Железобетонная логика Наш рынок стройматериалов уникален своей самодостаточностью – местные предприятия способны сделать практически все, что нужно строителям. Высокая концентрация таких производст
Железобетонная логика
Наш рынок стройматериалов уникален своей самодостаточностью – местные предприятия способны сделать практически все, что нужно строителям. Высокая концентрация таких производств у нас обоснована экономически: во всем мире заводы стройматериалов привязаны к сырьевой базе. И с этой точки зрения области повезло – разнообразного сырья здесь в избытке. Однако нам не повезло в другом. Технологии, применяемые в отрасли, довольно консервативны – строители не могут каждый очередной дом возводить из принципиально нового, неизвестного им материала. И, к сожалению, контуры местной стройиндустрии сложились в те годы, когда представления о перспективах домостроения были совсем иными, чем сейчас. Более 30 лет назад первый секретарь Свердловского обкома Борис Ельцин превратил область в образцового производителя железобетонных конструкционных материалов, ориентированного главным образом на крупнопанельное домостроение. А в мире в то время активно развивались и другие технологии – прежде всего каркасные, монолитные. С началом рыночных преобразований стало ясно, что объемы традиционной для нас продукции, на которую запроектированы мощности, не находят потребителя. Зато переход на новые технологии оказался для местных производителей особенно болезненным в силу указанной консервативности: разворачивать лицом к рынку гигантские, самые крупные в стране ДСК – дело чрезвычайно трудное. Поэтому и спад в жилищном строительстве у нас был более заметным. Исполнительный директор Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области Юрий Чумерин: До реформ жилье у нас строил Главсредуралстрой – самый мощный строительный главк в СССР. Он мог вводить 2 млн 300 тыс. кв. м жилья в год, да еще сдавал множество промышленных объектов. А в прошлом году в области построено около 700 тыс. кв. м жилья. Поэтому существующие мощности загружены далеко не на 100%.
Внутренний экспорт
Первое, что могли сделать местные производители в сложившейся ситуации – активизировать продажи за пределами области, в тех регионах, где жилищное строительство развивается активнее, чем у нас. Марк Кистанов, начальник отдела сбыта Ревдинского кирпичного завода: Наше предприятие – одно из крупнейших в отрасли. В год мы делаем 120 млн штук кирпича (это около трети от областного производства – прим. ред). И примерно половину объема вынуждены поставлять на Тюменский Север, в соседние регионы. В среднем же, по оценкам Союза предприятий стройиндустрии, местные заводы отправляют на сторону от 20% до 80% продукции. Это вполне закономерно: объем выпуска основных стройматериалов у соседей несравненно ниже, зато ввод жилья на 1 тыс. жителей – выше (в Екатеринбурге – 78 кв. м, в Челябинске – 274, в Тюмени – 540, в Уфе – 327; данные министерства архитектуры и строительства Свердловской области).
При этом не стоит полагать, что подобная сбытовая политика – удел предприятий с традиционными технологиями. Наоборот, чем современнее выпускаемые материалы, тем больше шансов, что они будут пользоваться спросом как в области, так и за ее пределами. К тому же на рынке стройматериалов велика сила привычки: если строитель получил от поставщика товар нужного качества и в срок, скорее всего, он будет обращаться к нему и в дальнейшем. Валерий Нудель, первый заместитель генерального директора ОАО Завод ЖБИ «Бетфор»: Нас отлично знают местные строители – еще с тех времен, когда наш завод был признан крупнейшим предприятием стройиндустрии страны. Поэтому и львиная доля нашей продукции – более 80% — остается в Екатеринбурге. С другой стороны, основную продукцию «Бетфора» — комплекты многоквартирных домов — невыгодно перевозить на дальние расстояния. Вот почему экономическое положение таких гигантов стройиндустрии области, как «Бетфор», продолжает оставаться плачевным. Валерий Нудель: У нас велика задолженность перед поставщиками, нет средств на увеличение зарплаты. Перспективы выхода на безубыточность мы связываем только с активизацией государственной жилищной политики, бюджетным финансированием строительства, ипотекой на 15-20 лет. Только за счет программ строительства социального жилья можно загрузить имеющиеся у нас мощности. Заметим, что в обозримом будущем перспектив у «Бетфора», о которых говорит г-н Нудель, пока не видно. В прошлом году завод произвел комплекты домов общей площадью 47 тыс. кв. м, тогда как его возможности позволяют делать больше на порядок. А в Екатеринбурге в прошлом году всего было сдано 361,6 тыс. кв. м жилья. Правда, в текущем году «Бетфор» намерен увеличить выпуск на 100%, до 100 тыс. кв. м.
