Меню

Студия дизайна окупается в течение года

Спрос на услугу дизайна квартир растет. Организовать подобный бизнес довольно просто: арендовать и оснастить офис, взять в штат пару сотрудников. Единственная сложность — успех компании будет во мн

Спрос на услугу дизайна квартир растет. Организовать подобный бизнес довольно просто: арендовать и оснастить офис, взять в штат пару сотрудников. Единственная сложность — успех компании будет во многом зависеть от фактора, плохо поддающегося экономическому моделированию, — от креативности принятых на работу дизайнеров.
 
Жители Екатеринбурга и области все чаще обращаются за дизайн-проектами1 квартир. Эксперты говорят, что заявки поступают как от владельцев огромных коттеджей, так и от собственников однокомнатных квартир. Популярность услуги обусловлена ростом благосостояния населения, появлением новых отделочных материалов и мебели. Плюс телевизионные проекты вводят моду на дизайн помещений. За последние годы на ТВ появилось много тематических передач, например «Квартирный вопрос» на НТВ, которые предлагают нестандартные подходы к оформлению даже самых типовых квартир.

К услугам дизайн-студий прибегают и корпоративные клиенты. Они заказывают оформление офисов, салонов красоты, ресторанов, коммерческих дет­ских садов.

Дизайнерских студий и специалистов-фрилансеров в Екатеринбурге множество. Точной статистики нет, оценки экспертов сильно разнятся — от 150 до 2 тыс. игроков. Однако все сходятся во мнении, что известных компаний не более двух десятков и место для новых студий есть. «Услуги дизайнеров востребованы. Правда, чтобы зайти на рынок, новичкам придется предложить что-то отличное от уже существующего, например делать ставку на оригинальность решений или высокую скорость исполнения», — полагает МИХАИЛ БАБЕЦ, директор студии «БМБПРОЕКТ».

Какой формат выбрать?

В Екатеринбурге работают дизайн-студии разных форматов. Многие представляют собой дополнительное направление бизнеса материнской компании. «Есть студии при мебельных салонах, — обозначает одну из категорий ЕЛЕНА СУЛЛА, директор интерьерного центра «Домино». — Их основная задача грамотно подобрать мебель конкретного производителя для квартиры или офиса, предложить вариант расстановки». Следующий вид — архитектурные бюро, которые делают все под ключ, начиная от проектирования дома и заканчивая дизайном интерьера. Третий тип — проектные группы на базе оптовых компаний, торгующих, например, отделочными материалами или тканями.

Но в столице Урала представлены и классические студии, в штате которых три-пять сотрудников, занимающихся дизайн-проектами жилья и коммерческой недвижимости, — этим фирмам удается привлекать заказчиков с открытого рынка.

Эксперты говорят, что у студий не бывает специализации по типам клиентов, они одновременно сотрудничают как с частными лицами, так и с юридическими. Новичку придется определиться лишь с ценовым сегментом. Студии обслуживают клиентов с достатком выше среднего (проекты средней ценовой категории — 0,8-1,2 тыс. руб. за кв. м) и состоятельных горожан (оформление элитных объектов, цена от 1,2 тыс. руб. за кв. м и выше).

СОВЕТ от «БМБПРОЕКТ»:
«Новичкам проще работать в среднем ценовом сегменте. Создание элитных интерьеров предполагает глубокое знание рынка. Нужно разбираться в отделочных материалах и мебели, продаваемых не только в России, но и за рубежом, бывать на международных выставках».

Как найти помещение?

Для студии оптимальны помещения в офисных зданиях. ОЛЬГА ЕВСЕЕВА, генеральный директор компании «1-й Центр Дизайна», рекомендует искать площади в центральных районах, куда удобно добираться клиентам. Стоимость аренды 0,8-2 тыс. руб. за кв. м. Начинающей студии достаточно арендовать 20 кв. м, поскольку на первых порах в штат можно взять трех сотрудников, включая директора.

Отдельный вход для дизайн-студии не обязателен, ремонт — на усмотрение директора. Г-н Бабец: «До покупки соб­ственного помещения мы сменили четыре арендуемых офиса. Когда стали вкладываться в оформление студии, число заказчиков увеличилось в разы». Однако Михаил Бабец отмечает, что, если помещение в хорошем состоянии, на отделке можно сэкономить: «Можно сделать минимальные броские акценты в интерьере, яркие штрихи фирменного стиля». Г-жа Евсеева советует вывесить на стены лучшие дизайн-проекты компании.

Оснащение студии практически не отличается от оборудования обычного офиса: столы с тумбами (3 шт. по 5 тыс. руб.) и по два стула на каждое рабочее место — для сотрудника и клиента (3 шт. по 3 тыс. руб. и 3 шт. по 800 руб.), два шкафа — один для бумаг (5 тыс. руб.), другой для одежды (5 тыс. руб.).

