Меню

Строительный ритейл

По оценкам экспертов, объем рынка строительного ритейла в Екатеринбурге растет быстрыми темпами. В город приходят сети с российскими и международными брендами, конкурентная борьба ужесточается, зас

По оценкам экспертов, объем рынка строительного ритейла в Екатеринбурге растет быстрыми темпами. В город приходят сети с российскими и международными брендами, конкурентная борьба ужесточается, заставляя игроков сокращать издержки и искать новые способы работы с клиентами. Крупные компании увеличивают торговые площади, а более мелкие сети уходят в узкие ниши.

ЭКСПЕРТЫ

Владимир Катаев - генеральный директор «Треста СКМ»

Татьяна Лессер - директор салона «Желтый слон» 

Леонид Матвеев - менеджер по маркетингу и рекламе ООО ТК «КОР»

Сергей Самарин  - директор сети магазинов «Санвент»

Игорь Суханов - генеральный директор ГК «Оборонснабсбыт»

 Татьяна Шмелева - директор магазина «Старик Хоттабыч»

*************************************************************************************************************************************************

Почему объем рынка строительного ритейла растет, а рентабельность бизнеса падает?

 Как повлияют на рынок крупные российские и международные сети?

 Зачем крупные игроки увеличивают торговые площади?

 Какой формат строительного ритейла окажется успешнее остальных?

************************************************************************************************************************************************

Как сообщают в комитете по товарному рынку, сегодня в Екатеринбурге свыше 100 специализированных магазинов, занимающихся розничной продажей строительных материалов. Оптовые поставки всех видов стройматериалов и инструментов ведут также около 100 организаций. Назвать точный объем рынка сами игроки затрудняются, однако отмечают его активное развитие. По оценкам аналитиков, рынок строительного ритейла в 2005 г. увеличился более чем на 25%, рост продолжится и в дальнейшем. Главные показатели, которые влияют на увеличение объемов, — количество вводимых в эксплуатацию объектов недвижимости и повышение платежеспособности населения.

Объем рынка растет, рентабельность уменьшается

«Тенденция увеличения объемов строительства налицо, потребность в строительных и отделочных материалах растет прямо пропорционально», — отмечает Игорь Суханов, генеральный директор ГК «Оборонснабсбыт».

Как считает Сергей Самарин, директор сети «Санвент», в ближайшем будущем темпы строительства не снизятся: «В городе осуществляются грандиозные строительные проекты. Один из наших магазинов работает в рамках рыночного комплекса «Екатерининский привоз». Неподалеку французская компания будет создавать огромный микрорайон, так что на отсутствие покупателей нам жаловаться не придется еще очень долго».

Бурному развитию строительной индустрии во многом способствует государственная политика. Леонид Матвеев, менеджер по маркетингу и рекламе ООО ТК «КОР»: «С вводом государственных программ через год-два до 80% промышленных мощностей переключатся на строительную тематику». «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» — одна из приоритетных национальных задач. Проект рассчитан до 2010 г. Предполагается, что за счет его воплощения уже в течение ближайших двух лет объемы жилищного строительства увеличатся втрое.

Платежеспособность населения — другой важный показатель, влияющий на развитие строительного ритейла. Владимир Катаев, генеральный директор «Треста СКМ»: «Стройматериалы находятся в лучшем случае на третьем-четвертом месте в потребительской корзине. Поэтому уровень достатка и платежеспособность населения — определяющий фактор. В городах, где платежеспособность низкая, обороты розничных строительных магазинов меньше в разы, чем в Екатеринбурге». В столице Урала среднемесячный товарооборот на 1 жителя растет. В феврале текущего года он составил 10,457 тыс. руб. (в декабре 2005 г. — 10,057 тыс. руб.) — сообщают в комитете по товарному рынку.

На фоне быстрого роста объема рынка рентабельность бизнеса в сфере продажи стройматериалов, как подчеркивает большинство аналитиков, падает. По словам Владимира Катаева, в первую очередь это связано с увеличением издержек и повышением цен у поставщиков: «Цены на нашем рынке если и растут, то значительно медленнее инфляции, а на некоторые товары они стали даже ниже, чем год назад». Уменьшать цены вынуждает конкурентная обстановка. Ввод новых торговых площадей, считает г-н Катаев, приводит к падению оборота у всех участников. Это происходит потому, что все игроки обеспечивают потребности большинства потребителей — полагают эксперты.

