Меню

«Строить карьеру россиянке нужно на Западе. Только там оценят ее потенциал»

Иллюстрация: pixabay.com

«Отдельная тема — семья карьеристки. У нас сохраняется стереотип, что жена должна больше заниматься детьми, и плохо, если ее карьера идет в гору, а муж отстает, или, о ужас, ведет хозяйство».

Почему россиянке проще построить карьеру на Западе, нежели на родине? О гендерных аспектах карьеры Forbes рассказала Юлия Забазарных, партнер хедхантинговой компании «Контакт» (InterSearch Russia). Главное из ее колонки — в материале DK.RU.

Россия — традиционная страна. Женщины топ-менеджеры не всегда могут рассчитывать на объективную оценку своего потенциала, а во многих компаниях при прочих равных акционеры предпочитают назначать на ответственные роли кандидатов–мужчин. И подчас за рубежом у талантливых женщин-управленцев оказывается больше возможностей.

Конечно, важно объективно оценивать ситуацию — смотря где искать работу своей мечты. В японской или корейской компании у женщины нет практически никаких шансов добраться до позиции менеджера высшего звена. Во всяком случае, я про такие примеры не слышала ни разу, впрочем, не встречала и азиатских женщин на топовых позициях в нашей стране.

Еще в 2012 году Еврокомиссия постановила, что в советах директоров крупных публичных европейских компаний не менее 40% мест должны быть отданы женщинам. Подобная практика есть и в некоторых штатах США. Наличие таких квот для женщин в советах директоров иногда затрудняет процесс поиска и отбора кандидатов, особенно в технической отрасли, где топов-женщин по определению гораздо меньше, чем мужчин. Ведь если компания не сможет найти женщину на соответствующий пост, то он будет оставаться вакантным до тех пор, пока не подберут подходящую кандидатуру, иначе компании грозит штраф.

Читайте также: «Может, женщина не хочет семью. Но ей нужно дожить до 30 и развестиcь, чтобы понять это»

Я знаю случай, когда в одной крупной датской компании достойному кандидату-мужчине вынуждены были отказать, чтобы сделать выбор в пользу кандидата женского пола. В результате компании пришлось искать специалиста более полугода, чем были недовольны все, включая генерального директора, но поделать с этим ничего было нельзя. Такая вот дискриминация наоборот.

Но в целом, это очень позитивная ситуация для женщин, которые хотят строить карьеру в европейских компаниях — например, в Германии в 2016 году в крупных корпорациях количество женщин–топ-менеджеров составляло 30%, а на текущий момент приближается к 40%, и это сильно контрастирует с российскими реалиями.

Отдельная тема — семья карьеристки (кстати, вы заметили, что само слово «карьеристка» воспринимается в России негативно?). У нас сохраняется стереотип, что жена должна больше заниматься детьми, и плохо, если ее карьера идет в гору, а муж отстает, или, о ужас, совсем не работает, ведет хозяйство и занимается воспитанием детей. Это же касается и большинства азиатских стран, и отчасти Америки. А вот в Европе cитуация совсем другая.

Там более гибкое отношение к семейным ценностям, и в парах в первую очередь учитывается, чья карьера стремительнее развивается, неважно, муж это или жена.

Если замужняя женщина в России принимает предложение от компании, подразумевающее релокацию, то переезд для нее всегда будет более сложным аспектом, чем для мужчины — даже если речь просто идет о переезде из одного города в другой в пределах России, что уж тут говорить о релокации за границу.

Далеко не каждый муж согласится бросить работу и двинуться за супругой в другую страну, понимая, что нет стопроцентной гарантии его трудоустройства. Как правило, либо муж остается в России, а жена уезжает строить карьеру, и в результате в большинстве случаев семья распадается, либо жена отказывается от предложения работодателя.

Ведущей отраслью в России по-прежнему является сырьевая индустрия, где исторически мужчине сделать карьеру легче, чем женщине. В Европе главные драйверы экономики — финансовый сектор, IT и FMCG, где женщины представлены гораздо лучше, и им проще туда попасть.