Основной инструмент работы дизайнера — персональный компьютер. МАРГАРИТА ЖУКОВА, коммерческий директор дизайн-студии «МиА-проект», уточняет, что компьютеры потребуются достаточно мощные (как минимум двухъядерный процессор), а следовательно, дорогие — от 55 тыс. руб. Студии придется закупить комплект лицензионного программного обеспечения 3D Max (149,5 тыс. руб), AutoCAD (122 тыс. руб.), Corel (11 тыс. руб), Adobe Photoshop (24,5 тыс. руб.). МАКСИМ ТЕРЕНТЬЕВ, product-менеджер Центра компетенций САПР группы компаний Softline в УрФО, предлагает использовать сетевые версии продуктов: «Программное обеспечение можно установить на большее количество мест, чем купили лицензий. Но одновременно запускать только экземпляры программы, имеющиеся у компании». Такой тип лицензий называется плавающим или конкурентным. Стоимость выше примерно на 20%: 149,7 тыс. руб. за AutoCAD и 186,9 тыс. руб. за 3D Max.

Студии необходимо и многофункциональное устройство, включающее прин­тер, сканер, копир, факс, телефон (6 тыс. руб.). Понадобится лазерная рулетка (6,5 тыс. руб.) и цифровой фотоаппарат (30 тыс. руб.).

СОВЕТ от интерьерного центра «Домино»:
«В студии обязательно должна быть комната переговоров, арендуйте под нее дополнительные 10 кв. м. Заказчику некомфортно при всех обсуждать детали интерьера собственной спальни или туалетной комнаты, обговаривать стоимость работ».

Кого взять в штат?

Начинающей студии понадобятся директор и два дизайнера. Обычно директор (он же владелец) — опытный специалист в сфере дизайна интерьеров. Он ищет заказы, контролирует работу подчиненных и самостоятельно ведет проекты.

Дизайнеров придется искать среди молодых специалистов или выпускников вузов, поскольку сотрудники со стажем требуют высоких зарплат (20-60 тыс. руб.), которые растущая компания обеспечить не сможет. Дизайнеров в столице Урала выпускают несколько учебных заведений: Уральская государственная архитектурная академия, УГТУ-УПИ (кафедра культурологии и дизайна), Строительный техникум и т. д. Кандидатов отбирают традиционным способом: вначале размещают объявления о вакансиях в Интернете (www.e1.ru, mir66.ru, uralrabota.ru и др.), затем проводят собеседование. Основной критерий — креативность соискателя. Ее можно оценить по предыдущим работам (у каждого специалиста есть портфолио) или учебным проектам. Владельцы студий отмечают, что дефицита молодых специалистов в Екатеринбурге нет — одна только Архитектурная академия выпускает по 50 дизайнеров в год.

В функции принятого на работу дизайнера, уточняет Ольга Евсеева, входят ведение проектов, встречи с заказчиками для внесения поправок, презентации новых макетов, встречи с поставщиками отделочных материалов и консультации по телефону. Г-жа Жукова добавляет, что первый год директору придется много времени уделять работе с молодыми сотрудниками, учить их, контролировать, чтобы они не делали ошибок. Поскольку работа получается не совсем самостоятельная, то и оплата соответствующая. Обычно таким специалистам платят оклад от 10 тыс. руб. плюс 5-10% от суммы заказа (чем больше метраж помещения, тем меньше процент). В некоторых компаниях дизайнерам предлагают по 20-30% от суммы заказа, это спасает фирму от выплат в периоды, когда клиентов нет. Рабочий день в студиях обычный — восьмичасовой. Однако бывает, что дизайнеры трудятся на дому, по вечерам или в выходные — творческая профессия подразумевает свободный график.

Бухгалтера обычно нанимают по договору или отдают эту функцию на аутсорсинг в специализированные компании (цена — до 10 тыс. руб. в месяц).

Как привлечь клиентов?

Многие из опрошенных «ДК» фирм начинали бизнес с нестандартных решений. Г-жа Сулла рассказывает, что ее дизайн-студия выросла из компании по торговле отделочными материалами, по­этому клиентская база уже была. Г-н Бабец вспоминает, что «БМБПРОЕКТ» создавался при крупной строительной фирме, которая возводила элитный дом: «За три года из 83 квартир договоры с нами подписали 65 владельцев». По словам экспертов, чтобы получить заказчиков сейчас, студии следует идти сразу несколькими путями: искать клиентов среди знакомых, давать рекламу в Интернете и печатных СМИ, создавать сайт.

Руководители компаний советуют отталкиваться от последнего пункта, по­скольку заказчик часто поступает стандартно: находит контакты студий, заходит к ним на сайты, а к понравившимся приходит на встречи. Создание сайта обходится в 30-50 тыс. руб. На нем выкладывают контакты студии, лучшие работы ее дизайнеров, расценки и т. д.

Для продвижения своих услуг дизайн-студии активно используют сообщения на форумах, например на www.e1.ru, размещают ссылки на свой сайт на различных порталах и т. д. Из печатных СМИ рекламу чаще всего заказывают в профильных журналах и справочниках: «Лeтабуре», «Ремонт BLIZKO», «Стройка», «Дом и офис», «Татлин» и др. По оценке г-жи Евсеевой, в первые три-четыре месяца на продвижение следует заложить от 60 тыс. руб., затем расходы можно будет сократить вдвое. Елена Сулла считает, что начинающей студии на размещение рекламы будет достаточно 30 тыс. руб. в месяц.