Импорт нам поможет
Планы «Бетфора» соответствуют текущей конъюнктурной ситуации на рынке первичного жилья – устойчивому росту сдаваемых объемов. В прошлом году в области было сдано на 10% больше площадей, чем в 2001. По данным областного министерства архитектуры и строительства, рост индустрии стройматериалов за тот же период был более существенным – 19,2% в стоимостном выражении. Объем выпуска составил 9,248 млрд руб. Правда, истинной динамики статистика не отражает. Сергей Ярин, заместитель министра строительства и архитектуры: Наши цифры учитывают объемы базовых предприятий. А особенность текущего момента такова, что на рынок стройматериалов выходит множество предпринимателей, которые относятся к малому и среднему бизнесу.
И не о всех мы знаем.
Сергей Ярин говорит, что объем инвестиций в строительные производства составил в прошлом году более 750 млн руб. Большая часть из этой суммы – ресурсы самих предприятий, кредитные и собственные. Областной бюджет тоже участвует в развитии местного производства – из этих средств были оформлены налоговые кредиты на 20,5 млн руб. Однако денег нужно еще больше. Ведь предприятия при модернизации производств и запуске новых делают ставку прежде всего на самые современные – читай, импортные, и потому дорогостоящие – технологии. Они не хотят ждать старта бюджетных программ массового жилья, осознавая, что на новых технологиях работать эффективно можно уже сегодня. А если государственные жилищные схемы заработают, производители только увеличат обороты.
«Новичков» на рынке стройматериалов можно разделить на несколько категорий.
Значительные средства инвестируют сами застройщики. Причин несколько. Во-первых, такие материалы обходятся дешевле, и проще обеспечивать необходимое качество продукта. Во-вторых, можно избежать срыва графиков поставок, особенно в разгар строительного сезона. Татьяна
Бузина, гендиректор компании «Стройинвестком»: Как правило, нет проблем с типовыми железобетонными изделиями. Они есть всегда и в изобилии. А вот на штучный железобетон, которого необходимо все больше – дома-то мы строим по индивидуальным проектам – спрос повышенный. Скажем, лестничные марши мы заказываем на Нижнеисетском заводе ЖБИ. Покупателей у них так много, что приходится вставать в очередь. Мы уже задумались о собственном небольшом производстве железобетонных изделий, даже купили базу. Но средств пока не хватает, объемы у нас не очень большие. Те же компании, кто строит много, считают развитие собственного производства первоочередной задачей и потому не жалеют на это денег. Так, «Атомстройкомплекс» сначала обеспечил свои потребности в бетоне, смонтировав несколько немецких заводов Liebherr, затем запустил линию для изготовления пластиковых окон, а в прошлом году купил немецкий же комплекс Wehrhahh. На этой линии в Березовском весной начнут выпускать стеновые блоки из ячеистого бетона. Для строителей области это совершенно новый материал: благодаря высокоточной геометрии, блоки монтируются проще, чем традиционные газозолоблоки, не говоря уже о кирпиче, так что производительность труда строителей повышается. Но самое главное, можно будет отказаться от цементного раствора, заменив его на специальный клей. Причем расход его минимален – достаточно слоя в 1 мм. Кстати, теперь можно ожидать, что на рынке области появится и этот клей – тоже новый для нас материал. Последний проект «Атомстройкомплекса» примечателен: компания изменила свою стратегию – обеспечивать только собственное строительство качественным стройматериалом и тем добиваться конкурентного преимущества. Мощность линии заведомо превышает потребности самой фирмы. Точно так же, с прицелом на сторонних потребителей, покупало себе бетонный завод СМУ-3. Линию необходимой мощности поставило московское НПО «Стройтех». Юрий Чумерин: Наш Союз очень тесно сотрудничает с этим объединением. На наш взгляд, они предлагают очень удачную модель обновления технологического парка на уральских предприятиях стройиндустрии. Не все могут позволить себе покупать самое лучшее, что есть за рубежом, как «Атомстройкомплекс». С другой стороны, продукция большинства российских машиностроителей неконкурентоспособна. А «Стройтех» занимается тем, что берет зарубежные модели и совместно с машиностроителями повторяет их, размещая заказы за рубежом и у нас. Сейчас мы ведем переговоры с местными машиностроителями, чтобы производить комплектующие для НПО «Стройтех» у нас, и таким образом снизить цену на новое высокопроизводительное оборудование для нашей стройиндустрии.
