбалансированный портфель предполагает объем автострахования не более 30%.
В РОСНО эту проблему решали до кризиса: по итогам 2007 г. компания зафиксировала убытки по автострахованию порядка 2 млрд руб., и в 2008 г. руководство приняло решение вычистить портфель, увеличив тарифы каско в наиболее убыточных сегментах (например, для молодых водителей и новых кредитных авто). «Сократив продажи среди этих групп клиентов, мы получили по итогам 2008 г. прибыль по автострахованию в 160 млн руб.», — сообщает Виктор Бережнов.
СК, которые в прошлом году интенсивно наращивали долю на рынке автострахования, в 2009-м перешли в фазу выплат по договорам. Ситуация была бы не столь критичной, если бы не совпала с падением инвестиционного дохода практически до нуля. «К тому же обслуживать прошлогодний портфель приходится в условиях резкого подорожания запчастей, связанного с ростом курсов доллара и евро, и это еще на фоне существенного падения продаж», — объясняет Сергей Букреев.
Добавили проблем в этом сегменте вступившие в силу поправки закона об ОСАГО — о прямом урегулировании. С 1 марта 2009 г. автовладельцы получили возможность обращаться в случае ДТП за выплатой в ту компанию, в которой они застрахованы, а не только в компанию причинившего ущерб, как раньше. После этого СК должна самостоятельно взыскать деньги со страховщика ответчика.
Теперь помимо минимизации выплат компании пытаются уменьшить затраты путем продажи полисов через Интернет. «Это позволяет заключать договоры без посредников, соответственно дает возможность снизить тарифы. Более популярным стало использование франшизы — она также снижает тариф для клиента, к тому же позволяет страховщику избежать выплаты по мелким страховым случаям», — рассказывает г-жа Злотницкая. Причем в попытках снизить цены некоторые СК даже дошли до демпинга. «Очевидно, что продукты по низким ценам сейчас появляются на рынке не от хорошей жизни — компаниям просто очень не хватает денег», — отмечает г-н Букреев.
Другой популярный блок снижения издержек, по наблюдениям экспертов РОСНО, — сокращение персонала, зарплат и бонусов. Ситуация с трудоустройством специалистов страхового рынка до сих пор остается напряженной. Алена Гинс, руководитель проекта «Исследование рынка труда» компании «Апрайт»: «В апрельском рейтинге из 19 ключевых отраслей страхование занимало предпоследнее место по доле открытых вакансий». Иными словами, и новых сотрудников СК нанимать почти перестали.
Страховщики пытаются нарастить внештатную сеть: вакансии о поиске агентов, желательно с имеющейся базой клиентов, висят на рекрутинговых сайтах месяцами. Участники местного рынка полагают, что некоторые филиалы страховых компаний получили неофициальное распоряжение из столичных головных офисов переманивать сотрудников с клиентами. Благо условия для этого появились — специалисты, попавшие под сокращение, могут забирать данные о страхователях с собой, несмотря на возможную уголовную ответственность. Но это скорее теория — в реальности, получив собственную базу, агенты не заинтересованы делиться ею. Они самостоятельно страхуют людей в различных СК, выступая в роли брокеров. «Комиссия за каждый оформленный договор или его пролонгацию получается выше, чем агентские проценты при работе в одной компании», — рассказал сотрудник екатеринбургской СК, пожелавший остаться неназванным. Тем более что некоторые страховщики в целях экономии сократили агентские вознаграждения.
Однозначных прогнозов развития ситуации на рынке сейчас нет. Переживать месяцы спада компаниям приходится самостоятельно. «Если банки получили поддержку, то страховому рынку государство не стало помогать вообще, видимо решив, что он и так справится», — констатирует г-н Меренков. В РОСНО считают, что многим страховым компаниям не справиться, более того, проблемы будут нарастать как снежный ком. «В течение 2009 г. с рынка уйдут в лучшем случае 30-50 компаний, в худшем — свыше 150-170», — прогнозирует г-н Бережнов. Не верят в страховой бизнес и в «Тройке Диалог». По информации федеральных источников, инвесткомпания предлагает потенциальным покупателям приобрести ее страховой бизнес (группу «Региональный Альянс», в которую входит и екатеринбургская «Белая башня») — весь или по частям.
Впрочем, в СК «Северная казна» более оптимистичны, считая, что для страховых компаний сейчас самое главное — решить проблемы до июля. Если страховщики не станут прибегать к демпингу, то уже к концу лета, как полагает Александр Меренков, разрыв между затратами и доходами начнет сокращаться. Учитывая, что в начале 2009 г. новых договоров заключили меньше, то и количество выплат по ним к концу года сократится. Между тем рынок начнет оживать, вместе с ним увеличатся сборы, и соотношение доходов-расходов вновь станет сбалансированным.