Меню

Sun-узел проблем

  Индийская группа Sun - одна из старейших иностранных компаний в России. С 1958 г. она занималась поставками советского горнодобывающего оборудования в Индию, а оттуда в СССР поставлялись промтова

Государство покидает пивной рынок. В Свердловской области осталось одно предприятие с участием Федерации - завод "Патра". Решение власти продать блокирующий пакет уральского пивзавода вызвало трения между топ-менеджерами компании и группой Sun, уже 10 лет претендующей на завод.

 

Индийская группа Sun - одна из старейших иностранных компаний в России. С 1958 г. она занималась поставками советского горнодобывающего оборудования в Индию, а оттуда в СССР поставлялись промтовары, пользовавшиеся большим спросом. Более чем за 40 лет группа изучила российский рынок и определила, в какой отрасли может получить хорошую прибыль. Максимум своих усилий компания приложила к пивному рынку. В 1998 г. группа Sun и бельгийский пивоваренный концерн Interbrew слили свои капиталы и образовали компанию Sun Interbrew для работы на рынке России и Украины. Пивную индустрию этих стран аналитики инвестиционных компаний признали самой быстрорастущей в мире. В России потребление пива с 15 литров на человека в 1996 г. возросло до 38 литров в 2000 г. По некоторым оценкам, сейчас оно составляет чуть более 40. В Свердловской области эта цифра чуть выше, чем в других регионах и составляет, по данным облкомстата, 44,2 литра. Местные производители прогнозируют, что к 2004 г. свердловчане в среднем будут выпивать до 60 литров в год. Пожалуй, это одна из главных причин, по которой западные пивовары интересуются местным рынком.

Очевидно, что группа Sun давно поняла преимущества уральского рынка и хотела как можно скорее получить контроль над основными заводами, пока в регион не пришли другие иностранные пивовары. Выбор пал на "Патру". Вернее, тогда это был государственный завод минеральных вод и безалкогольных напитков "Свердловский". Предприятие разливало минералку, газированную воду и Pepsi. На деньги от реализации этой продукции строилась пивная линия по чешской технологии. Это было самое новое и прогрессивное пивоваренное оборудование в регионе. В 1992 г. индийские инвесторы вышли на руководство предприятия с предложением создать совместное предприятие по производству пива. Местные пивовары с радостью приняли предложение, тем более что сами хотели акционироваться, но мирно сотрудничать индийцам и уральцам не удалось.

Между инвестором и топ-менеджментом завода возникли разногласия: у каждого были свои планы на дальнейшее развитие. Директор пивзавода Геннадий Осколков представлял Sun не более как стратегического инвестора, а исполнительный директор и фактически владелец Sun Шив Кхемка полагал, что станет владельцем завода. В итоге компании создали в 1993 г. совместное предприятие АОЗТ "Екатеринбургская пивоваренная компания". Практически 61% акций общества достался Sun через аффилированную компанию Omalin Ltd., которая заплатила за пакет $92 тыс., а 39% - государству. В качестве уставного капитала оно внесло имущественный комплекс завода минеральных вод и напитков "Свердловский". В итоге, группа Sun стала владельцем контрольного пакета в новом обществе и могла претворять свои идеи по захвату местного рынка в жизнь, но их реализации помешало создание ОАО "Патра".

Заявка на регистрацию предприятия была подана в 1992 г., как раз в момент переговоров с Sun о создании СП. В документе предлагалось приватизировать все тот же завод "Свердловский" и на его базе создать общество. В 1994 г. государство удовлетворило требования трудового коллектива и приватизировало завод. Фактически одно и то же имущество оказалось в двух разных компаниях. Как это произошло, в органах власти внятно так никто и не может пояснить. Дмитрий Ковалевский, начальник отдела по управлению собственностью Уральского межрегионального отделения российского фонда федерального имущества: Скорее всего, госорганы ошиблись при передаче имущества, но не признают этого. Иначе им придется выплачивать из бюджета гигантские суммы, компенсировать потери акционерам и так далее.

Трудно сказать, умышленно или по неведению руководство завода "Свердловский" воспользовалось ошибкой чиновников, которые при приватизации не учли недостроенные объекты и дважды продали одно и то же имущество. Ясно только, что дальнейшие действия по регистрации ОАО "Патра" были вполне законны. Патра стала правопреемником имущественного комплекса предприятия, контрольный пакет акций достался трудовому коллективу.

