Меню

«Суеверия дают надежду». Бизнесмены Екатеринбурга не верят в черных кошек, но читают знаки

Иллюстрация: Бизнес и жизнь

«Бизнесмены приходят в буддийский храм и говорят: «Будда, пожалуйста, уничтожь моего конкурента!» И ты думаешь: «Серьезно? Наверное, Будда тоже такой: «Извини, сатанинская секта на соседней улице».

Герои журнала «Бизнес и жизнь» смеялись, когда их спрашивали о черных кошках, просыпанной соли и вывернутых наизнанку пиджаках. Но к лицам даже самых отъявленных скептиков вернулась серьезность, когда каждый из них вспомнил свою историю, в которой иррациональное брало верх. 

Чистая интуиция лучше знает

Станислав Воробьев, собственник компании «Союз-Мебель»:

— Часто можно видеть, что успешные бизнесмены высокого полета обращают внимание на знаки и слушают свою интуицию. Вот, например, Сорос. У него больная спина. Когда он заходит в ошибочную сделку, спина начинает болеть по-другому, Сорос понимает, что из этой сделки толку не будет, и выходит из нее. Таким образом, через ощущения в теле его интуиция дает ему знак, как лучше поступить в той или иной ситуации.

Я езжу по всему миру и изучаю местные традиции шаманизма, наблюдаю, проверяю, глубоко верю и пользуюсь. Обращаю внимание на два базовых для меня момента: сновидения и ощущения в теле. Недавно один из моих снов позволил мне принять важные для бизнеса решения. Снится мне, что я еду на Ferrari мимо своей фабрики. Смотрю, а моя машина, та, которая есть у меня сейчас в действительности, стоит чуть-чуть наклоненная набок и как бы под воду уходит, тонет. И тут меня осеняет, что Ferrari — машина-то не для России, я разворачиваюсь и еду в Европу. Следующая картинка в моем сне — я катаюсь по Испании, где Ferrari куда органичнее вписывается в окружающие реалии. Я этот сон так интерпретировал. Автомобиль во сне — это всегда движущая сила в бизнесе, работе, карьере, поэтому очень важно учитывать, кто им управляет, куда он движется и с какой скоростью. Раз Ferrari — машина по классу выше, чем та, которая у меня есть сейчас, значит, это потенциальные возможности. Но если моя настоящая машина тонет, значит, меня ждут какие-то сложности. Основываясь на динамике, которую символизирует Ferrari, и направлении моей поездки, я интерпретировал все это как предстоящие скачки курса валют и удешевление рубля. Эта информация пришла ко мне очень вовремя — прямо за несколько дней до недавнего падения рубля я успел принять необходимые для моего бизнеса меры.

Я также часто ориентируюсь на ощущения в теле. Наблюдаю за собой, слушаю сигналы своего тела и стараюсь сделать из этого рабочий инструмент. При принятии некоторых решений можно пользоваться приемом, который называется «опустить голову в живот» или «посмотреть из живота». Допустим, передо мной стоит выбор: два предложения, на первый взгляд вполне себе равнозначные. Например, чему посвятить выходной день: поехать в другой город или остаться дома. На уровне логики очень сложно предположить, что будет более благоприятным для меня. Поэтому я мысленно помещаю обе ситуации в область желудка. Дальше слушаю, какие ощущения у меня вызывает каждая из них. Потом просто сравниваю ощущения и принимаю решение.

Дело в том, что чистая интуиция человека не подвержена ни прошлому опыту, ни чужому мнению, ни социальным нормам, поэтому решения, которые она подсказывает, для нас заведомо лучше. Логика, в отличие от интуиции, работает по-другому: наш мозг структурирует тождественную информацию из предыдущего жизненного опыта. Вот как с Фукусимой получилось: проектировщики всё сделали правильно, опираясь на классическое мышление, — взяли самое сильное землетрясение за всю историю сейсмических наблюдений и сделали семикратный запас. А землетрясение оказалось не семикратное, а девятикратное, и система дала сбой. Человек так и устроен: мы всегда считаем, что должно быть так, как было до этого. Но ведь как и в одну реку дважды не войдешь, так и абсолютно идентичных ситуаций не бывает. Поэтому будет нелишним пользоваться инструментами, имеющими более тонкие настройки.