Вторая категория инвесторов – компании, диверсифицирующие свой бизнес. Очень часто они опосредованно связаны с отраслью и потому могут оценить перспективы таких вложений. Характерный пример – Уральская горно-металлургическая компания, ставшая в 2000 г. хозяином Ревдинского кирпичного завода. Здесь на средства инвестора была закуплена российско-испанская линия безопалубочного формования НПО «Стройтех» по технологии Tensiland. Она позволяет получать железобетонные плиты перекрытий длиной до 9 метров, особенно актуальные в монолитном домостроении с его свободными планировками. Точно такую же линию запустило в начале нынешнего года ЗАО «СТКС», поставщик инженерных систем зданий. Линию разместили на площадке не загруженного заказами Северского завода ЖБИ. Как полагают в «СТКС», это удачное решение: оборудование интегрировано в существующую производственную инфраструктуру, его обслуживают квалифицированные специалисты, уже имеющие опыт работы с подобной технологией. То обстоятельство, что одинаковые линии в Полевском и Ревде дали первую продукцию практически одновременно, не смущает ни ту, ни другую сторону. По оценкам правительства, чтобы насытить спрос на безопалубочные плиты в области, нужно минимум 4 таких линии.
Подобных относительно свободных ниш у нас осталось еще много. Однако организовать высокотехнологичное производство могут только компании со значительными оборотами. Так, по словам Сергея Ярина, возможности капиталовложений в отрасль изучают газовщики. Их заинтересовало производство теплоизолирующих материалов с использованием сырья, полученного с местных месторождений базальта. Инвестирует в стройиндустрию и МПС — его строительный подрядчик, «Дорстройтрест», будет производить новые материалы на своей площадке вблизи станции Баженово. А Уральский финансовый холдинг уже получил лицензию на строительные работы. Первый вице-президент холдинга
Владимир Шульгин: Мы будем строить по новой прогрессивной технологии германской фирмы «Куртц». Сейчас готовим контракт на поставку оборудования для производства уникального в своем роде строительного материала, который позволит удешевить стоимость квадратного метра жилья.
Наконец, самый мощный источник инвестиций в техническое перевооружение – собственные средства производителей или же открытые ими кредитные линии. Из 40 самых крупных инновационных проектов прошлого года подавляющее большинство – плод их самостоятельных усилий. Так, компания «Пиастрелла» в бывшем цехе панелей перекрытия Северского завода ЖБИ запустила производство плитки для пола – керамогранита – мощностью 1,2 млн кв. м и собирается удвоить объемы до конца года. ЗАО «Декра-Плюс» может теперь выпускать 1,5 тыс. км в год пластиковых профилей для окон и дверей, ООО «БиКроМ» – 3 млн кв. м битумного кровельного материала, а ОАО «Металл-профиль» начало делать металлочерепицу и комплектующие (2,5 тыс. т в год).
В области есть крупные инвестиционные проекты и с участием западного капитала. На 10 мая 2005 г. финская компания Оptiroc запланировала запуск завода сухих смесей в Полевском. Предприятие может стать первым на территории России производством фирмы, которая входит в один из крупнейших европейских холдингов на рынке стройматериалов. В Союзе предприятий стройиндустрии при этом опасаются, что Оptiroc будет беспошлинно импортировать в область финские материалы, выдавая их за произведенные в Полевском. А это ударит по местным производителям сухих смесей.
Отделение отделочников
Перечисленные производства позволяют свести к минимуму «импорт» этих материалов из других регионов. Вообще же, как полагает Юрий Чумерин, в обозримом будущем в область будут завозить лишь немногие стройматериалы нового поколения. Все остальное мы будем выпускать сами. Пока что у нас не делают энергосберегающего стекла для стеклопакетов, хотя, как только найдется около $40 млн, можно будет запустить такое производство на Ирбитском стекольном заводе. У нас не производят гипсокартон и вряд ли будут производить – потребности местных строителей удовлетворяет Челябинск и Краснодар. У нас не выпускают некоторых видов гидроизоляционных материалов и подвесных потолков. Наконец, к нам завозится очень много отделочных материалов: обоев, линолеума, паркета, лакокрасочной продукции. Начальник отдела маркетинга компании «СКМ-Суперстрой» Владилен Столяров: Большая часть нашего ассортимента – привозная. По соотношению цена-качество из продукции местных производителей отделочных материалов обращает на себя внимание, пожалуй, лишь марка BrozEx. Они делают довольно качественные краски, сухие смеси, шпатлевки, в большом ассортименте и в современной упаковке. К тому же этот новый производитель из Березовского дальше других продвинулся в брендинге – его реклама хорошо узнаваема. Другие же производители, работающие в сегменте отделочных материалов эконом-класса, менее активны в продвижении своего товара.