Тяжба о том, что считать пивоваренным заводом - ОАО "Патра" или АОЗТ "Екатеринбургская пивоваренная компания", - продолжается до сих пор. Решить проблему вне стен суда пытались обе стороны.

В 1998 г. руководство "Патры" на внеочередном собрании акционеров ЕПК в отсутствие представителей группы Sun пыталось ликвидировать Екатеринбургскую пивоваренную компанию. Основанием послужило то, что ЕПК не выполняла свою обязанность - инвестирование в завод. По словам пресс-секретаря ОАО "Патра" Сергея Салыгина, это было одним из главных условий создания совместного предприятия. Он заявляет, что была даже составлена инвестиционная программа, по которой фирма Omalin обязалась с 1993 по 1997 гг. вложит в завод около $10 млн. Но этих средств предприятие так и не дождалось. Однако представитель Sun на Урале адвокат Владимир Винницкий уверяет, что никакой программы вообще не существовало: Инвестиционная программа - всего лишь письмо, адресованное руководству Sun. В нем бывший генеральный директор Геннадий Осколков уведомляет группу о том, что хочет получить инвестиции в размере $3,3 млн. Письмо никакой юридической силы не имеет. Это желания г-на Осколкова, и не более того. Ликвидировать ЕПК так и не удалось, но из-за противостояния структура оказалась парализованной.

В том же 1998 г. Sun предприняла попытку попасть на завод. По словам пресс-секретаря ОАО "Патра", через оффшорную компанию Damsel Ventures группа Sun стала владельцем 23,8% акций завода. Можно предположить, что его слова верны. В апреле текущего года президент Sun Interbrew Андре Векс в интервью газете "Ведомости" обмолвился о том, что Sun является акционером "Патры". Казалось бы, Sun таким образом хочет подстраховаться: если не получится в судебном порядке получить завод, то возможен контроль через акции. Однако пакет в 23,6% не является даже блокирующим и не позволяет влиять на политику предприятия. Государство практически сделало подарок Sun, объявив о продаже своего пакета. Победа в аукционе означает, что группа будет контролировать более 49% акций. А недостающие два процента, вероятно, постарается выкупить у трудового коллектива.

На прошлой неделе директор торгового дома "Патра" Олег Кудрявцев объявил цену госпакета - $25 млн. Это вызвало бурную реакцию со стороны Sun. В своем пресс-релизе компания вспомнила непростую историю взаимоотношений с "Патрой" и намекнула на то, что стоимость сильно завышена. На заводе заявление Sun восприняли однозначно - группа решила участвовать в предстоящем аукционе, но не намерена платить большие деньги.

Трудно сказать, как пройдет аукцион, условия его проведения сейчас обсуждаются в федеральном министерстве имущественных отношений. Однако можно спрогнозировать, что крупных западных пивоваров он не привлечет: вряд ли кто-то добровольно захочет приобрести имущество, которое в будущем можно отсудить. "Патра" нас мало интересует. Мы если и приходим на предприятие, то это должен быть контрольный пакет, - заявил вице-президент пивоваренной компании "Балтика" Адам Тлехурай. 

Распри между менеджерами и инвестором ни тем, ни другим добра не принесли. Sun в итоге не может включить завод в сферу своего влияния и увеличить долю на рынке: сейчас "Патра", по данным маркетингового агентства "Бизнес-Аналитика", контролирует около 1% отечественного рынка пива. Технологически завод отстал от остальных предприятий отрасли года на три, так как инвестиции в необходимых объемах он так и не получил: сейчас деньги на развитие берутся из оборотных средств завода. Предложить достойный выход из ситуации никто не может, а чиновники свою вину в подготовке почвы для конфликта признать не хотят.

 

Sun Interbrew контролирует 15-18% пивного рынка и является второй компанией в России после Baltic Beverage Holdings. В состав группы входят восемь отечественных заводов и четыре украинских. По 34% голосующих акций компании принадлежат бельгийскому концерну Interbrew и индийской инвестиционной группе Sun. Остальные - портфельные инвесторы. Крупный пакет акций принадлежит также инвестиционному фонду "США-Россия".