Случайности не случайны

Андрей Овешков, совладелец и генеральный директор сервиса по доставке правильного питания Smart Food:

— Я хочу на себя примерить, насколько я суеверный. Если возвращаюсь домой, точно подойду к зеркалу, посмотрюсь в него и скажу: «Ангел мой, пойдем со мной». Это бабушка меня на­учила. Бабушка у меня жива еще, тьфу-тьфу-тьфу, — 80 лет. Надо позвонить ей. О, точно, вот так работает суеверие. Я, значит, суеверный.

У меня был ритуал, когда баскетболом занимался профессионально: я завязывал шнурки не в раздевалке, как все это делали, а когда приходил в зал. То есть мне нужно было прийти в зал, сесть, ощутить атмосферу какого-то включения, что ли, и после этого… шнурки — это какой-то последний рубильник. Я тогда учился в институте, и у меня был сезон очень тяжелый. Помню, прихожу в раздевалку, нужно переодеваться, а сил, чтобы это сделать, нет. А последний момент, когда ты должен из этого состояния вынырнуть, — это когда ты завязал шнурки. То есть у тебя уже без вариантов в этом состоянии быть. Иначе ты получишь травму, проиграешь, подведешь команду. И, может, с того момента я стал это делать более осознанно. Даже сейчас, когда хожу в тренажерный зал, все равно завязываю шнурки в самом зале. Для меня это связано с желанием настроиться на волну.

Отец моей супруги — инженер авиации, а в этой сфере никогда не говорят слово «последний». Это связано с несчастными случаями, которые у летчиков происходят, особенно у военных. Нужно говорить «крайний». И в семье была такая ситуация, когда погиб лучший друг отца. Это у меня так глубоко засело: надо говорить «крайний», чтобы не провоцировать судьбу на последний вылет.

Недавно был на встрече с серьезным бизнесменом, пришел с портфелем, поставил его на пол. Он говорит: «Эй, так нельзя делать! Поставь на стул, денег не будет…» А еще есть классная история по поводу кошки, которая перебежала дорогу. Мне было, наверное, лет 20. И мы с моим институтским другом поехали в выходные на дачу. Вдруг он мне кричит: «Тормози! Прямо вот сейчас!» — так напугал меня. Я затормозил, спрашиваю: «Что случилось-то?» Мимо машина проезжает, он говорит: «Все, езжай. Потом расскажу». С горки спускаемся, а тот чувак, который нас обогнал, стоит с милиционерами и документы достает. А потом выяснилось, что друг увидел кошку черную, а я ее не заметил издалека. И получается, что мы остановились, пропустили этого парня, его поймали за скорость, а мы спокойно проехали, и нас не наказали.

«Случайности не случайны» — и я в это тоже искренне верю. У меня приятель есть Максим, он сейчас возглавил направление, связанное с автобусными перевозками. А у меня в свое время была компания, которая строила большие объекты для «Газпрома», и механик старший, который занимался автомобилями. Мы с Максом встретились, он мне рассказал, что они сейчас делают такую компанию, и спросил, нет ли у меня знакомых механиков. Я говорю: «Есть!» На следующий день были на «ИННОПРОМе», стоим у стенда с приятелем, и подходит вот этот механик, который работал у меня. Мы не созванивались, ни о чем не договаривались. Я говорю: «Денис, тебе точно сюда надо работать идти. Вот вообще без вариантов». Это энергия так работает во Вселенной, что нужные люди в нужный момент притягиваются.

Бесполезных встреч не бывает

Даниил Макеранец, соучредитель Be Brand Group:

— Я вообще всю жизнь был человеком, не особо обращающим внимание на разные приметы и суеверия. Но я верю в знаки, которые появляются во время коммуникации с людьми. Если ты настроен на какую-то цель, то начинаешь замечать в разговорах и встречах подсказки о том, как эту цель осуществить. Это и есть знаки, которые могут привести к масштабному результату. Другое дело, настроен ты их видеть или нет.