Конкурентами местных сетей становятся транснациональные ритейлеры

В прошлом году на екатеринбургский рынок строительного ритейла вышел игрок с федеральным брендом — сеть строительных супермаркетов «Старик Хоттабыч».

Представители местных компаний отмечают, что появление нового игрока, вопреки ожиданиям, практически никак не повлияло на рынок в целом. Как подчеркнул Владимир Катаев, «СуперСтрой» пересекается со «Стариком Хоттабычем» по ассортименту: «Только у них — чуть-чуть дороже. У нас — чуть-чуть дешевле. «Старик Хоттабыч» предлагает покупателям товары по ценам «средним и выше среднего». Наши товары — «средние и ниже среднего». Но федеральный игрок находится в торговом комплексе. Есть клиенты, предпочитающие приобретать стройматериалы только в таких условиях. Часть покупателей к ним действительно ушла». Однако, отметил г-н Катаев, жесткой конкуренции между «СуперСтроем» и «Стариком Хоттабычем» нет.

Леонид Матвеев считает, что появление московской сети практически никак не сказалось на рынке потому, что она пока занимает выжидательную позицию: «По всей видимости, главная задача «Старика Хоттабыча» в Екатеринбурге — это не столько получение прибыли, сколько разведка, определение специфики местного рынка».

По словам Татьяны Шмелевой, директора магазина «Старик Хоттабыч», на первых этапах работы в столице Урала основной целью компании, действительно, была «разведка»: «Мы поняли, что в средней ценовой категории на местном рынке конкуренция очень сильна. Теперь стали активно менять свой ассортимент. Мы склоняемся в сторону товаров премиум-класса, однако продукция других ценовых категорий по-прежнему представлена в нашем торговом зале. Планируем значительно расширить количество и улучшить качество предоставляемых в магазине услуг».

Серьезным конкурентом для местных игроков, убеждены эксперты, может стать немецкая розничная сеть OBI. Компания специализируется на продаже товаров для дома и сада, включая отделочные материалы, инструменты и инвентарь. Предполагается, что магазин сети OBI «Все для дома и сада» откроется на территории торгового центра «Мега». Окончание строительства ТЦ запланировано на октябрь текущего года.

Приход OBI заставит местных ритейлеров значительно улучшить качество обслуживания и ассортимент товара — подчеркивает г-н Матвеев: «Появление крупных международных сетей закономерно. Приходя, они будут менять структуру самого строительного рынка, диктовать правила взаимоотношений между продавцом и покупателем».

В Екатеринбург OBI заходит пулом со шведским мебельным ритейлером IKEA. Наряду с мебелью, строительными материалами, инструментом и товарами «сад-огород», в ТЦ «Мега» покупателю предоставят широкий спектр товаров и услуг. Под одной крышей планируется объединить свыше 150 магазинов, кафе и ресторанов, ледовый каток, игровые площадки для детей.

Местные игроки уже сейчас начали включать в ассортимент товары, которые напрямую к строительным материалам не относятся. Больше года «Трест СКМ» изготавливает на заказ кухонные гарнитуры и продает их через сеть «СтройАрсенал». Владимир Катаев: «Помимо этого, мы планируем развивать направление «сад-огород» (семена, грунт, инвентарь и прочее). Подобные товары в наших магазинах постепенно появляются». В ассортимент главного терминала КОР вместе с материалами для строительства и ремонта входят и «сопутствующие» товары — от мебели и сантехники до детских игрушек и рыболовных принадлежностей. Наличие в главном терминале «непрофильной» продукции Леонид Матвеев объясняет особенностями спроса: «У нашего покупателя, кроме необходимости приобрести стройматериалы и инструменты, есть еще и другие насущные проблемы. И у нас он найдет товары, которые помогут ему эти проблемы решить. Мы избавляем клиента от необходимости посещения многих торговых точек, предоставляя максимально разнообразную продукцию в одном месте».

