Меню

«Стучат друг на друга». Как защитить бизнес от собственников

Иллюстрация: Личный архив

«Появляются заявления в правоохранительные органы. Начинаются бесконечные проверки и выясняется, что это партнеры решили друг другу нервы пощекотать», — Ярослав Савин.

Каждую неделю в открытом бизнес-курсе «Остаться в живых» Ярослав Савин инструктирует собственников бизнеса о том, как выжить в российских реалиях. Материалы публикуются в рамках совместного проекта Центра taxCOACH и портала DK.RU.

Сегодня — о причинах конфликтов между партнерами по бизнесу. Жизненные примеры традиционно обсуждаем в видеоверсии.

Ярослав Савин, руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH:

— Отношения между собственниками бизнеса, как правило, строятся на устных «пацанских» договоренностях, благодаря чему число корпоративных споров ежегодно стабильно прирастает на 20%. Связано это с тем, что при множественности собственников зоны их ответственности размыты и в большинстве случаев не совпадают со структурой владения бизнесом, записанной в юридических документах. Этим активно пользуются менеджеры среднего звена, умело манипулируя управленцами, как дети — родителями. Вы скажете: ну, это наше дело, справлялись же как-то без ваших советов.

Однако в контексте повествования о моделировании бизнеса с учетом поиска компромисса в вопросах налоговой, имущественной и управленческой безопасности, позволю себе не согласиться.

Буквально накануне выхода публикации я в очередной раз общался с собственниками бизнеса. Их трое. Их функционал более-менее определен «по-пацански», однако он кардинально не совпадает с тем, что мы видим, исследуя их бизнес.

На вопрос, почему конкретно вы являетесь директором этих двух компаний, хотя ваш функционал касается вообще третьей, пожимают плечами — нет ответа. Не говоря уж о том, что каждый из них владеет чем-то, но не реальной долей в бизнесе целиком.

Не то чтобы я хотел сумничать и научить вас жить. Причины на самом деле мне понятны. Однако игнорирование в настоящем моменте рождает две проблемы: во-первых, данный подход усиливает ощущение искусственности всей конструкции группы компаний, добавляя сильных пунктов в обвинение «дробления» со стороны налоговых органов; а во-вторых, вы сами себя лишаете гарантий владения бизнесом как таковым, стимулируя недоверие между партнерами по бизнесу, а значит провоцируете конфликты в это непростое для среднего и малого бизнеса время (очевидно, что дружить, когда все плохо, сложнее, чем когда все хорошо).

В большинстве случаев ваши уставы просто скачаны из интернета либо куплены у юридической фирмы, которая их скачала из интернета. Это означает, что ваш персональный кодекс поведения (к которому вы порой заслуженно относитесь очень скептически, а потому формально) просто цитирует общие нормы закона и описывает процедуры и правила, которые вы попросту никогда не выполняете.

Скажем, «общее собрание участников должно быть назначено за месяц, о чем каждый из участников должен быть уведомлен письменно». Часть владельцев делает попытки выстроить некую самостоятельную конструкцию учета интересов всех, но незримо тлеющий уголек для разного рода провокаций. Юридическим фирмам, которым вы ставите задачу закрепить ваши устные договоренности, сопереживать вам и влезать в вашу фактуру отношений вообще неинтересно. Вы формулируете — они выполняют. Говорите: «Хочу учесть интересы всех!». Они вам в уставе и расписывают максимум вопросов, по которым требуется учет 100% голосов. А о том, что дистанционного участия для тех партнеров, кто часто бывает в отъездах или вовсе 2-3 месяца живет за границей, никто не отменял — вы даже не задумываетесь.

На выходе получаем и ненавязчивую блокировку деятельности компании (один из собственников в длительном отъезде, а нужна его подпись на протоколе собрания), и будущие юридические аргументы для конфликта (именно невыполнение процедур и ложится в основу заявлений в суд).

Соответственно, именно вам в первую очередь нужно осмыслить, что происходит в компании (как ведут себя собственники, с какой регулярностью встречаются, какие вопросы обсуждают и на что это может влиять). И, исходя из этой фактуры, аккуратно расписать зоны ответственности, зафиксировать реальный порядок проведения собраний и принятия решения. За сутки уведомили, возможно, по конференц-связи провели.