Поиск клиентов через знакомых дает студии возможность наработать порт­фолио и получить первые рекомендации или благодарственные письма. Многие заказчики после дизайна квартиры или коттеджа приходят в студию за проектами помещений, связанных с их бизнесом.

Компании заключают с заказчиком соглашение, в котором четко прописывают этапы работ и сроки выполнения. Обычно с клиента берут предоплату в размере 30-70% от суммы заказа.

СОВЕТ от «МиА-проект»:
«Подпишите договор подряда со строительной компанией. Обычно у заказчика нет знакомой бригады, которая может воплотить дизайн-проект в жизнь. А строительные фирмы, в свою очередь, часто направляют клиентов в студии, с которыми сработались».

Когда окупятся вложения?

Расценки на дизайн-проекты в Екатеринбурге уже устоялись — 0,8-1,2 тыс. руб. за кв. м (для помещений от 20 до 200 кв. м). Растущей студии придется начинать с наи­меньшей стоимости. Михаил Бабец подчеркивает, что запустить плановое производство на рынке креативных услуг сложно — слишком сильно различается скорость выполнения работ дизайнерами и сложность проектов. К тому же обращения заказчиков нерегулярны. Однако, полагает он, в среднем дизайнер может в месяц сделать проект на 100-150 кв. м. Обычно специалист ведет сразу несколько проектов, и на обслуживание одного клиента (типовой квартиры в 100 кв. м) уходит до трех месяцев. В месяц студия из трех дизайнеров может заработать 240-360 тыс. руб.

Эксперты отмечают, что объем заказов начинающей компании будет расти постепенно. Как полагает г-жа Сулла, в первый год фирма сможет получить и обработать минимум шесть заказов на квартиры по 100 кв. м каждая. Ольга Евсеева дает более оптимистичные прогнозы, считая, что в месяц будет обращаться до трех-четырех клиентов.

Руководители дизайн-студий сходятся во мнении, что окупить вложения можно примерно за год. По подсчетам «ДК», чтобы уложиться в этот срок, компании с тремя штатными работниками придется за год получить заказы на 760 тыс. руб.

 

bonus
Направления для дальнейшего развития
Года через три студия может освоить новые специализированные направления. Например, предлагать клиентам обустройство жилья по прин­ципам фэн-шуй или делать ландшафтный дизайн. Так, «1-й Центр Дизайна» помимо создания интерьеров предоставляет услуги фитодизайна. В дальнейшем компания может диверсифицировать бизнес, став дилером производителя отделочных материалов и открыв при студии магазин. В частности, «МиА-проект» выступает дилером производителя фресок, а интерьерный центр «Домино» поставляет акустические потолки и панели. Маргарита Жукова отмечает, что можно организовать и собственное производство: «Желательно, чтобы при студии была своя мастерская, в которой можно изготовить что-то индивидуальное, допустим, эксклюзивные штукатурки или лепнину». Третьим сопутствующим направлением деятельности дизайн-студии могут быть строительные работы.
 
 

1 Дизайн-проект включает три раздела: эскизы помещения с новым интерьером, рабочие чертежи, по которым строители смогут воплотить в жизнь идеи дизайнера, и перечень необходимых отделочных материалов и мебели.

детали
 
На чужих ошибках
 
Елена Сулла
директор интерьерного центра «Домино»:
«В свое время мы не прописали в договоре технологию взаимоотношений дизайнера и заказчика — сроки выполнения этапов работ и обязанности клиента. Заказчик может отменять встречи с дизайнером одну за другой из-за собст­венной занятости, а после обвинять студию в срыве сроков. Компания теряет деньги — платит неустойку за каждый день просрочки. Заказчик может испортить репутацию студии, распространяя информацию о ее необязательности. Доказать, что дизайнер не виноват, можно, лишь четко обозначив в договоре обязанности сторон и сроки. Полезно для подстраховки вести журнал встреч с клиентом».

Ольга Евсеева
генеральный директор компании «1-й Центр Дизайна»:
«Мы теряли заказы, неправильно выстраивая отношения с клиентом. Обычно дизайнер выезжает на объект и затем бесплатно рисует для заказчика три фрагмента интерьера, например зону мойки в кухне в разных стилях. Раньше мы шли навстречу заказчику и высылали ему эскизы по электронной почте. Бывало, дизайнер рисовал и комнату в целом, чтобы клиент лучше представлял будущий интерьер. Получив готовое решение, заказчик пропадал, не оплатив работу (на эскизы уходит три дня). Сейчас посмотреть эскизы клиент может у нас в офисе, а взять домой — только заключив договор и внеся предоплату».
итоги
 
Цена входного билета
Расчет для студии, в которой работают три дизайнера (один из них — директор). В первый год студия в среднем принимает заказы на создание дизайн-проектов 210 кв. м помещений в месяц. Стоимость работ — 900 руб./кв. м. Компания арендует 20 кв. м под офис по цене 1,3 тыс. руб. за кв. м. Дизайнеры получают оклад и 5% от суммы заказа.