«Большие» растут и множатся

По мнению крупных игроков рынка, торговые площади решают если не все, то многое. Владимир Катаев: «Так или иначе, отдача с одного квадратного метра площади ограниченна. Нельзя разместить в торговом зале больший ассортимент продукции, чем он физически может вместить. Поэтому для расширения ассортимента и, как следствие, дохода необходимо увеличивать площади».

Как сообщили в комитете по товарному рынку, недостатка торговых площадей в Екатеринбурге нет. За счет строительства в прошлом году введено в эксплуатацию 89 объектов. Их общая торговая площадь свыше 128 тыс. кв. м. В первом квартале 2006 г. открылось 14 предприятий непродовольственной торговли.

Однако, по словам экспертов, значительного количества свободных площадей для эффективной торговли недостаточно. Сергей Самарин: «Торговых помещений — в избытке. Офисов еще больше. Но кроме собственно площади имеет значение «проточка». ТЦ, где работает наш магазин, к примеру, находится недалеко от центра города. Тем не менее посетителей все равно очень мало. Для игрока, который занимает узкую нишу, это не так важно. А вот для магазина у дома подобная ситуация неприемлема».

«Трест СКМ» планомерно увеличивает количество торговых точек сетей «СуперСтрой» и «СтройАрсенал» в Уральском округе. 4 марта открылся «СуперСтрой» в Перми (площадь 1,5 тыс. кв. м). Летом в Тюмени должен появиться «СтройАрсенал» (6 тыс. кв. м). Владимир Катаев подчеркнул, что расширение сетей в столице Урала также входит в планы компании: «Но пока мы не сумели найти действительно интересных предложений: они либо слишком дороги для нас, либо слишком неудобны для наших клиентов».

«Оборонснабсбыт» тоже растет ударными темпами. На территории торгового комплекса идет строительство ритейл-парка. Ранее в интервью «ДК» Игорь Суханов сообщал: «Особенность нового для России формата заключается в том, что парк формируется как торговый город, состоящий из отдельных центров различной площади, каждый из которых специализируется на конкретной товарной группе» (см. «ДК» № 7 от 27 февраля 2006 г.). В августе текущего года, по планам компании, на территории ритейл-парка появятся 10 ТЦ площадью около 20 тыс. кв. м каждый. Предполагается, что к концу 2007 г. площади «Оборонснабсбыта» увеличатся на 20 тыс. кв. м за счет строительства трехэтажного гипермаркета (сегодня торговый комплекс занимает около 25 тыс. кв. м). На конец 2008 г. запланировано создание еще одного гипермаркета и трехуровневой парковки. К 2010 г. общая торговая площадь «Оборонснабсбыта» должна будет составлять 200 тыс. кв. м.

Увеличение торговых площадей, говорит г-н Суханов, напрямую скажется на конкурентных преимуществах «Оборонснабсбыта»: «Покупатели получат максимально широкий ассортимент на одной территории по более низким ценам. Наша рентабельность — в наших объемах». На уровень цен влияет и то, что 30% площадей торгового комплекса формата ритейл-парк не попадает под крышу, а следовательно, их арендаторы не оплачивают. Продавец арендует только площади, непосредственно предназначенные для торговли. Специализация ритейл-парка на строительных и отделочных материалах, товарах для дома и интерьера, мебели также определяет уровень цен. Собранные на одной площадке продавцы участвуют в конкуренции, что неминуемо улучшает уровень обслуживания покупателей, устанавливает приемлемые цены.

Другой гигант строительного ритейла в Екатеринбурге — ТК «КОР». Торговая площадь главного терминала строительных и отделочных материалов КОРа — 16 тыс. кв. м (два выставочных зала по 8 тыс. кв. м). Открыта третья очередь терминала — логистический центр, его площадь — 10 тыс. кв. м.

По словам Леонида Матвеева, площади КОРа будут увеличиваться и в дальнейшем. Закончены проектные разработки новых терминалов. Более точную информацию о планах компании г-н Матвеев предоставить отказался, сославшись на коммерческую тайну.