Будьте осторожны со 100% голосованием. Но если без него никак, то не забудьте подумать о способе преодоления тупиковых ситуаций, когда на протяжении долгого времени ни одного решения единогласно принять не удается. В ООО хороший эффект дает механизм возложения дополнительных обязанностей на одного или нескольких участников (в следующих сериях расскажу о том, как это работает на живом примере). Помните, что иногда сам бизнес требует защиты от своих собственников.

Следующий вопрос, который вам нужно продумать — безопасное извлечение доходов.

Мы уже обсуждали, что один из основных пунктов предпроверочного анализа налоговой — это обзор имущества собственников и контроль доходов и расходов. Повторю: у собственника должны быть официальные доходы! И одного универсального крана для этого быть не может. Потребности у всех разные, поэтому мы должны встроить в бизнес несколько кранов, которые средневзвешенно будут экономически эффективнее, чем НДФЛ на дивиденды 13%.

И даже если вы планируете перебраться за границу и обустроить там себе копилочку, имейте в виду — россиян там особо не ждут, и ни один иностранный банк не примет у вас деньги без подтверждения происхождения.

Что омрачает отношения между собственниками? Прежде всего желание кого-то из них иметь больший контроль, которого остальные не разделяют.

Вторая причина — разногласия по поводу развития бизнеса и распределения прибыли. Когда бизнес только начинается, все смелые и терять особо нечего. Но как только появляется что-то важное и дорогое сердцу, всплывают разногласия, которые иногда приводят к разделу бизнеса.

Чтобы этого избежать, заранее определите: как принимается решение о распределении прибыли? Какую ее часть в принципе можно распределить? Каков порядок инвестирования в новые проекты, решение вопросов приобретения активов и т.п. Хороший эффект при множественности собственников и неравенстве их долей в бизнесе дает фиксация прибыли каждого (необходимо, чтобы «дивиденды» стали осязаемы) и только затем обсуждение вопросов инвестирования, особенно в новые проекты.

Тогда и мажоритарии и миноритарии расстаются не с общими деньгами в бизнесе, а каждый со своими (даже если вы их фактически в руки не выдавали). Конечно, заранее все возможные вопросы не решить, однако ориентиры задать нужно обязательно. 

Третья причина — неадекватная реакция кого-то из партнеров на внешнюю угрозу. Бывает, что у собственников не один бизнес. И вот случилась у меня проблема в другой компании, мне нужны деньги. Партнеры распределять отказываются. Выход — я буду щекотать нервы своим партнерам, чтобы они поучаствовали в решении моих личных вопросов. Появляются заявления в правоохранительные органы. Начинаются проверки, и выясняется, что это все из-за того, что второй партнер настучал. Его логика была проста: партнеры в ситуации угрозы охотнее согласятся на вывод денег из бизнеса. Но потом еще нетривиальнее: кто-то из партнеров стучать начал еще раньше.

Четвертая причина — особенности личных взаимоотношений. Запомните: мы все люди и мы все разные. Нужно просто с этим жить. И даже если вы вместе учились, женились, работали по найму и решили основать бизнес, это еще не является гарантом успеха. В видеоверсии я привожу несколько реальных ситуаций в доказательство.

Пятая причина — разный индекс активности. Собственники бывают активными (участвуют в операционном управлении) и пассивными. Либо стандартная ситуация: бывший активный устал, сползает в пассив и на свое место втискивает родственника. Тут и появляются вопросы. От активного: «Почему-то операционным управлением занимаюсь я, а пилим прибыль мы поровну?». Или: «С тобой я дела иметь готов, а с твоим родственником нет!». Со стороны пассивного тоже зреют сомнения: «А он мне долю по-честному рисует или от балды?».

В целом, юридических инструментов для фиксации договоренностей в российском праве достаточно. Используйте их в комплексе.

Тщательная проработка Устава компании, заключение корпоративного договора, принятие решений о возложении дополнительных обязанностей и прав, проработка договора с управляющими собственниками (если они ИП-управляющие) или трудового договора с работающими в компании ее участниками если и не уберегут на 100% от корпоративных споров, то хотя бы предотвратят самые распространенные из них, а заодно сработают и на налоговую безопасность бизнеса, подчеркивая деловые цели обособления тех или иных функций в рамках отдельных юридических лиц.

В одной из следующих серий мы рассмотрим подробную «карту договоренностей собственников» — о чем нужно договориться, какие варианты договоренностей эффективнее (проверено) и в каких документах их зафиксировать.

Текст: Анна Асташкина, специально для DK.RU