У меня была такая история. На одной встрече я обсуждал со знакомыми важный на тот момент проект. Обсуждение шло туго и в итоге вообще зашло в тупик. Было понятно, что встретились мы зря и делать в итоге ничего не будем из задуманного. Но в процессе разговора совершенно случайно сформировалась идея другого очень важного проекта, посвященного 9 Мая. Я подумал, что к празднику можно сделать историю не в ура-патриотическом или продвигающем какие-то политические вещи ключе, а показать настоящие боль и ужас войны. Я три года искал деньги на этот проект, и, слава богу, РМК откликнулась. Мы сделали театр на голой земле, водопад в центре Екатеринбурга превратили в реку крови, построили стеклянный мост над Плотинкой. В последний день подготовки я потерял два килограмма от волнения, потому что по большому счету деньги и разрешение на это всё мне дали под имя. В итоге получился проект, которым я горжусь, потому что люди испытали настоящие эмоции.

Так получилось, что я мог потерять время на той встрече, с которой все началось, но приобрел идею, которую потом мы смогли офигеть как круто реализовать. Сейчас в любом общении я стараюсь искать не только смысл того разговора, который происходит, но и глобально всё, что можно зацепить. Даже из простого слова в беседе может пойти интересная ветка событий, которая приведет тебя к нужному результату.

Меня очень часто приглашают на мероприятия, и я хожу всего процентов на десять из них, но и это оказывает колоссальное влияние на мою жизнь. Однажды нас с коллегами позвали на рядовую вечеринку, мы решили пойти. Думали, что-то послушаем, выпьем, перекусим, а в итоге оказались в офисе гигантской компании, с которой потом заключили контракт. Конечно, невозможно ухватиться за все. Но в этом есть стимул — пойти туда, куда даже не хочется, потому что я знаю: бесполезных встреч не бывает.

Правило трех всегда работает

Сергей Карякин, автогонщик, учредитель компаний «Трансрегионлес», «Авиамейлер», УК «Лесная»:

— Я верю в «правило трех». Если я допускаю две похожие ошибки подряд, в третий раз оплошность оборачивается чем-то глобальным. Это правило у меня работает уже лет семь. Последний случай был в этом году на ралли Дакар в Перу.

Во время гонки обычно случаются мелкие и серьезные неточности в пилотировании. Каждый раз я считаю подобные случаи, чтобы понимать, осталось ли у меня право на ошибку. На Дакаре было как раз три ошибки. Гонки проходили в сложных песках разной плотности — мягкие пески быстро чередовались с твердыми. Из-за этой разницы образовались воронки с резкими спусками и подъемами. Первый раз я попал в воронку на небольшой скорости и разбил губу. Второй раз я уже разбил себе нос и сильно ударился головой, получил сотрясение, но финишировал участок. Тогда я уже понимал, что это был последний раз, когда мне повезло. И вот в третий раз вышло так, что я разогнался до 120 километров в час, на пути была воронка, я ехал сверху, видел ее и мог просчитать заранее, но не учел другую опасность и ударился в твердый песок. По ощущениям это как въехать на машине в бетонную стену, которая внезапно возникла за поворотом. Мышцы выдержали, но сломались кости на обеих руках.

В такие моменты главное — провести параллель между неудачами. Важно заметить, что какие-то события схожи и одно предшествует другому. Судьба всегда дает нам шансы ошибаться и учиться. Первый раз тебе прощается, второй — это еще один шанс, а третий раз станет последним. Понятно, что жизнь мы вершим сами, но какая-то судьба все-таки есть. Шансы на ошибку даются, чтобы переосмыслить механизм того, что ты делаешь.

Возможно, «правило трех» просто как-то дисциплинирует меня. Может, мне хочется в него верить, чтобы не расслабляться лишний раз. Каждый верит в то, что хочет. Не могу сказать, что я рассказываю всем: «Представляешь, как у меня было», но частенько езжу в школы, детские дома, разговариваю с ребятами про какие-то свои падения, сложившийся жизненный опыт и привожу примеры, в том числе и «правило трех». Надеюсь, что мой опыт им пригодится.

Иррационально разве что поведение женщин

Сергей Ременник, учредитель ресторанов «Гастроли», «Фая», «Крабы, гады и вино» и др., мастер спорта России международного класса по автоспорту:

— Я не брею бороду перед гонками, но отдаю себе отчет, что это традиция, а не суеверие. Просто мы со штурманом давно договорились, что на гонках не бреемся. Как в фильме «Три плюс два»: «Клянемся не бриться, не пить, не курить и остаться дикарями». Я даже пробовал бриться, но от гладкого подбородка ничего не изменилось.