На ближайшие годы главным сюжетом рынка товаров для стройки в области останется обострение конкуренции между производителями кирпича, цемента, металлоконструкций, материалов для стен, ЖБИ, окон и дверей. Доля подобной продукции, поступающей извне, будет стремиться к нулю. Экономичные товары для отделки и ремонта местных компаний будут конкурировать с привозными. А вот в сегменте дорогих отделочных материалов – особенно финишных (кроме керамической плитки) – в области по-прежнему будет преобладать продукция из других регионов или из-за рубежа.
Обратная связь: zhdanov@apress.ru
О стратегии Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области на ближайшее будущее с корреспондентом «ДК» рассказал президент Союза Александр Лощенко.
Рынок, открытый для всех
— От чего зависит величина инвестиций в техническое перевооружение предприятий стройиндустрии?
— Заводы области не могут продолжать модернизировать производство, если у них нет гарантий сбыта новой продукции по ценам, учитывающим окупаемость инвестиций. Пока объемы строительства растут очень медленно, не будет и существенного роста инвестиций.
— Получается замкнутый круг: строители говорят, что не могут увеличивать объемы, пока у них не будет дешевых и современных стройматериалов. А заводы стройматериалов не могут наладить производство этой продукции, потому что инвесторы опасаются низких темпов жилищного строительства и не уверены в возврате средств.
— Это самая неприятная проблема. Даже если завтра всем нам скажут: вот инвестиции в жилищное строительство, дайте нам качественные и недорогие стройматериалы, мы не сможем мгновенно обеспечить потребности строителей. Чтобы запустить современное производство, насытить его квалифицированной рабочей силой, научиться делать сертифицированный товар, который хорошо стыкуется с аналогичными современными материалами, необходимо 4-5 лет.
— Строители жалуются, что не могут угнаться за ростом цен на стройматериалы.
— Я считаю, строители области до сих пор не смогли договориться с производителями. В условиях узкого рынка они не идут на справедливое деление прибыли. Мне запомнилось выступление челябинского строителя на страницах журнала «Директор». Он сказал: «У нас в области мы сумели договориться со стройиндустрией о справедливом распределении прибыли». Поэтому у них стоимость квадратного метра — $450, а у нас – $700. А ведь цены на основные материалы у нас и у них – одинаковые.
— Но вот, говорят, что после смены собственника на Ревдинском кирпичном заводе его отпускные цены выросли.
— Хозяин этого завода — УГМК – очень правильно поступил. Он поменял сбытовую модель. Раньше завод продвигал свою продукцию за счет широкого ассортимента и низких цен. А теперь – за счет высоких цен на ограниченный ассортимент высококачественной продукции. УГМК отдает себе отчет в том, что время для возврата средств, потраченных на покупку завода, у нее ограничено: пока на рынке нет достаточного предложения качественного фасадного материала, облицовочный кирпич Ревдинского завода будет уходить и по высокой цене. Как только в области увеличатся объемы выпуска алюминиевого сайдинга, керамического гранита, Ревдинский завод будет вынужден опустить цены. Так что с точки зрения акционерной компании, цель которой – получать прибыль, они очень грамотно поступают. Им важно вернуть инвестиции быстро, поскольку градостроительная политика тоже ограничивает использование традиционного облицовочного кирпича в будущем. ГлавАПУ считает, что таких зданий в городе уже достаточно. Красный кирпич в город уже не пускают! Поэтому, к примеру, новые высотные дома, которые возводит «Металлайн», будут облицовывать стальными листами импортной фасадной системы. Ее поставляет на Урал одна из московских компаний, тесно сотрудничающих с нашим Союзом.
— Значит, ваш Союз не ставит задачу защищать производителей области, ограждая местный рынок от поставщиков из других регионов?
— Все новое так или иначе приходит из-за пределов области. Через несколько месяцев у нас будет запущена линия по производству таких же стальных облицовочных панелей. Но, прежде чем инвестор принял такое решение, ему необходимо было убедиться, что в наших условиях использование этого материала будет экономически оправданным. Это типичная схема новых строительных производств: привозные материалы апробируются, исследуются сравнительные характеристики, после чего инвестор выкладывает деньги.