В отличие от «Оборонснабсбыта», который выступает на рынке в качестве девелопера, руководство главного терминала КОРа считает собственную торговлю приоритетной. Леонид Матвеев: «Сдавать торговые площади в аренду было выгодно только до поры до времени. Изначально арендаторам отдали 40% площади главного терминала. Но стратегические планы развития торгового комплекса изменились. Для нас теперь важнее развивать свой имидж, технологии. Сейчас 80% продукции в терминале — торговля нашей компании, 20% — арендаторы. Мы поняли, что функционирование на основе арендной платы не дает развития предприятию. Нужно вкладывать деньги, силы и кадры в себя, тогда и отдача будет существенной».

Рынок возьмут в свои руки «самоделкины»

В перспективе, прогнозируют экс­перты, магазины формата DIY (do it yourself — «сделай сам») будут контролировать значительную долю екатеринбургского рынка — минимум 50%. К этому формату относятся магазины, которые продают строительно-отделочные материалы и интерьерные товары для дома. Аудитория таких магазинов — потребители, предпочитающие самостоятельно выполнять строительные или ремонтные работы. Как правило, формат DIY представлен в виде гипермаркетов, которые по низким ценам предлагают 30-40 тыс. наименований товаров.

Сейчас в Екатеринбурге работает один DIY-гипермаркет — «СтройАрсенал». Главный терминал КОРа, по мнению аналитиков, к этому формату близок, но целиком ему не соответствует. Леонид Матвеев: «Мы работаем в смешанном формате. От DIY нас отличает отсутствие единой кассы и более широкий спектр ценовых категорий товаров. «Сделай сам» рассчитан на сегмент «средний — ниже среднего», а на наших торговых площадях представлены и товары категории premium».

Владимир Катаев предполагает, что 3-4 DIY-гипермаркета в дальнейшем смогут контролировать до 70% рынка строительного ритейла в Екатеринбурге, хотя магазины у дома свою актуальность для потребителя не потеряют: «Они предлагают товары, за которыми покупатель никогда не поедет далеко. Вы же не отправитесь за хлебом или сигаретами с Уралмаша в «Купец», даже если они там дешевле. И здесь так же: можно успешно продавать материалы для мелкого косметического ремонта, не слишком дорогой и не слишком сложный инструмент».

В условиях усилившейся конкуренции и грядущего преобладания на рынке формата «сделай сам» более мелкие сети, по мнению аналитиков, будут вынуждены уходить в узкие ниши и сокращать издержки за счет объединения.

Сергей Самарин: «Благодаря узкой специализации мы можем предоставить покупателю комплекс услуг, которые гипермаркеты оказывать просто не готовы. Специализируясь на вентиляционных системах, мы не только продаем товар, но и обеспечиваем его установку — от обследования объекта до монтажа».

Некоторые операторы выбирают не узкую специализацию, а уходят в премиум-сегмент. Среди них, к примеру, «Еврострой» и «Желтый слон». ТАТЬЯНА ЛЕССЕР, гендиректор салона «Желтый слон»: «Я считаю, что рынок строительного ритейла стал более структурированным. Четко обозначились сегменты:  большие сети, работающие на массового потребителя и предлагающие в основном недорогой товар; магазины-салоны, ориентированные на средний класс и, как правило, не имеющие сетевой структуры; и салоны класса премиум — таковым является «Желтый слон». Компании, работающие в этой нише, наиболее полно представляют материалы для внутренней отделки и декорирования помещений и обеспечивают весь комплекс услуг при работе с заказчиком. Кроме того, сегмент премиум подразумевает индивидуальную работу с каждым клиентом и создание максимально комфортных условий выбора и покупки».

По убеждению Игоря Суханова, мелким игрокам, чтобы удержаться на рынке, уже сейчас необходимо сокращать издер­жки за счет объединения. В том числе в формате ритейл-парка. Однако сами представители некрупных сетей необходимости снижать издержки не видят. Сергей Самарин: «Наши затраты — это реклама, аренда и зарплата сотрудников. И по всем этим статьям у нас расходы значительно меньше, чем у крупных сетей». Как сообщил г-н Самарин, арендная плата съедает лишь 10% прибыли, минимизированы расходы на содержание складских помещений. Товар доставляется покупателю непосредственно со склада оптового поставщика.