Я скучный в этом плане товарищ, хоть и не бреюсь перед ралли, но во все остальные приметы — черных кошек, соль через плечо — не верю. Ведь у каждого суеверия есть история. Почему черная кошка — это плохой знак? Потому что когда-то всадник не увидел ночью черную кошку, упал из седла и травмировался. Откуда традиция посидеть на дорожку? Из восточной культуры. Люди думали, что так обманывают злых духов. Смотрите, духи, я никуда не иду, расслабьтесь — и тут же перешагиваешь порог. Да даже интуиция. Из чего складывается интуитивное восприятие? Из жизненного опыта. Мы же не думаем, как мы дышим, мозг очень быстро обрабатывает задачу и дает сигнал к действию. И интуиция — это объем знаний и опыта, который обрабатывается на бессознательном уровне, и из этого всего складывается чувство, подсказывающее — так нужно.

Думаю, все можно объяснить, я — за науку. Иррациональным мне кажется только поведение женщин и поколения Z. Все суеверия — от недостатка образования и маленького кругозора, и, отвлекаясь на такие мелочи, ты тратишь время впустую и отступаешь от основных целей на своем пути.

Например, в автоспорте очень важно концентрироваться на дороге. Потому что, когда ты несешься боком и смотришь не на выход из поворота, а на дерево, которое может создавать угрозу, ты обязательно приедешь в это дерево. Точно так же в бизнесе. Можно иногда убиться, выбирая вазу для зубочисток, но зачем мне концентрироваться на этом, есть же специально обученные люди, которые могут сделать это за тебя. И прежде чем переходить на другую сторону, когда очередная кошка перебежит дорогу, нужно подумать — стоит ли это действие твоего времени.

Просто надеваю счастливые трусы

Ань Нгуен, владелец сети вьетнамских кафе Vietmon:

— Я суеверен и думаю, что российские бизнесмены старого поколения тоже суеверны. Вьетнамцы такие же. Очень многие бизнесмены приходят в буддийский храм, молятся и говорят: «Будда, пожалуйста, уничтожь моего конкурента!» И ты думаешь: «Господи, как такое может быть? Серьезно? Я даже не знаю, что тут сказать, чувак». И это прямо вслух, чтобы услышали все. Мне кажется, Будда тоже такой: «Извини, человек, ты тут ошибся адресом. Сатанинская секта на соседней улице».

Чтобы день был счастливым, без шуток, надеваю счастливые трусы. С ними связано очень много событий, скажем, открытие кафе, хорошие новости. Поэтому теперь появилась такая примета: если все чистое белье закончилось и осталась только эта пара, значит, случится что-то счастливое. У кого-то счастливые — носки. Извините, у каждого свое.

Заранее пару ни к чему не готовлю. Иначе я как будто вынужден забирать эту силу или удачу специально. Тогда она потеряет свое свойство. Можно ждать чего-то счастливого, только если очередь по-честному дошла.

Последний раз мы выиграли суд на Гагарина. Это был решающий момент для филиала, я боялся, что что-то может случиться. И утром проснулся очень взволнованный, принял душ, открыл шкаф. Всё в стирке, осталась только счастливая пара. И я такой: «Оп, может, что-то хорошее произойдет». Все равно, конечно, волновался: все-таки примета есть примета. И тут адвокат звонит и говорит: «Слушай, Ань, все получилось! Все хорошо. Я сейчас приеду и расскажу». И я такой: «Да-а-а, да-а-а! Это всё они!» Так и есть.

Есть примета, связанная с продажами. Когда нет клиентов, я встаю за кассу и пересчитываю деньги. Ни о чем не думаю в этот момент, просто беру и считаю, считаю, считаю. Обычно, когда я досчитываю до 20 или 30, люди заходят.

Вообще, суеверие дает надежду. В бизнесе, как и в любом деле, всегда есть спады и подъемы. Когда мы на подъеме, то уверены в себе, говорим, что все хорошо, за горизонтом большой успех. Но когда происходит падение, у тебя должна быть хоть какая-то надежда. Мне кажется, что ты как глава, как капитан должен рулить своим бизнесом в нужном направлении. И ты должен быть самым позитивным, энергичным. И эти маленькие суеверия хоть и незначительны, но придают успех и уверенность в завтрашнем дне.

Архив «Бизнес и жизнь» на DK.RU, сентябрь 2018 г.