— Но ведь всякий раз страдает кто-то из уже существующих у нас производителей?
— Я даже пример могу привести. Сухоложский асбоцементный завод на нас обижался: дескать, привлекаете в область производителей новых материалов, а вдруг у нас сбыт асбоцементного листа упадет. Но мы ведь предлагали им модернизировать производство, нашли инвесторов! Связали их с немецкой фирмой Wehrhahh, которая могла бы поставить им новые технологии. Можно делать тот же облицовочный сайдинг, кровельные материалы «под старину», которые гарантированно имели бы спрос. Новые немецкие технологии позволяют превратить асбоцементный лист в суперсовременный материал: пресс другой, сушка другая, красители можно добавлять какие хотите – бежевые, голубые, с блеском и т.д. Рынок ждет! Но на заводе сказали: «Нам это неинтересно, нашу продукцию и так покупают». И продолжают делать свой плохой шифер, что плоский, что волнистый. Занимаются параллельными бизнесами, делают какую-то кашу, макароны… Я считаю, они подставляют нас всех. Тормозят всю стройиндустрию.
Все местные крупные предприятия отрасли были когда-то советскими. Но на одних сейчас управление – современное, на других – не очень. Наша задача – высвечивать последних и потихоньку подталкивать их к современному менеджменту, подчас сознательно обостряя конкуренцию. Я считаю, это честный подход.
— Но другие регионы, наоборот, закрывают рынки, чтобы поддержать своих производителей.
— Если ту же цену и качество, что и иногородний производитель, предложит местный завод, мы будем лоббировать его интересы. Тогда в области останется больше налогов. Так поступают соседи: Тюменская область, Ханты-Мансийский АО. Мы вполне допускаем такую ситуацию: у нас в области какое-то предприятие начало модернизацию, и мы закрываем местный рынок для аналогичной продукции, пока оно не встанет на ноги. Но здесь важны правила игры. Как только производитель начинает отставать от графика модернизации, мы тут же должны снять барьеры, чтоб рынок не страдал от дефицита.
— Какие стройматериалы вы считаете необходимым производить у нас в области, а какие можно завозить извне?
— Идеология очень простая. В первую очередь нам нужно развивать производства, основанные на местной сырьевой базе и с использованием имеющихся технологий. Скажем, у нас есть предприятия, выпускающие не очень современную продукцию, у которых, тем не менее, есть основа, чтобы с минимальными затратами перевооружиться. Ведь у них, как правило, есть пропарочная камера, котельная, персонал, который умеет работать с цементом, гипсом, известняком. Это – база. Во всем мире стройиндустрия работает с местным сырьем, потому что природные материалы с большой физической массой невыгодно перемещать на большие расстояния. В то же время есть материалы, как мы говорим, с хорошей экспортной составляющей – легкие, высокотехнологичные, с большой стоимостью на единицу. Их мы тоже вполне можем производить и отправлять в ближние и дальние регионы. Прежде всего, на Тюменский Север или в Казахстан.
— Помимо обострения конкуренции, что поможет улучшить менеджмент предприятий?
— Позволить себе с ходу нанять команду грамотных управленцев может только крупный инвестор, вроде УГМК, как это было сделано на том же Ревдинском заводе. В этом случае топ-менеджменту сразу обеспечиваются достойные доходы — за счет средств головной компании. Естественно, такие заводы развиваются быстрее. Но чаще всего собственники, развивающие свой бизнес, идут на последовательное, шаг за шагом, обновление управленческого аппарата. Всякий раз, как обновляется технология и повышается окупаемость и прибыльность, заменяется и команда топ-менеджеров.
Мы, как можем, способствуем обучению менеджеров на заводах, входящих в Союз. У нас есть ассоциированные члены – предприятия, которые готовят кадры прямо у себя на территории. Управленцев без отрыва от производства учат финансовому и стратегическому менеджменту, технологиям мониторинга рынка. Руководители все это знают, как правило, но наши программы позволяют оформить эти знания в систему. Кроме того, мы сотрудничаем с вузами, в частности с факультетом стройматериалов УГТУ-УПИ – альма-матер всех областных строителей. Сегодня мы «прописываем» на предприятиях выпускников этого факультета, и их уже не хватает. Насущная необходимость – готовить специалистов по новым технологиям. Мы помогаем вузу оценить потребность в таких специалистах и подготовить соответствующие программы.
Беседовал Алексей Жданов